Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
На протяжении пяти лет ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Льдинка» осуществляет программу «Здоровье». Особенности ее реализации в районе Крайнего Севера обусловлены климатическим условиями и социально – гигиеническими факторами, оказывающими негативное воздействие на здоровье человека: • Длительная и суровая зима; короткое и холодное лето; • Полярная ночь и полярный день; • Нарушение обычной для умеренного климата фотопериодичности, с чем связано «световое голодание» и «световое излишество»; • Перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха «кислородное голодание»; • Монотонность внешней среды; • Специфичность питания; • Условия проживания - в холодный зимний период большую часть времени дети проводят в помещении, что также отрицательно влияет на здоровье (уровень освещенности, относительная влажность воздуха, температурный режим, содержание окиси углерода, степень переутомления, снижение двигательной активности).
Актуальность проблемы здоровья воспитанников ДОУ определяется еще и высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста в межсезонный период и период адаптации. В соответствии с программой «Здоровье» в план НОД, начиная со среднего возраста, включены 4 занятия физической культурой: 2 занятия в физкультурном зале, 2 занятия в бассейне. В младшем дошкольном возрасте проводится 2 занятия в физкультурном зале и 1 занятие в бассейне.
С целью обеспечения индивидуального подхода к оздоровительному и физическому развитию в начале учебного года проводится мониторинг уровня физического развития, определяется выбор средств физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Специалистами учреждения разрабатывается объем занятий, специальные мероприятия, которые проводятся с детьми в режиме дня. Особое значение при разработке занятий придается физкультурно-оздоровительным занятиям в двигательном режиме. Это комплексы утренних гимнастик и гимнастик после сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физминутки, динамические паузы, двигательные разминки.
Один раз в месяц во всех возрастных группах проводится тематический день здоровья. Ежегодно в ДОУ проводится Неделя нескучного здоровья в которой участвуют и дети и родители. В рамках этой недели проводятся спортивные соревнования между командами сотрудников детского сада с целью пропаганды здорового образа жизни.
Составлен график оптимального двигательного режима и прогулок в полярную ночь и актированные дни. Также на протяжении всего периода полярной ночи дневной сон детей продлевается на 15 минут.
Для оптимизации двигательной активности и закаливания разработаны комплексы мероприятий, включающих в себя упражнения в сочетании с воздушными ваннами, коррегирующая гимнастика.
В рамках реализации плана преемственности ДОУ и начальной школы ежегодно проводится совместный урок физической культуры и спортивная спартакиада между детьми старшего дошкольного возраста и первоклассниками.
Реализуя дополнительные образовательные услуги по физическому направлению в детском саду организованы спортивные секции: - по баскетболу «Школа мяча»; - по акробатике «Неваляшки». Наши воспитанники ежегодно принимают участие в городских спортивных мероприятиях : - «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- «Зимняя спартакиада». Команда сотрудников детского сада участвует в городских мероприятиях: - лыжные гонки на приз Главы Таймыра;
- массовый забег «Лыжня Таймыра»; - соревнования по плаванию, теннису, волейболу; - День физкультурника;
- массовый забег ко Дню металлурга. Опыт работы ДОУ «Льдинка» систематически освещается в газетах «Льдинка - серебринка» и «Таймыр».