Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Степкаева Елена Анатольевна

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникновения государства и с первыми русскими  князьями.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Правило работы в группах
1 При обсуждении выслушать мнение каждого.
2 Обсудить ответы и выбрать правильные.
3 Выбрать одного отвечающего.
4 Руководителю группы следить за порядком.
5 Готовность группы показать сигналом.
Определяем проблему
Когда появились люди на территории нашей страны по данным науки?
На территории нашей страны люди жили 35-40 тыс. лет назад
Что удивило Илюшу?
Памятник, который он видел, называется «Тысячелетие России».
Какое заметили противоречие?
На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России тысяча лет.
Какой возникает вопрос?
Физминутка
А теперь ребята встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И вернитесь вновь за дело.
Славянский посёлок.
Когда на Руси появилось государство.
(урок первый)
Урок окружающего мира 3 класс
УМК « Школа 2100»
Учитель начальных классов
Степкаева Елена Анатольевна
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Ромненская
СОШ им. И. А. Гончарова.
село Ромны
Что мы не узнали из карт?
1 Кто такие восточные славяне?

2 Как жили и чем занимались на территории России.
3 Во что верили восточные славяне?
4 Когда образовалось государство?
Восточные славяне.
Восточные славяне – племена, которые в древности жили на территории нашей Родины. От них произошли современные народы – русские, украинцы и белорусы
.
Род – союз семей , происходящих от одного и
того же предка. В одном роду все являются родственниками.
Племя
– союз родов , живущих на одной земле и происходящих от одного предка
.
Название
«славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый
».
Открываем новые знания.
Рассмотрите карты на стр. 30. Что вы заметили общего?
Какое время изображено на картах?
Можно ли территорию славян назвать государством?
Чем отличаются карты?
Что появилось к концу
IX
века в Восточной Европе?
Появилось новое государство Древняя Русь.
Печей
и
дымовых

труб

совсем

не

умели

делать
в
древности
, а
устраивали

среди

жилищ

очаги
, где и
разводили

огонь
, а
дым

уходил
в
отверстие
в
крыше

или
в
стене
.
Скамьи
,
столы
и
вся

домашняя

утварь
делались
из

дерева
.
Определяем проблему
Тема урока:
Когда на Руси появилось государство
Сколько лет нашей стране 40 тысяч или одна тысяча?
Жили

они
в
наземных

столбовых

домах

или

полуземлянках
, где
устраивались

каменные

или

глинобитные

очаги
и
печи
. В
полуземлянках

обитали
в
холодное

время

года
, а в
наземных

постройках
-
летом
.



Подписи к слайдам:

Не

было


мира


между


племенами
,
притесняли

их

соседи
,

князья

обороняли

свои

земли
и
воевали

друг
с
другом
.

Охота и рыбалка.
Охотились славяне на самых разнообразных животных. Реки изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.
Постепенно
в
общественной


жизни

славян

происходят


важные

изменения
.
Более

тысячи

лет

назад

славянские

племена

начинают

объединяться
,
появляются

богатые
,
защищенные

крепостными

стенами

города

Земледелие.
Земледелие – было основным занятием восточных славян. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь). Выращивались также и технические культуры (лён, конопля)
Сварог
– Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.
Сварог
был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Именно
Сварог
подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо
Перун – Бог защитник. Он заботится обо всех. Перун – Бог грома и молнии, покровитель воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного
успеха.
Боги.
Род –родитель всего живого и сущего. Род породил всё что мы видим вокруг.
Лада – любовь, дающая энергию всему живому.
Русь языческая. Жертвоприношение Перуну
Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые знания о других верах они получали от заморских купцов и проповедников, в военных и торговых походах.
Самих идолов – статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, многие каменные были разрушены и утеряны…
Поэтому о языческой религии мы узнаём из письменных источников.


Подписи к слайдам:

1. Е
. В.
Сизова
, Д. Д. Данилов, М. Е. Данилов
Окружающий мир . Моё Отечество 3 класс.
2. Методические
рекомендации для учителя.
Москва БАЛАСС 2009
3. Ресурсы
интернета:
http://bigpicture.ru/?
p=3752
4.Тексты
, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество»
А.А.Вахрушев
,
Д.Д.Данилов
,
Е.В.Сизова
,
С.В.Тырин
.
5. Изображения
с
http://images.yandex.ru
. 6.
Авторские задания.
Источники.
Князь Владимир
Ещё

через

сто

лет,в
988
году

великий

князь

Владимир

Святославич

повелел

всем

жителям

Руси

принять

христианство

новую

веру
в
единого

бога

Иисуса

Христа
.
Этот

шаг

был

им

сделан

для

сплочения

разноплемённых

жителей

своего

государства
.
1 Сегодня на уроке я узнал…
2 Мне было интересно…
3 Мне было трудно….
4 Мне было непонятно…
5 Свою работу на уроке я оцениваю…
Итог урока.
Князь Олег.
В 882
году

новгородский

князь

Олег
, у
которого

была

самая

сильная

дружина
,
объединил

большинство

племён
.
Своей

столицей

он

избрал

город

Киев
.
Так

возникло

Древнерусское

государство
.
1 Прочитать материал на стр. 28-31. Вопросы стр. 31.
2 Желающим. Найти материал и создать книжку малышку о праздниках: Коляда, Иван Купало, Масленица, Троица, Праздник Русалок.
Домашнее задание.
Подводим итог урока.
Применяем новые знания.
Что мы хотели сегодня выяснить?
Сколько лет нашей стране 40 тысяч или одна тысяча?
Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?
История страны начинается со времени возникновения государства ( когда появляются границы, столица, правительство, законы). До
IX
века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.
1 « Племена объединились» – единая территория, границы.
2 Великий князь правительство, законы
3 Сильная дружина – сила порядка.
4 Киев – столица.
Предпосылки для создания государства.


Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО 

Урок 6.

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА

Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? 

Цели:

  1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
  2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
  3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I Организационный момент

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 1 3 4

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

  • Мы с вами разбились на 5 групп. Вспомните правила работы в группе.

1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося.

2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.)

Представители от групп учеников, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу.

– Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники.)

– Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.)

– Эти предметы сделаны людьми? (Да.)

– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.)

На доске появляется запись:

На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди.

Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.)

На доске появляется запись:

России тысяча лет.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.)

Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Ребята, давайте вспомним, что такое страна. (Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.)

А что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) (Тема 3.)

Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время?

Ученики могут назвать часы, календарь. Часами измеряют короткие промежутки времени. Календарь обычно рассчитан на один год.

 Как показать бесконечность времени?

Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река, время).

Работа в учебнике.

– Посмотрите на рисунок на с. 2627 учебника. Что здесь изображено? (Река времени российской истории.)

Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько периодов (частей, отрезков), чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо.) Как вы догадались? (По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.)

Работа в группах.

Задание группам: представители групп (те же или другие) около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У 1-й группы возникает затруднение – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи. Учитель просит сделать предположения, почему река времени российской истории начинается с IX века.

Что могло быть на территории России до IX века?

Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие:

а) страна с названием Русь, Россия  появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому;

б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.

– Составим план урока.

1 Как жили люди на территории нашей страны  до 9 века и что произошло потом?

2 Когда на территории нашей страны появились первые признаки государства?

Оцените себя на этом этапе урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 1 4 7 3 3

1. Работа с картами.

– Откройте учебник и рассмотрите карты на с. 30. Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.)

– Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.)

– Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей.)

 – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.)

 – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.)

Задача учителя – акцентировать внимание учащихся на том, что история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются чёткие границы, формируется армия для защиты этих границ, страной управляет правительство, находящееся в столице государства.

Обратимся к основному вопросу урока и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась?

После того как учащиеся останавливают свой выбор на версии, обозначенной нами, как версия  б), напротив неё ставим знак «+».

Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки:

1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д.

2) Как возникло государство Древняя Русь?

3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве?

Используя материал учебника с. 28 -31 и карточки на столах подготовить материал:

Работа в группах.

1 группа:   Кто такие восточные славяне.

2 группа: Чем занимались древние славяне.

3 группа: Во что верили древние славяне.

4 группа: Чем знаменит великий князь Олег?

 5 группа: Чем знаменит великий князь Владимир Святославович?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

IV. Самостоятельное применение знаний.

 

 2 1 4 4

Работа в группах.( ответы групп)

- Выступление 1 группы.

- А что такое племя? (Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка)

- А что такое род? (Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками)

- Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне? (По берегам рек и возле леса)

- Как вы думаете, чем занимались древние славяне?

Выступление 2 группы

-Как вы думаете, о чём могли просить восточные славяне своих богов?

Выступление 3 группы

-Постепенно в общественной жизни славян происходят важные изменения. Более тысячи лет назад славянские племена начинают объединяться, появляются богатые, защищенные крепостными стенами города.

В каждом племени  власть переходит в руки военных вождей - князей.

Не было мира между племенами, притесняли их соседи, князья обороняли свои земли и воевали друг с другом. И так продолжалось до 882 года.

Выступление 4 группы.

- Ещё одно знаменательное событие произошло  в древнерусском государстве спустя сто лет, в 988 году.

Выступление 5 группы.

- Какие же предпосылки были  у восточных славян для  создания государства?

1«Племена объединились» - единая территория, границы.

2 Общественное расслоение.

3Великий князь – правительство, законы.

4 Сильная дружина – сила порядка.

5 Киев – столица.

Оцените свою работу.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

-Что история страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание.

От восточных славян до нас дошли некоторые праздники, которые несут в себе отголоски тех древних времён.

Найдите и расскажите, что вы знаете об этих праздниках.

VI. Итог урока.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно…

-Мне было трудно..

- Мне было непонятно..

-Свою работу на уроке я оцениваю..

– Где пригодятся знания?

 Задания для  1 группы.

Карточка 1.

Отрывок из «Повести временных лет».

«…Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели  по Двине  и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка 2

       Жильём служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев – жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей,  а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

     Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь – она обогревала дом и на неё же готовили еду.

       Печь топилась «по-чёрному»- это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в доме, но от этого все стены в доме были в саже.

Карточка 3

В доме всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

      Как ни просто было устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.  

Задания для 3 группы.

Карточка 1

В ту далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили , что дикие животные являются их прародителями, могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное. Некоторые племена считали своими предками волка, медведя, олениху.

Божествами воды и плодородия у некоторых славян были русалки. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выплывали из речных  и озёрных глубин и качались на ветвях прибрежных деревьев.

Карточка 2.

Самые разнообразные духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств, во главе которых стоял домовой., живший либо под печью, либо в лапте, подвешенном для него над печью. Если хозяева были старательны, домовой помогал им, а за лень наказывал бедой.

Карточка 3.

С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Долгое время один из самых почитаемых на Руси языческих богов был Даждьбог – бог солнечного света, тепла и плодородия. Богом же самого солнца был Хорос, воплощающий в себе образ движущегося по небу светила. С культом светила были связаны ритуальный весенний танец-хоровод (движение по кругу), обычай печь блины на Масленицу, напоминающие по форме солнечный диск, а также катать зажженные колёса, символизирующие светило.

Карточка 4.

У славян был распространён культ бога Велеса, который сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик этого бога – медведь, считающийся прародителем древних животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Почитали Велеса и как бога богатства (в древности расплачивались друг с другом домашними животными, и поэтому слово «скот» имело ещё и значение «деньги»).

Карточка 5.

Среди женских божеств плодородия и благополучия почитались богини Лада, Леля, Макошь; последняя была  также богиней женских работ, чудесной пряхой.

Среди общеславянских богов особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило, и Перун. Ярило считался богом зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом. Яриле как богу смерти  и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным.  Перун был богом – громовержцем, обладателем грома-молота, он считался защитником скота, вод и светил от врагов.

Задания для 2 группы

Карточка 1

Земледелие – было основным занятием восточных славян. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь). Выращивались также и технические культуры (лён, конопля)

Карточка 2

Охотились славяне на самых разнообразных животных. Реки изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки,  били острогой. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Приложение

1 группа.

Возраст более 10 тысяч лет.

Каменный нож                                                              Маска из лопатки лося с дырками для глаз и рта

                                   

2 группа

12 век

Книга:

Обложка из тонких досок. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3 группа

Находки 17-19 веков.

                            Печатная книга

                                   

                     

                                                                                                             Керосиновая лампа

4 группа

Находки середины 20 века

                                         Патроны времён Великой Отечественной войны

            Большие ламповые радиоприёмники                                                            Пластинка

                                                                                 

                 

5 группа

20- начало 21 века

Компьютерный диск                                                 Плейер                                              Сотовый телефон

                             

                                                                                                                                       

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

урок окружающего мира по УМК "Школа России" 4 класс "Конференция "Лес и человек"

Обобщающий урок по теме "Лес и человек" проводится в нетрадиционной форме...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"

Материал включает конспект урока по окружающему миру для 1,3 классов . Тема урока 1 класса «Звери- млекопитающие», тема урока в 3 классе «Разнообразие животных»...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....