ПЛАН - КОНСПЕКТ К ОКРЫТОМУ УРОКУ по теме «МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ».
Цель для учителя: расширить представление о мировоззрении древних удмуртов. Цель для учащихся: познакомиться с мировоззрением древних удмуртов и выполнить эскиз для композиции в технике бумажная мозаика по теме урока. Задачи: Образовательные: • развить понятие (расширить имеющиеся знания и представления) мировоззрение; • познакомить с представлениями древних людей - удмуртов о строении вселенной; • познакомить с пантеоном богов древних удмуртов; • создать условия для развития навыков работы над эскизами по заданной теме; Развивающие: • развитие абстрактного мышления - развитие умения выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные; • развитие умений применять знания на практике; Воспитательные: • воспитание интереса к культуре родного края; • воспитание любви к окружающему миру и природе родного края; • воспитание коллективных навыков работы. Подготовительные материалы и декорации для урока: Для преподавателя: видеопроектор, презентация Power Point “ Мировоззрение древних удмуртов»(Презентация), детские работы по теме «Удмуртская мифология и религия», рисунки-схемы знаков-символов в удмуртском тканом творчестве, репродукции с изображением удмуртского национального жилища и костюма, раздаточный материал знаки-символы. Для учащихся: бумага для эскизов, карандаши. План урока: 1. Организационный момент- 3 мин. 2. Постановка целей и задач урока для учащихся. Изложение нового теоретического материала в форме презентации - 20 мин. 3. Подведение итогов, переход к практической части урока -15 мин. 4. Практическая работа учащихся по выполнению эскизов - 45 мин. 5. Подведение итога урока, оценка результатов работы учащихся – 7 мин. Ход урока: 1. Организационный этап урока. Здравствуйте ребята. На предыдущих уроках декоративно – прикладного искусства мы с вами начали изучение удмуртской культурой. Сегодня мы продолжаем, и тема нашего урока звучит так, мировоззрение древних удмуртов.(Презентация, слайд № 1)
2. Постановка целей и задач урока для учащихся. Изложение нового теоретического материала в форме презентации. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим понятия: мировоззрение, пантеон богов, язычество. Узнаем каким было мировоззрение удмуртов, из его оно складывалось, узнаем каков был пантеон удмуртских богов. А также мы с вами выполним эскизы к работе « Чтя традиции предков» в технике мозаика. Для того чтобы поговорить о мировоззрении древних удмуртов на нужно дать определение слову мировоззрение (Презентация, слайд №2). Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Т. е. мировоззрение это то как человек умел объяснить всё что его окружало в жизни, начиная с явлений природы и заканчивая самим собой. Мировоззрение делится на три типа: мифологическое, религиозное и философское. (Презентация, слайд №3). Мы с вами рассмотрим определение мифологического типа мировоззрения. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. (Презентация, слайд №4). Давайте вспомним что значит слово язычество. ( Язычество [язычество] ср. Религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства); идолопоклонство. Язычество — система религиозных культов, одухотворяющих окружающие вещи и явления (деревья, животных, солнце, грозу и т.п.), в более общем смысле - религии, не исповедующие монотеизм.) (Презентация, слайд №5). Мы с вами определились с понятием мировоззрение. Мировоззрение древних удмуртов перекликалось( имело схожие черты) с представлениями о мире некоторых народов индоиранской группы. В их числе были и славяне и татары и индийцы. Удмурты считали что Вселенная делится на три мира: небесный, земной и подземный (Презентация, слайд №6).Трёхчастность мира прослеживалась и в мирской жизни язычников: в строении избы, в строении костюма, в строении обрядовых украшений – оберегов. (Презентация, слайд №7). Древние люди верили, что Вселенная держится на главной оси – Мировом Древе ( Мудор – Куз). Мировое Древо пронзает все три мира и не даёт им пошелохнуться. Удмурты в качестве Мирового Древа чаще всего выбирали огромную ель (Презентация, слайд №8). Если такого дерева рядом с родом не находилось то выбирали любое крупное на роль священного. Рядом со Священным деревом ограждали молитвенное место – кереметь. Здесь молились родовым богам и приносили жертвы главным богам. Мы плавно переходим к пантеону удмуртских языческих богов. Пантеон - группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии. Все группы древних удмуртов верили в существование так называемых божества высшего ранга: Инмар, Кылдысин, Куазь. Они населяли верхний, небесный мир и к ним обращались с просьбами и благодарственными молитвами. Инмар – Главный небесный бог, творец неба, живёт постоянно на солнце, источник всего доброго, Творец людей и всего мира (Презентация, слайд №9). Кылдисин - Творец, промыслитель земли. Являлся божеством ходившим когда – то по земле в человеческом облике для устроения земного счастья людей. Научил людей вере и земледелию. У одних групп удмуртов Кылдысин был мужского пола, у других – женского – символом плодородия.Мог жить и на небе и на земле и в воде.Культ поклонения и верования Кылдысину или Му – Кылчину считается самым древним в языческой религии удмуртов. (Презентация, слайд №10). Куазь – бог природы и погоды. Небесный бог. Удмурты верили в существование различных матерей природных явлений, которые также жили в верхнем мире, кроме Музъем – Мумы (Мать – Земля) . Например: Шунды – Мумы (Мать Солнца),Гудыри – Мумы ( Мать Грома), Толезъ – Мумы (Мать – Звезды) (Презентация, слайд №11). Древние удмурты поклонялись семейно – родовым и племенным покравителям: Воршуд, Мудор, Инву (Презентация, слайд №12). Эти божества проживали в среднем, земном мире, рядом с человеком. Они хранили, оберегали счастье людей. У каждого рода, семьи хранился воршудный короб на полке в родовом святилище куала. Его оберегали, ему молились, его почитали «началом начал».воршуд как правило был образом какого либо животного – тотема рода. Территорияна которой проживал определённый род назывались в честь него. На территории современной Удмуртии и кировской области до сих пор многие деревни называются по имени древних родов. Например Можга, Тукля, Вишур, Чабишур, Ятчи и т. д. Древние удмурты, как и славяне язычники, верили в существование хозяев Дикой Природы и нечистой силы. (Презентация, слайд №13). Особо покланялись Нюлесмурту ( Лешему) - покровитель леса и зверей. Как вы знаете, удмурты жили в лесистой местности и вся их жизнь была связана с лесом, а значит и с его хозяином. Также древние люди верили в Луд – Мурта ( полевик), Корка – Мурта ( домовой), Гид – Мурта ( хозяин конюшни) и Ву – Мурта ( водяной). Все эти существа жили рядом в мире человека, в земном мире. И только Ву – Мурт жил в мире подводном, но иногда появлялся среди людей. Его отличали по мокрому левому рукаву. Нечистая сила обитала тоже рядом с человеком и приносила ему неудачи, несчастья, болезни и голод( Палес – Мурт – половинчатый человек, был людоедом; Вожо – духи страха, они страшнее мертвеца,утаскивали живые души людей в свой страшный мир; Чер - божество приносящее болезни скотине; Кутысь – дух приносящий болезни людям). В нижний (подземный или подводный) мир, по поверьям древних удмуртов, тоже был густо населён (Презентация, слайд №14). Здесь властвовал Керемет – один из главных богов. Его боялись и уважали. Это бог строгий и взыскательный; он требовал благоговейного почитания, особого культа, для поддержания которых назначали особых жрецов. Пренебрежение культом Керемета вызывало его гнев; он насылал зло и несчастья на людей. Также в нижнем мире жили Ву – Мурты. Их мир походил на мир людей, только подводный. Если Ву – Мурт был доволен отношением человека к нему, то он мог наградить его богатсвами. А если Ву – Мурт сердился, то он мог утопить или человека, или скотину и наслать на них болезни. Ему приносили в жертву птиц, баранов и один разв год рыжего быка. Ещё в подводном нижнем мире жили водяные кони (Вало-Вало) и Водяные быки. Вало – Вало своим быстрым бего создавали течение в реке. А водяные быки были хранителями родников (Ошмес ) и озёр. Если быки сердились и были недовольны обращением людей с водоёмом, то они могли за ночь перетащить этот водоём в другое, недоступное место. Люди, оставшиеся без водоёма, могли умереть от жажды и голода. Вот мы с вами и познакомились с богами, божествами и духами населявшими древний удмуртский мир. Как и у многих народов мира они были и добрыми и злыми, и умными и глупыми, и всепрощающими и мстящими, так во многом похожие на людей. ( Презентация, слайд № 15) Сейчас мы вместе проверим как вам запомнился материал нашего открытого урока. У каждого из вас приготовлен листок бумаги, на котором вам нужно нарисовать треугольник как на экране ( Презентация, слайд № 16), который символизирует Мудор – Куз ( Священная Ель).(Учащиеся рисуют). 3. Подведение итогов, переход к практической части урока. Подведение итогов практической части происходит в виде рисования карты- строения Вселенной древних удмуртов. Задание: 1. Разделить лист горизонтально на такое количество полос, которое соответствует количеству миров в мировоззрении древних удмуртов. (Ответ: три мира) 2. Каждый из полученных миров населить богами, божествами, духами и существами из пантеона древне удмуртских богов.( можно русскими словами.) ( Ответ: Инмар, Килдысин, Куазь, Шунды – Мумы, Гудыри – Мумы, Толезъ – Мумы,; Нюлес – Мурт;, Луд – Мурт;, Корка – Мурт; Гид – Мурт; Палэс – Мурт; Вожо., Кереметь ;Ву – Мурт; Ошмес (Водяные быки), Вало (Водяные кони), Воршуд, Тотемные животныеи т.д.) Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течении 7мин., самостоятельно проверяют себя, ориентируясь по слайдам презентации, выставляют себе оценку. (Презентация, слайд №17). Критерии оценки:
1.Если в первом пункте задания ответ неверный - минус 1 балл от пяти; 2.Если во втором пункте задания ответ - менее десяти , но более шести, правильных ответов –минус один балл от предыдущей суммы; 3. Если во втором пункте задания ответ - менее пяти правильных ответов –минус два балла от предыдущей суммы; 4. Если во втором пункте задания ответ - ни одного правильного ответа –минус три балла от предыдущей суммы. 4.Практическая работа учащихся по выполнению эскиза к декоративной композиции « Дети Инмара». Учащиеся просматривают образцы композиций в технике бумажная мозаика(Презентация, слайд № 18) и выполняют в течении отведённого времени серию поисковых эскизов. Происходит индивидуальная работа с преподавателем на протяжении всей выполняемой работы.
4. Подведение итога урока, оценка результатов работы учащихся Итог урока – это определение наиболее удачного, в плане композиционного решения и оригинальности идеи, эскиза для дальнейшей проработки его на последующих уроках. Оценка за урок складывается из двух составляющих: оценки за карту и оценки за работу над эскизами. Список литературы: 1. Иванова М. Г. Вдохновение в древних истоках.- Ижевск, 1995. 2. Куликов К. И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства.- Ижевск, 2001. 3. Кралина Н. П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа.- Ижевск, 1986. 4. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. – Удмуртия, 1973. 5. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. – Ижевск, 2000. 6. Шутова Н. Н. Древние мастера Прикамья. –Ижевск,1991. 7. Шутова Н. Н. Дохристианские культовые памятники в Удмуртской религиозной традиции. – Ижевск,2001.