Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 29.03.2024, 13:59ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

    Глинка - основоположник русской музыки
    [ · Скачать удаленно (28,6) ] 17.09.2014, 23:01
    СЛАЙД 2 Слова из оперы, посвященные Пушки-
    ну, вполне можно отнести к самому
    Глинке. С его искусством на почву рус-
    ской музыки «доля дивная низошла» и
    расцвела в могучих творениях компо-
    зитора. Лучшие устремления отече-
    ственной музыки 1 половины 19 века
    воплотились в произведениях компози-
    тора: операх «Жизнь за царя» и «Ру-
    слан и Людмила». Возникшее на осно-
    ве вековых традиций, искусство Глин-
    ки определило пути развития русских
    опер, симфоний и произведений ка-
    мерных жанров. Творчество автора
    «Руслана» явилось едва ли не самым
    главным, поворотным, решающим ру-
    бежом.
    СЛАЙД 3 Новые художественные задачи, кото-
    рые ставил перед собой Глинка в му-
    зыке, ранее были выдвинуты творче-
    ством Пушкина. Пушкинский тезис:
    «История народа принадлежит поэту»
    отражает идею народности, вопло-
    щенную в музыке Глинки. Свою исто-
    рическую роль зачинателя нового ,
    классического периода русской музы-
    ки Глинка выполнил прежде всего как
    народный художник.
    СЛАЙД 4 Композитор искал формы воплощения
    народного мелоса и в опере , и в ин-
    струментальной музыке , и в романсе.
    Подобно Пушкину, он обладал редким
    даром синтеза: Глинка проникал в ис-
    токи народной мелодии, постиг осно-
    вы ладового мышления,гибкости мет-
    ра, принципы развития. Путём иска-
    ний великий композитор пришёл к соз-
    данию национального стиля и язы-
    ка.(Прослушать и показать на нотах
    нисходящие ходы от квинты к тонике,
    секстовый ход, и его заполнение)
    СЛАЙД 5 Глинка первым положил идею народ-
    ности в основу концепций опер. Цен-
    тральная для всего русского искусства
    тема народного героизма , величе-
    ственные народные образы обрели у
    Глинки свою этическую и философ-
    скую сущность. Идея героического
    подвига пронизывает обе оперы компо-
    зитора: в опере «Жизнь за царя» - под-
    виг во имя Родины, а в «Руслане» -
    подвиг во имя любви. Победа доброго
    начала над тёмными силами зла торже-
    ствует в финалах обеих опер.
    СЛАЙД 6 В соответствии с пушкинским понима-
    нием задач и содержания трагедии
    («Судьба человеческая - судьба народ-
    ная») Глинка разрешает проблему му-
    зыкальной драмы. Своей оперой
    «Жизнь за царя» композитор выразил
    ведущую идею своего времени - идею
    единства личной и общенародной судь-
    бы. Это единство выражается через об-
    щие музыкальные темы. Например, те-
    ма хора «Родина моя», выражающая
    патриотическую идею оперы, стано-
    вится у Глинки основой музыкального
    развития, которое приводит в Эпилоге
    к закличительному хору - гимну
    «Славься». Обе темы звучат в партии
    Сусанина в драматической сцене «В
    лесу». (Озвучить и показать на нотах
    сходство тем хора и Сусанина).
    СЛАЙД 7 По - новому была воплощена Глинкой
    идея народности в опере «Руслан и
    Людмила». Композитор утверждает но-
    вый тип сказочно - эпической драма-
    тургии в русской опере. Богатырский
    размах приобрели картины идеального
    мира славянской Руси, новыми краска-
    ми засверкали образы Востока...
    Былинный, эпический характер музы-
    ке ярко представлен в образе древне-
    русского певца Баяна. Тема его первой
    песни : «Дела давно минувших дней» ,
    основанная на мотивах древнерусской
    песенности входит в «богатырский»
    тематический комплекс, сосредоточен-
    ный в увертюре, арии Руслана и заклю-
    чительном хоре . (Озвучить и показать
    на нотах сходство тем песни Баяна и
    арии Руслана).
    СЛАЙД 8 От блестящей «Камаринской» Глинки
    пошло плодотворное развитие симфо-
    нического жанра в русской музыке.
    Заметив близость двух тем- Свадеб-
    ной и «Камаринской», композитор на-
    шёл идеальные пути их развития: по-
    казал в разных звучаниях (вариациях),
    а затем, обыгрывая общие интонации,
    постепенно сблизил. В «Камаринской»
    нашли своё выражение приёмы рус-
    ской подголосочной полифонии и
    принцип орнаментального варьирова-
    ния, «расцвечивания» мелодии. (Пока-
    зать обе темы и момент их сближения).
    СЛАЙД 9 1июня (20 мая по ст. стилю) 1804 года
    в селе Новоспасское в семье Ивана
    Николаевича и Евгении Андреевны
    Глинок родился мальчик Михаил, ко-
    торому суждено было стать великим
    русским композитором. Мальчика ок-
    ружала разнообразная звуковая среда:
    народные песни (в исполнении няни
    Авдотьи Ивановны), церковное пение,
    русские песни в переложении для ду-
    ховых инструментов в исполнении ор-
    кестра из Шмакова - имения его дяди.
    Систематические уроки игры на фор-
    тепиано начались с 10-тилетнего воз-
    раста под руководством гувернантки.
    Тогда же крепостной скрипач стал
    учить Мишу играть на скрипке.
    Занятия с оркестром в годы взросле-
    ния помогли Глинке вдальнейшем
    изучить особенности инструментовки
    симфонических произведений, свой-
    ства каждого инструмента, а также
    выработать свой оркестровый стиль.
    СЛАЙД 10 С 1818 по 1822 год Глинка учился в
    Благородном пансионе при Главном
    педагогическом институте Санкт - Пе-
    тербурга. Как и Царскосельский ли-
    цей , пансион был однм из центров
    культурной жизни.
    Гувернёром Глинки был Вильгельм
    Карлович Кюхельбекер, передовой мо-
    лодой литератор, светлая личность,
    друг Пушкина, участник декабрист-
    ского движения. Кюхельбекер, учив-
    ший своих воспитанников «чувство-
    вать и мыслить», проповедывал на
    лекциях по литературе мысли о на-
    родности русской словесности, рус-
    ской поэзии, мысль о свободе и кон-
    ституции. Свободолюбивыми идеями
    были пропитаны лекции многих про-
    фессоров: Куницын, например, откры-
    то выступал против закрепощения на-
    рода. За что Пед. институт снискал
    славу вольнодумцев...
    В Пансион нередко приезжали друзья
    Кюхельбекера: Пушкин, Дельвиг, Ба-
    ратынский.
    СЛАЙД 11 Занятия музыкой в Пансионе поощря-
    лись. В мезонине, где жил Глинка,сто-
    ял его собственный рояль. Занимался
    он с лучшими музыкантами: брал уро-
    ки у скрипача Франца Бёма, пианиста
    Джона Фильда.«Преподавание же тео-
    рии, а именно интервалов с их обраще-
    ниями, шло не так успешно. Цейнер
    требовал, чтобы я учил его уроки в
    долбёжку, а мне это надоело, почему я
    взял впоследствии в учителя Карла
    Мейера..». Впоследствии в Берлине
    Глинка будет брать уроки и Зигфрида
    Дэна, который, по словам композито-
    ра, «привёл в порядок» его сведения
    по гармонии , полифонии и инструмен-
    товке. Глинка считал, что он более
    других содействовал развитию его му-
    зыкального таланта.
    Весной 1820 года на переходном экза-
    мене Глинка исполнил фортепианный
    концерт Цейнера, а в день выпуска из
    Пансиона 3 июля 1822 года блестяще
    сыграл концерт Гуммеля.
    Пансион Глинка покинул разносторон-
    не образованным человеком, пытли-
    вым, любознательным.
    СЛАЙД 12 Глинка активно участвовал в художе-
    ственной жизни Петербурга, которая
    была в этот период чрезвычайно насы-
    щенной: одно за другим появлялись-
    стихи и поэмы Пушкина, баллады Жу-
    ковского, стихи Дельвига, Языкова, Ба-
    ратынского. Композитор часто бывал
    на литературных и музыкальных му-
    зыкальных вечерах, где встречался с
    вышеупомянутыми поэтами, а также с
    писателем и музыкальным критиком
    Одоевским, драматургом Грибоедо-
    вым, музыкально - общественным дея-
    телем графом Виельгорским, академи-
    ком, поэтом, литературным критиком
    князем Вяземским. Друзья пели, игра-
    ли на фортепиано, Гоголь читал свою
    «Женитьбу». На одном из таких вече-
    ров Жуковский подсказал Глинке сю-
    жет об Иване Сусанине...
    Среди многочисленных произведений
    Глинки раннего периода выделяется
    элегия «Не искушай» на стихи Бара-
    тынского. В романсе Глинки сосредо-
    точены все типичные качества элегии:
    плавность мелодии, «романсовый»
    секстовый запев, размеренный ритм,
    стройная форма... (прослушивание
    фрагмента элегии).
    СЛАЙД 13 В период создания оперы «Руслан и
    Людмила» Глинка сблизился с литера-
    турно - художественным кружком Не-
    стора Кукольника, получившем назва-
    ние «братия». В пёстрой толпе, окру-
    жавшей литератора Кукольника, выде-
    ляются фигуры знаменитых живопис-
    цев: Айвазовского,Брюллова, писателя
    шевченко,литератора Струговщикова,
    певцов Гулак - Артемовскогои Петро-
    ва. Здесь глинка сталкивался с тонкой
    художнической оценкойсвоих планови
    замыслов, новых произведений.
    СЛАЙД 14 Музыку Глинки Кукольник любил до
    самозабвения, хорошо слышал глин-
    кинскую вокальную мелодию, поэтому
    иногда «подкладывал стихи» под ме-
    лодии композитора. Случались и сов-
    местные произведения, ставшие впо-
    следствии шедеврами. (Романсы «Жа-
    воронок», «Сомнение», «Болеро»)
    В 1840 году Глинка написал музыку к
    трагедии Кукольника «Князь Холм-
    ский». Результатом творческого содру-
    жества стал также вокальный цикл
    «Прощание с Петербургом». Тема про-
    щания с родиной в нём переплетается
    с со стремлением к свободе. Радость
    непрерывного движения вперёд вели-
    колепно передаёт «Попутная песня».
    СЛАЙД 15 Одной из причин, побудивших Глинку
    покинуть Петербург, явилась история
    любви к Екатерине Ермолаевне Керн.
    Мечте о семейном счастье не суждено
    было сбыться, и Глинка тяжело пере-
    живал расставание. Чувство к Керн вы-
    звало к жизни одно из самых вдохно-
    венных произведений - романс «Я по-
    мню чудное мгновенье» - «жемчужи-
    на» глинкинской пушкинианы. Также
    Керн негласно посвящен «Вальс - фан-
    тазия», который даёт начало психоло-
    гически углублённой ветви русской
    музыки, впоследствии блестяще раз-
    работанной Чайковским.
    СЛАЙД 16 Михаил Иванович много путешество-
    вал, и всюду он черпал вдохновение.
    Весной 1823 он отправился на Кавказ.
    Впечатления от увиденных Кавказских
    гор через много лет получили вопло-
    щение в восточных сценах оперы «Ру-
    слан и Людмила». Восток в «Руслане»
    это, с одной стороны, лирические ме-
    лодии Востока, связанные с таин-
    ственной южной природой, с состоя-
    нием «южной неги»и созерцания.
    «Танцы дев Наины» из оперы Глинки -
    гениальное воплощение глинкинского
    волшебного Востока (аудио). С другой
    стороны, в опере есть другай Восток -
    это суровые и воинственные образы,
    полные огня и энергии.Апофеоз Вос-
    тока - бурная и стремительная Лезгин-
    ка. (аудио). Такое контрастное вопло-
    щение образов Востока стало с тех пор
    традицией русского искусства.
    СЛАЙД 17 В 1830 году в жизни Глинки насту-
    пают «годы странствий». Он посещает
    Германию и отправляется в Италию.
    Немало восторженных строк посвяти-
    ли этой стране русские поэты (Батюш-
    ков, Баратынский, Пушкин).С особой
    наглядностью воплощали её образы
    русские живописцы ( Брюллов, Ки-
    пренский, Щедрин)... Глинка изучает
    итальянское оперное искусство, берёт
    уроки вокала, много сочиняет. Роман-
    сы «Желание», «Победитель» и «Вене-
    цианская ночь», а также Большой секс-
    тет для фортепиано и струнного квин-
    тета, Патетическое трио, написанные в
    Италии отличаются высокими художе-
    ственными достоинствами. Вокальная
    миниатюра «Венецианская ночь» в
    жанре баркаролы вобрала в себя всё
    лучшее, что было вынесено Глинкой за
    три года итальянского странствия.
    СЛАЙД 18 В мае 1845 года Глинка отправился в
    Испанию, где прожил два года. Всюду
    он постигал особую природу испан-
    ской музыки, в которой нерасторжимо
    связаны между собой танец, ритм, ме-
    лодия и речевая интонация. Испанские
    впечатления явились стимулом для
    создания двух испанских увертюр:
    «Арагонская хота» и «Воспоминание о
    летней ночи в Мадриде». Музыкаль-
    ной основой для первой стала подлин-
    ная мелодия испанского танца «хота».
    На её основе Глинка написал произве-
    дение, воссоздающее дух испанского
    характера, «сдержанного снаружи и
    раскалённого внутри». (Прослушива-
    ние фрагмента: тема хоты)
    СЛАЙД 19 Значение творчества Глинки в исто-
    рии русской музыки трудно переоце-
    нить. Особое значение заветы Глинки
    имели для композиторов «Могучей
    кучки», каждый из которых развивал
    свою линию, начатую великим рус-
    ским композитором. Чем дальше мы
    уходим от глинкинского времени, от
    «прекрасной молодости» русского му-
    зыкального искусства, тем яснее выри-
    совывается подвиг великого музыкан-
    та.
    Категория: Музыка и пение | Добавил: Пиццикато
    Просмотров: 1351 | Загрузок: 568 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 ssn1957  
    Наталья Сергеевна!
    Ваша работа допущена к участию в конкурсе.
    С уважением, Серебряков Сергей Николаевич, рук.комиссии тех.экспертов

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024