СЛАЙД 2 Слова из оперы, посвященные Пушки- ну, вполне можно отнести к самому Глинке. С его искусством на почву рус- ской музыки «доля дивная низошла» и расцвела в могучих творениях компо- зитора. Лучшие устремления отече- ственной музыки 1 половины 19 века воплотились в произведениях компози- тора: операх «Жизнь за царя» и «Ру- слан и Людмила». Возникшее на осно- ве вековых традиций, искусство Глин- ки определило пути развития русских опер, симфоний и произведений ка- мерных жанров. Творчество автора «Руслана» явилось едва ли не самым главным, поворотным, решающим ру- бежом. СЛАЙД 3 Новые художественные задачи, кото- рые ставил перед собой Глинка в му- зыке, ранее были выдвинуты творче- ством Пушкина. Пушкинский тезис: «История народа принадлежит поэту» отражает идею народности, вопло- щенную в музыке Глинки. Свою исто- рическую роль зачинателя нового , классического периода русской музы- ки Глинка выполнил прежде всего как народный художник. СЛАЙД 4 Композитор искал формы воплощения народного мелоса и в опере , и в ин- струментальной музыке , и в романсе. Подобно Пушкину, он обладал редким даром синтеза: Глинка проникал в ис- токи народной мелодии, постиг осно- вы ладового мышления,гибкости мет- ра, принципы развития. Путём иска- ний великий композитор пришёл к соз- данию национального стиля и язы- ка.(Прослушать и показать на нотах нисходящие ходы от квинты к тонике, секстовый ход, и его заполнение) СЛАЙД 5 Глинка первым положил идею народ- ности в основу концепций опер. Цен- тральная для всего русского искусства тема народного героизма , величе- ственные народные образы обрели у Глинки свою этическую и философ- скую сущность. Идея героического подвига пронизывает обе оперы компо- зитора: в опере «Жизнь за царя» - под- виг во имя Родины, а в «Руслане» - подвиг во имя любви. Победа доброго начала над тёмными силами зла торже- ствует в финалах обеих опер. СЛАЙД 6 В соответствии с пушкинским понима- нием задач и содержания трагедии («Судьба человеческая - судьба народ- ная») Глинка разрешает проблему му- зыкальной драмы. Своей оперой «Жизнь за царя» композитор выразил ведущую идею своего времени - идею единства личной и общенародной судь- бы. Это единство выражается через об- щие музыкальные темы. Например, те- ма хора «Родина моя», выражающая патриотическую идею оперы, стано- вится у Глинки основой музыкального развития, которое приводит в Эпилоге к закличительному хору - гимну «Славься». Обе темы звучат в партии Сусанина в драматической сцене «В лесу». (Озвучить и показать на нотах сходство тем хора и Сусанина). СЛАЙД 7 По - новому была воплощена Глинкой идея народности в опере «Руслан и Людмила». Композитор утверждает но- вый тип сказочно - эпической драма- тургии в русской опере. Богатырский размах приобрели картины идеального мира славянской Руси, новыми краска- ми засверкали образы Востока... Былинный, эпический характер музы- ке ярко представлен в образе древне- русского певца Баяна. Тема его первой песни : «Дела давно минувших дней» , основанная на мотивах древнерусской песенности входит в «богатырский» тематический комплекс, сосредоточен- ный в увертюре, арии Руслана и заклю- чительном хоре . (Озвучить и показать на нотах сходство тем песни Баяна и арии Руслана). СЛАЙД 8 От блестящей «Камаринской» Глинки пошло плодотворное развитие симфо- нического жанра в русской музыке. Заметив близость двух тем- Свадеб- ной и «Камаринской», композитор на- шёл идеальные пути их развития: по- казал в разных звучаниях (вариациях), а затем, обыгрывая общие интонации, постепенно сблизил. В «Камаринской» нашли своё выражение приёмы рус- ской подголосочной полифонии и принцип орнаментального варьирова- ния, «расцвечивания» мелодии. (Пока- зать обе темы и момент их сближения). СЛАЙД 9 1июня (20 мая по ст. стилю) 1804 года в селе Новоспасское в семье Ивана Николаевича и Евгении Андреевны Глинок родился мальчик Михаил, ко- торому суждено было стать великим русским композитором. Мальчика ок- ружала разнообразная звуковая среда: народные песни (в исполнении няни Авдотьи Ивановны), церковное пение, русские песни в переложении для ду- ховых инструментов в исполнении ор- кестра из Шмакова - имения его дяди. Систематические уроки игры на фор- тепиано начались с 10-тилетнего воз- раста под руководством гувернантки. Тогда же крепостной скрипач стал учить Мишу играть на скрипке. Занятия с оркестром в годы взросле- ния помогли Глинке вдальнейшем изучить особенности инструментовки симфонических произведений, свой- ства каждого инструмента, а также выработать свой оркестровый стиль. СЛАЙД 10 С 1818 по 1822 год Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте Санкт - Пе- тербурга. Как и Царскосельский ли- цей , пансион был однм из центров культурной жизни. Гувернёром Глинки был Вильгельм Карлович Кюхельбекер, передовой мо- лодой литератор, светлая личность, друг Пушкина, участник декабрист- ского движения. Кюхельбекер, учив- ший своих воспитанников «чувство- вать и мыслить», проповедывал на лекциях по литературе мысли о на- родности русской словесности, рус- ской поэзии, мысль о свободе и кон- ституции. Свободолюбивыми идеями были пропитаны лекции многих про- фессоров: Куницын, например, откры- то выступал против закрепощения на- рода. За что Пед. институт снискал славу вольнодумцев... В Пансион нередко приезжали друзья Кюхельбекера: Пушкин, Дельвиг, Ба- ратынский. СЛАЙД 11 Занятия музыкой в Пансионе поощря- лись. В мезонине, где жил Глинка,сто- ял его собственный рояль. Занимался он с лучшими музыкантами: брал уро- ки у скрипача Франца Бёма, пианиста Джона Фильда.«Преподавание же тео- рии, а именно интервалов с их обраще- ниями, шло не так успешно. Цейнер требовал, чтобы я учил его уроки в долбёжку, а мне это надоело, почему я взял впоследствии в учителя Карла Мейера..». Впоследствии в Берлине Глинка будет брать уроки и Зигфрида Дэна, который, по словам композито- ра, «привёл в порядок» его сведения по гармонии , полифонии и инструмен- товке. Глинка считал, что он более других содействовал развитию его му- зыкального таланта. Весной 1820 года на переходном экза- мене Глинка исполнил фортепианный концерт Цейнера, а в день выпуска из Пансиона 3 июля 1822 года блестяще сыграл концерт Гуммеля. Пансион Глинка покинул разносторон- не образованным человеком, пытли- вым, любознательным. СЛАЙД 12 Глинка активно участвовал в художе- ственной жизни Петербурга, которая была в этот период чрезвычайно насы- щенной: одно за другим появлялись- стихи и поэмы Пушкина, баллады Жу- ковского, стихи Дельвига, Языкова, Ба- ратынского. Композитор часто бывал на литературных и музыкальных му- зыкальных вечерах, где встречался с вышеупомянутыми поэтами, а также с писателем и музыкальным критиком Одоевским, драматургом Грибоедо- вым, музыкально - общественным дея- телем графом Виельгорским, академи- ком, поэтом, литературным критиком князем Вяземским. Друзья пели, игра- ли на фортепиано, Гоголь читал свою «Женитьбу». На одном из таких вече- ров Жуковский подсказал Глинке сю- жет об Иване Сусанине... Среди многочисленных произведений Глинки раннего периода выделяется элегия «Не искушай» на стихи Бара- тынского. В романсе Глинки сосредо- точены все типичные качества элегии: плавность мелодии, «романсовый» секстовый запев, размеренный ритм, стройная форма... (прослушивание фрагмента элегии). СЛАЙД 13 В период создания оперы «Руслан и Людмила» Глинка сблизился с литера- турно - художественным кружком Не- стора Кукольника, получившем назва- ние «братия». В пёстрой толпе, окру- жавшей литератора Кукольника, выде- ляются фигуры знаменитых живопис- цев: Айвазовского,Брюллова, писателя шевченко,литератора Струговщикова, певцов Гулак - Артемовскогои Петро- ва. Здесь глинка сталкивался с тонкой художнической оценкойсвоих планови замыслов, новых произведений. СЛАЙД 14 Музыку Глинки Кукольник любил до самозабвения, хорошо слышал глин- кинскую вокальную мелодию, поэтому иногда «подкладывал стихи» под ме- лодии композитора. Случались и сов- местные произведения, ставшие впо- следствии шедеврами. (Романсы «Жа- воронок», «Сомнение», «Болеро») В 1840 году Глинка написал музыку к трагедии Кукольника «Князь Холм- ский». Результатом творческого содру- жества стал также вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Тема про- щания с родиной в нём переплетается с со стремлением к свободе. Радость непрерывного движения вперёд вели- колепно передаёт «Попутная песня». СЛАЙД 15 Одной из причин, побудивших Глинку покинуть Петербург, явилась история любви к Екатерине Ермолаевне Керн. Мечте о семейном счастье не суждено было сбыться, и Глинка тяжело пере- живал расставание. Чувство к Керн вы- звало к жизни одно из самых вдохно- венных произведений - романс «Я по- мню чудное мгновенье» - «жемчужи- на» глинкинской пушкинианы. Также Керн негласно посвящен «Вальс - фан- тазия», который даёт начало психоло- гически углублённой ветви русской музыки, впоследствии блестяще раз- работанной Чайковским. СЛАЙД 16 Михаил Иванович много путешество- вал, и всюду он черпал вдохновение. Весной 1823 он отправился на Кавказ. Впечатления от увиденных Кавказских гор через много лет получили вопло- щение в восточных сценах оперы «Ру- слан и Людмила». Восток в «Руслане» это, с одной стороны, лирические ме- лодии Востока, связанные с таин- ственной южной природой, с состоя- нием «южной неги»и созерцания. «Танцы дев Наины» из оперы Глинки - гениальное воплощение глинкинского волшебного Востока (аудио). С другой стороны, в опере есть другай Восток - это суровые и воинственные образы, полные огня и энергии.Апофеоз Вос- тока - бурная и стремительная Лезгин- ка. (аудио). Такое контрастное вопло- щение образов Востока стало с тех пор традицией русского искусства. СЛАЙД 17 В 1830 году в жизни Глинки насту- пают «годы странствий». Он посещает Германию и отправляется в Италию. Немало восторженных строк посвяти- ли этой стране русские поэты (Батюш- ков, Баратынский, Пушкин).С особой наглядностью воплощали её образы русские живописцы ( Брюллов, Ки- пренский, Щедрин)... Глинка изучает итальянское оперное искусство, берёт уроки вокала, много сочиняет. Роман- сы «Желание», «Победитель» и «Вене- цианская ночь», а также Большой секс- тет для фортепиано и струнного квин- тета, Патетическое трио, написанные в Италии отличаются высокими художе- ственными достоинствами. Вокальная миниатюра «Венецианская ночь» в жанре баркаролы вобрала в себя всё лучшее, что было вынесено Глинкой за три года итальянского странствия. СЛАЙД 18 В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, где прожил два года. Всюду он постигал особую природу испан- ской музыки, в которой нерасторжимо связаны между собой танец, ритм, ме- лодия и речевая интонация. Испанские впечатления явились стимулом для создания двух испанских увертюр: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Музыкаль- ной основой для первой стала подлин- ная мелодия испанского танца «хота». На её основе Глинка написал произве- дение, воссоздающее дух испанского характера, «сдержанного снаружи и раскалённого внутри». (Прослушива- ние фрагмента: тема хоты) СЛАЙД 19 Значение творчества Глинки в исто- рии русской музыки трудно переоце- нить. Особое значение заветы Глинки имели для композиторов «Могучей кучки», каждый из которых развивал свою линию, начатую великим рус- ским композитором. Чем дальше мы уходим от глинкинского времени, от «прекрасной молодости» русского му- зыкального искусства, тем яснее выри- совывается подвиг великого музыкан- та.