Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Суббота, 20.04.2024, 14:35ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, краеведение, экология

    Отношение человека к природе. Психологический релизер.
    [ · Скачать удаленно (3,44 MB) ] 04.08.2014, 12:44
    По мнению многих учёных, взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик. Опустошая природу, человечество ещё не в полной мере ощутило экологические последствия своей деятельности. «Но меньше всего, по словам известного эколога Конрада Лоренца, человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе».
    Трудно, практически невозможно за ограниченное время воспитать экологическое сознание у взрослого населения. Эту стратегическую работу необходимо начинать с подрастающего поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых, антропоцентрическими установками.
    В последнее время всё чаще проблемы гуманизации в образовании и поиск эффективного механизма регуляции экологически значимой деятельности связываются с формированием экологического сознания людей на основе ценностных установок, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природы.
    Если целенаправленная педагогическая работа позволяет детям открыть для себя психологический потенциал общения с природой, то это не только создает особые возможности для их личностного развития, но и формирует убеждение в непрагматической, духовной ценности мира природы, что само по себе является серьезным природоохранным фактором.
    Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия (в России и того позже - в начале 90-х годов XX столетия) на стыке двух наук - экологии и психологии.
    Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в по¬знании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлений решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.
    Экологическая психология рассматривает понятие «релизер», как актуальный фрагмент картины мира, действующий и существующий только "здесь и сейчас", что и отличает систему релизеров от собственно картины мира. Система релизеров формирует оценочное и эмоциональное отношение к реальности; чем сложнее эта система, чем более упорядочена, тем богаче и экологичнее личность. И наоборот, чем упрощеннее эта система, чем хаотичнее, тем ущербнее личность и тем меньше у нее шансов сформировать целостное отношение к эйкосу как к субъекту.

    1. Презентация «Отношение человека к природе. Психологический релизер» была разработана для проведения образовательной и диагностической работы в объединении «Экологическая психология» Областного экологического центра учащихся.
    2. Автор материала – Бехталь Ирина Геннадиевна, специалист с базовым высшим психологическим образованием, имеющий стаж работы в сфере образования более 20-ти лет, разработчик авторской программы дополнительного образования «Экологическая психология».
    3. Целевая группа – старшеклассники 13-17 лет. В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Причем, процесс развития субъективного от¬ношения к природе вступает в критический период. Имен¬но в старшем подростковом возрасте отмечается максимальная степень выраженности экологических установок прагматического типа. Для большин¬ства старших подростков природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта.
    4. Презентация содержит краткие сведения о науке «экологическая психология», раскрывает понятие «релизер», описывает и дает конкретные примеры естественных и социальных релизеров, экологических фактов, влияющих на формирование субъективного отношения человека к природным объектам.
    5. Активизация обучения происходит за счет интерактивной формы самой презентации и трех включенных в нее практических заданий для учащихся:
    • №1 - определение и составление списка представленных в презентации природных объектов, внесенных в Красную книгу Ростовской области (слайд №8).
    Примечание. Использование презентации педагогами других регионов РФ (не Ростовской области) требует некоторой доработки материала или изменения задания №1. Можно заменить фото и названия растений и животных в презентации с учетом специфики региона (слайды №10-31), или дать задание выбрать и внести в список редкие виды растений и животных, внесенных в Красную книгу РФ (в каждом из этих случаев необходимо изменить список правильных ответов на задание – слайд №32).
    Примечание. Без предварительной подготовки (занятия в объединениях эколого-биологического направления, внеклассные мероприятия) дети могут испытывать затруднения в определении редких и исчезающих видов животных и растений. В этом случае презентационный материал можно использовать для ознакомления учащихся с перечнем представленных редких природных объектов и составлять список при помощи педагога.
    Примечание. На протяжении занятия (занятий) следует периодически напоминать учащимся о выполнении данного задания.
    • №2 - составление перечня релизеров и экологических фактов, существенно влияющих на формирование субъективного отношения к определенным природным объектам.
    Примечание. В зависимости от целей и задач педагога, возможно заменить предложенные объекты на слайдах с №27 по №31.
    • №3 – творческое задание (слайд №33, 34): создание рисунка и описания «несуществующего животного», обладающего максимальным количеством положительных психологических релизеров.
    Примечание. Задание может выполняться каждым учащимся индивидуально или в группе 2-4 человека. Выполнение этого задания можно закончить презентацией для аудитории каждого из «вымышленных питомцев», общей выставкой рисунков «фантастических животных». Можно провести конкурс рисунков и презентаций, отметив наиболее интересные «находки» призами и грамотами. На выполнение и обсуждение задания требуется не менее 1 академического часа.
    6. Презентация может быть использована как во время проведения занятия(занятий) в аудитории, так и самостоятельно ребенком.
    Прим. Во избежание внесения правок в материал в случае самостоятельного использования презентации детьми рекомендуется перевести её в формат Демонстрации (ppsx).
    7. Материал может быть использован учителями, воспитателями, классными руководителями, педагогами-психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования и даже родителями в общем и дополнительном образовании в рамках программы НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ вне зависимости от направленности и специфики группы или учреждения образования.
    8. Мероприятие на основе презентации можно реализовать в течение 1-3 занятий в школе или УДО (в зависимости от регламента встречи, содержания основного материала, целей педагога).
    9. Презентация имеет дробную/блочную структуру, поэтому легко может быть использована ЧАСТИЧНО путем обращения к тому или иному информационному блоку через гиперссылки на слайде «содержание».
    10. В качестве пролога, дополнения к занятию с использованием данной презентации или как самостоятельное мероприятие педагог может провести тестирование с целью выявления (осознания ребенком) отношения к природе по простым и информативным методикам (методики «Натурафил» и «ЭЗОП» см. ниже)
    11. Материал снабжен справочной информацией о возможности управления презентацией для начинающих пользователей PowerPoint и сведениями об использованных возможностях программы для разработчиков собственных материалов в данном продукте MS.
    12. Для создания данной презентации были использованы следующие средства:
    • Текстовые гиперссылки;
    • Управляющие кнопки;
    • Анимация объектов слайда;
    • Анимация смены слайдов;
    • Вставка рисунков, объектов;
    • Создание фона объектов и слайдов;
    • Вставка надписи WordArt.

    Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «НАТУРАФИЛ»
    Инструкция:
    «Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отме¬ченные «*» можно отвечать "не знаю").

    Отвечать на вопросы сле¬дует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

    В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" – «-», "не знаю" – «н».

    При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут.
    Испытуемым раздаются бланки следующего образца.

    БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
    1 6 11 16 21 26 31 36 41 46
    2 7 12 17 22 27 32 37 42 47
    3 8 13 18 23 28 33 38 43 48
    4 9 14 19 24 29 34 39 44 49
    5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

    Текст методики:
    1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
    2. Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и увидев там библиотеч¬ку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
    3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
    4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?!
    *5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?
    6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
    7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать как оно называется?
    8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
    9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да - не стану; нет - стану)
    *10. Алоэ относится к кактусам?
    11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
    12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
    13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они буду посажены и Вашими руками?
    14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да - не стану; нет - стану)
    *15. Семена ели созревают осенью?
    16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
    17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
    18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природою
    19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
    *20. Окунь — это хищная рыба?
    21. Вы считаете крыс противными?
    22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
    23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
    24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
    *25. Паук — это насекомое?
    26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
    27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
    28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
    29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
    *30. Спаниель — это служебная собака?
    31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
    32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков при¬роды об их наблюдениях?
    33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для ком¬позиций?
    34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
    *35. Бамбук — это трава?
    36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бро¬дить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
    37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о при¬роде?
    38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить бота¬ническую или зоологическую коллекцию природы Вашей мест¬ности?
    39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
    *40. Биология — это наука об изучении всей природы?
    41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным ква¬канье лягушек на болоте?
    42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую оче¬редь обращаете внимание на статьи о природе?
    43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
    44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеле¬ных» и т.п.?
    *45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
    46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
    47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
    48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попу¬гаев?
    49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые силь¬нее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
    *50. Белый медведь охотится на пингвинов?

    Обработка и интерпретация результатов
    Результаты методики обрабатываются с помощью специаль¬ного ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)

    КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»

    1- 6+ 11- 16+ 21- 26+ 31- 36- 41- 46- ПА
    2+ 7+ 12+ 17+ 22- 27+ 32+ 37+ 42+ 47+ К
    3- 8+ 13+ 18+ 23- 28+ 33+ 38+ 43+ 48- Пк
    4+ 9- 14- 19+ 24+ 29+ 34- 39+ 44+ 49+ Пс
    5- 10- 15- 20+ 25- 30- 35+ 40- 45+ 50- НЭ

    Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;
    Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.

    ВЕРБАЛЬНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЭЗОП»

    Методика, разработанная В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо, предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
    Описание:
    Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).
    «ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» - такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики.
    Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
    Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.
    Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого на остается времени осмыслить варианты (5 вариантов для этого наиболее оптимальны) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
    Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
    Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.
    Инструкция:
    Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие сло¬ва: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В каче¬стве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
    1. ЛЕС: поляна (К)
    муравейник (И)
    заповедник (О)
    дрова(П)
    песок
    2. ЛОСЬ: следы (И)
    лесник (О)
    трофей (П)
    камни
    рога(К)
    3. ТРАВА: поливать (О)
    силос (П)
    кора
    роса (К)
    стебель (И)
    4. ОЗЕРО: улов (П)
    шерсть
    острова (К)
    моллюск (И)
    очищать (О)
    5. МЕДВЕДЬ: паутина
    хозяин (К)
    малина (И)
    редкий (О)
    шкура (П)
    6. ДЕРЕВО: осень (К)
    кольца (И)
    вырастить (О)
    мебель (П)
    сено
    7. БОЛОТО: головастик (И)
    заказник (О)
    торф (П)
    яблоки
    туман (К)
    8. УТКА: запрет (О)
    жаркое (П)
    рассвет (К)
    ветка
    кольцевание (И)
    9. РЫБА:жабры (И)
    серебристая (К)
    нерестилище (О)
    жарить (П)
    перо
    10. САД
    цветущий (К)
    опыление (И)
    ухаживать (О)
    урожай (П)
    11. БОБР: ловкий (К)
    резцы (И)
    расселение (О)
    шуба (П)
    12. ПРИРОДА: красота (К)
    изучение (И)
    охрана (О)
    польза (П)

    Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу уста¬новки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
    К - природа воспринимается как объект красоты — "эстетическая" установка
    И - природа воспринимается как объект изучения —"когнитивная" установка
    О - природа воспринимается как объект охраны —"этическая установка"
    П - природа воспринимается как объект пользы —"прагматическая" установка

    Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соот¬ветствующие ранги: 1, 2, 3 и 4.
    Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество от-ветов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.
    Пример
    Первичные данные и обработка результатов

    1. Поляна - К
    2. Трофей - П
    3. Роса - К тип колич. доля ранг
    4. Острова - К К - 7 58% 1
    5. Шкура - П И - 2 17% III
    6. Осень - К О - 0 0% IV
    7. Туман - К П - 3 25% II
    8. Кольцевание - О
    9. Жабры - И
    10. Цветущий - К
    11. Шуба - П
    12. Красота - К

    Интерпретация
    В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще.
    Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В последнем пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть ... (красота, изучение, охра¬на, польза)?".
    Естественно, что при этом вступает в силу фактор социальной "желательности — нежелательности": из более тысячи испытуемых только единицы выбрали ответ "польза",— ведь откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Опыт показал, что существует интересный "перевертыш": подавляющее большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ "охрана", ведь "природу надо охранять!"; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ "охрана", характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих — как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем валидности методики: испытуемые действительно не могут "расшифровать" стимульные слова и сознательно фальсифицировать ответ.
    Категория: Туризм, краеведение, экология | Добавил: bekhtal
    Просмотров: 7180 | Загрузок: 701 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 ssn1957  
    Ирина Геннадьевна!
    Ваша работа допущена к участию в конкурсе.
    С уважением, Серебряков С.Н., рук.комиссии тех.экспертов

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024