Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 29.03.2024, 18:12ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Дошкольное образование » Дошкольное образование. ИЗО

    Пластилинография
    [ · Скачать удаленно () ] 30.05.2014, 20:12
    Лепка из пластилина – традиционный вид изобразительной деятельности, который давно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетается в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Лепка вид изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно - пластичных образах. Маленький пластилиновый мир, но как настоящий!
    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
    Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит, но и трогает то, что он создает. Занимаясь таким видом творчества, ребенок учится создавать трехмерные фигуры, развивая восприятие объема, пространственное мышление и наблюдательность. Один из самых удобных материалов для детской лепки является пластилин. Лепка из пластилина не требует больших физических усилий.
    Лепка как вид художественной деятельности, имеет много аспектов. По содержанию и тематике различают:
    - сюжетную (дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой);
    - предметную (дети лепят отдельные конкретные изображения);
    - декоративную (дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, кашпо, маски и т.д.);
    - комплексную (дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки)
    По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и другие.
    По способу организации детей характеру их деятельности лепка может быть индивидуальной, коллективной и комплексной (когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности ).
    Задачи развития продуктивной деятельности детей в процессе лепки следующие:
    -развить творчество детей;
    -формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее, передать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;
    - продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животного, создавать выразительные образы;
    -развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность роз, движений, деталей.
    В образовательной деятельности дети 6- 7 лет лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы, движения; создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывают вылепленные изделия по мотивам народного творчества.
    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства называется пластилинография.
    Понятие пластилинография имеет два смысловых корня «графия»- создавать, изображать, а первая «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
    Занятие комплексно воздействует на ребенка:
    -повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
    -развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
    -синхронизирует работу обеих рук;
    -формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достичь его.
    Цели на занятии по пластилинографии:
    -продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредствам передачи объема и цвета, учить передавать природную красоту растений посредствам художественной техники;
    - закрепить умение и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей, раскатывание комочков между ладонями, делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки.
    -закрепить умение пользоваться стекой (делить целое на части, наносить штрихи)
    -развивать мелкую моторику рук. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла как источника, доставляющего радость ребенку и всем окружающим людям.
    Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
    У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
    Использование пластилинографии при работе с детьми в детском саду имеет свои особенности, поэтому для организации этой деятельности следует можно предложить следующие рекомендации:
    -во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
    -предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
    -устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
    -покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
    При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.
    Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
    При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
    Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
    Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами.
    Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
    В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
    Материалы для создания пластилиновой картины:
    • картон с контурным рисунком;
    • набор пластилина;
    • салфетка для рук;
    • стеки;
    Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
    Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
    Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
    Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
    Во время работы всегда нужно помнить, что любую ошибку можно исправить. Пластилин материал волшебный.
    Оборудование рабочего места:
    1)освещение (рабочее место ребенка должно хорошо освещено, т.к данный вид работы связан с цветоразличением)
    2)одежда (обязательными атрибутами в данном виде деятельности является фартук и нарукавники)
    3)посадка(во время работы необходимо следить за правильной посадкой детей)
    4)поддержание чистоты и порядка (поверхность стола должна быть накрыта, после работы обязательное мытье рук).

    Заключение.
    Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.
    Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.
    Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.
    Самое главное в работе - сделать так, чтобы душа и ребенка, и педагога радовалась полноценному творческому процессу, чтобы ребенку было психологически комфортно во время занятий.

    Литература:
    1)Давыдова Г.Н. Пластилинография-2
    2)Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем.
    3)Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Верансы Н.Е. , Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
    4)Величко Н.В. Поделки из пластилина.
    5)Тихомирова О.Ю. и Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина»
    6) Халезова Н.Б., Н. А. Курочкина, Пантюхина Г.В. "Лепка в детском саду"

    Пластилиновый натюрморт.
    Натюрморт из пластилина отличается сложностью и многоплавностью, поэтому при работе с малышами используются лишь отдельные, наиболее простые по технике исполнения приемы. Старшие школьники обычно не пользуются пластилином в своей изобразительной деятельности.
    Натюрморт – род живописи, изображающий предметы быта или природы. Чтобы изобразить предмет, нужно иметь о нем ясное и четкое представление. В данном случае речь идет об изображении с помощью пластилина цветочных композиций.
    Кода мы стали работать с детьми, то сами стали с пристрастием рассматривать цветы. Все любят цветы, но когда человек хочет запечатлеть их красоту в изображении, внутри рождается не просто любование красотой, но особое отношение. Приходится понимать совершенство творца, воплотившего в жизнь такое чудо, наполняющую нашу жизнь. Если говорить об этом с детьми на занятиях, это станет побудительным мотивом для раскрытия детской души навстречу красоте и тогда она наполнится бережным отношением к природе и новым пониманием жизненных циклов. На начальном этапе работы можно использовать иллюстрации и фотографии, открытки. По мере творческого роста обязательно нужно переходить к работе с живой натурой.
    Приведем последовательность этапов:
    1)подготовка эскиза
    2)нанесение эскиза на картон
    3)закрытие фона пластилином
    4)выполнение основного изображения
    5)оформление рамки, лакирование
    Цели:
    - развитие творческих способностей
    -воспитание любви и бережное отношение к природе родного края
    -воспитание любви и уважение к традиционной культуре своего народа
    -знакомство детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности
    -занятие досуга
    Задачи:
    -обучение приемам работы с пластилином
    -развитие мелкой моторики.
    1. Подготовка эскиза
    На этом занятии потребуется простые и цветные карандаши, ластик, краски и бумага для рисования. А также иллюстрации или фотографии цветов. Вместе с детьми нужно рассмотреть композицию и ее составляющие. Нужно внимательно изучить устройство каждого цветка. Затем сделать карандашный набросок цветочной композиции.
    Познакомить детей с народными промыслами. Это обогатит внутренний мир детей и поможет им в предстоящей работе.
    2. Нанесение эскиза на картон
    Подготовку картона должен выполнять педагог. Старшим школьникам можно разрешить самостоятельно вырезать картон, но педагог должен находиться рядом.
    На картоне чертится рамка, затем изображение переводится с помощью копировальной бумаги.
    3. Закрытие фона пластилином
    Мы закрываем фон пластилином в тех местах, где фон просвечивает сквозь основного изображения стеблей, листьев и цветов. Мягкий пластилин легче примазывать, поэтому его лучше разогреть.
    Затем нужно зачистить ножом контурные линии изображения.
    4.Выполнение основного изображения
    Сначала необходимо определить порядок выполнения из пластилина отдельных фрагментов. Здесь особенно необходима помощь педагога. Здесь нужно придерживаться следующего принципа: те растения или предметы, которые расположены на заднем плане, то есть зрительно дальше от наблюдателя, выполняются в первую очередь, а потом выполняются растения и предметы переднего плана, то есть те, которые зрительно расположены ближе к наблюдателю.
    Далее необходимо определиться, будет ли изображение плоским или выпуклым.
    Если изображение плоское, то пластилин накладывается очень тонким, почти просвечивающим слоем. Если мы хотим сделать изображение выпуклым, то отдельные фрагменты могут быть сформированы в руках и закреплены на фоне путем промазывания. Такие детали мы называем накладными. Обязательно нужно перед закреплением накладных деталей прогреть фон – подержать на этом месте палец или ладошку. Пластилин размягчится и деталь легко закрепится на фоне, если ее слегка прижать или примазать.
    5. Завершение картины
    Оформление рамка – завершающий этап. Если рамку сделать из пластилина, сначала нужно выровнять линию, ограничивающую рамку. Для этого нужно приложить к ней пластмассовую линейку, хорошо прижать ее рукой и зачистить ножом все неровности, чтобы линия рамки стала ровной. Дальше поля рамки нужно закрыть пластилином.
    Рамку можно украсить разными способами(зернами, волнистыми линиями, разноцветными пластилиновыми шариками или мазками, частыми тачками и т.п.)
    Когда картина полностью закончена, ее обязательно нужно покрыть лаком, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль. Педагог должен проводить лакирование сам, но дети должны наблюдать этот процесс.
    В зависимости от способностей детей любому этапу нужно посвятить столько времени, сколько потребуется для успешной и психологически комфортной творческой работы. Формирование творческой личности - процесс тонкий, можно сказать, даже ювелирный, он требует индивидуального подхода, и педагогу порой бывает необходимо проявить все свое мастерство и опыт, чтобы создать для детей комфортную творческую среду и атмосферу психологического успеха, решить поставленные задачи и при этом суметь уложиться во временные рамки занятия.
    Категория: Дошкольное образование. ИЗО | Добавил: ksu-bol
    Просмотров: 3838 | Загрузок: 640 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 helen0603  
    Уважаемая Ксения Андреевна, Ваша работа отклонена от участия в конкурсе в связи с неправильным оформлением.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа". 
    Тех. эксперт Е. Н. Макарова

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024