Цель: Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Расширить знания детей о Красной книге. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: фотография морского конька, шахматная фигура «конь», бумага, шаблоны фигурки морского конька, карандаши. Ход занятия: В зарослях морской травы в Черном море можно увидеть забавных рыбок – морских коньков. Это очень интересные создания. Взгляните (показ слайда №1, 2, 3). Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Глаза у морского конька вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить за врагами, которые и сами не прочь им пообедать. Слайд № 4 Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит, зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Слайд №5 Плавает он «свечечкой», животом вперед, в вертикальном положении. Что значит «вертикально»? (Ответы детей). Покажите ладошку в вертикальном положении. Слайд № 6 Попасется морской конек. Покушает, а потом сам себя хвостиком привяжет к стеблю водорослей и опять стоит, отдыхает до следующей кормежки. В море, в зарослях игривых, Вьется пламя огонька – Раздувают воды гриву Норовистого конька. Видит он любую норку, За добычей смотрит зорко, Не зевай, глупыш-рачок: От врага – один скачок. Вроде бы быстро машет морской конек плавничками, а скорость все равно маленькая. Поэтому спастись бегством коньку удается редко. Успел спрятаться – спасся, а попался врагу на глаза – догонят и съедят.
Слайд № 7, 8 Рыбаки называют морского конька морской гусеницей. Взгляните внимательно еще раз на фотографию. Как вы думаете, почему его называют морской гусеницей? (Ответы детей). Нижняя часть тела у конька, особенно в движении, похожа на гусеницу. А верхняя часть, по мнению многих, похожа на шахматную фигуру «конь». Вот эта фигура. (Показ шахматной фигуры). Согласны ли вы с этим мнением? Как, по-вашему, есть сходство? (Ответы детей). Я предлагаю вам немного поиграть. Ковер – это море, на дне которого можно найти червячков и рачков – любимое кушанье морских коньков. Каждый из вас сейчас превратиться в конька и отправится кормиться. Внимание! Ваша задача: найти каждому по 4 рачка и 7 червячков. Приготовились! Вперед! ( После подсчитывается правильность выполнения задания – подсчет «рачков» и «червячков»). Менять местожительство морские коньки не любят и обычно на всю жизнь остаются там, где породил их отец. Именно отец, а не мать. Слайд №9, 10 У коньков самочка откладывает икру в особый мешочек на животе самца А начинается все с того, что однажды в прекрасном подводном «парке» конек сначала вежливо раскланялся самочке, а потом пригласил ее на танец. Если она соглашается, то начинается танец. Коньки то приближаются и приветствуют друг друга, то понемногу отдаляются … и затем вновь сближаются. Так продолжается иногда целыми днями. Чтобы было удобнее танцевать, коньки обнимают друг друга концами хвостов и поют, вернее, издают звуки примерно такие. (Прищелкивание пальцами). Попробуйте сами издать такой звук. (Дети прищелкивают пальцами). На этом праздник заканчивается. Самочка откладывает икру в мешочек на животе самца и уплывает навсегда. Слайд № 11 А отец-конек вынашивает икру. Когда из икринок в брюшке самца выклюнутся и начнут барахтаться крошечные коньки, он выбирает укромное местечко и начинает рожать. Зацепится для устойчивости хвостиком за водоросли, изгибается, корчится. Наконец, его брюшной мешочек лопается, разрывается, и новоявленные сынки и дочки, как и положено, порциями вываливаются наружу. Как вы понимаете значение слова «порциями»? (Ответы детей). Это значит, не все сразу, а по очереди, группами. Слайд № 12 Детишек бывает довольно много – 100 или 200, поэтому под конец родов измученный папаша до того устает, что без сил опускается на дно и долго лежит там, отдыхая в нелюбимом горизонтальном положении. Что значит «горизонтально»? (Ответы детей). Покажите ладошку в горизонтальном положении. Слад №13 Только что народившиеся коньки внешностью вылитые родители. И сразу же цепляются хвостиками за водоросли. Держатся они поблизости от своего папаши и в случае опасности. По особому звуковому сигналу, прячутся в его пустой мешочек на брюшке. После того, как опасность минет, шустрые детки вновь выбираются наружу. Со временем мешочек этот зарастает, и морской конек вновь красавец, и вновь приглашает на танец симпатичную «морскую лошадку», и все повторятся снова. Сейчас морских коньков в Черном море становится все меньше. Морской конек даже занесен в Красную книгу. Что это за книга и кого туда заносят? (Ответы детей). Коньков вылавливают не только специально для приготовления из них лекарств, часто отдыхающие в качестве забавного сувенира ловят, высушивают и везут домой. Конек ведь прибрежный житель. Плавать быстро не умеет, так что поймать его просто. Некоторые пытаются в банках с морской водой увезти коньков для аквариума, но коньки в аквариумах не живут – сразу гибнут. Я очень надеюсь, что если вам доведется встретиться с морским коньком, то вы ограничитесь наблюдением за ним, а не броситесь ловить. А если увидите, как это делают другие – расскажите им о морском коньке, попросите не обижать этих удивительных рыбок. Пришло время вспомнить, что запомнили вы о морских коньках. 1. Морской конёк – моллюск или рыба? Докажите это. 2. Чем питается морской конёк? 3. Почему про конька говорят, что он сам себя за хвост привязал? 4. С чем сравнивают морского конька? На кого он похож? 5. Как коньки плавают? 6. Какие глаза у морских коньков? 7. В каких случаях коньки танцуют? 8. Как появляются на свет детки у морских коньков? 9. В каком случае морской конёк лежит на дне горизонтально? 10. Почему морские коньки занесены в Красную книгу? А в заключение нашего занятия я предлагаю вам нарисовать эпизод из жизни морского конька. Самого конька вы сможете нарисовать, обведя шаблон. А вот какой момент его жизни вы изобразите, продумайте заранее. Не забудьте о безопасности конька – обязательно нарисуйте водоросли в которых он сможет спрятаться. Приступайте к работе. (После завершения работы детям предлагается дать название своему рисунку, рассмотреть рисунки других детей и попробовать определить, какой момент жизни конька изображен).
Уважаемая Татьяна Александровна, Ваша работа отклонена от участия в конкурсе в связи с неправильным оформлением. Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа". Тех. эксперт Е. Н. Макарова
Добрый вечер, хотелось бы подробнее узнать, что именно неправильно в оформлении??? и второй вопрос: если я все исправлю, можно ли заново отправить на конкурс эту презентацию или лучше отправить другую?
Работа допущена: 1. Конкурсный материал представляет собой файл презентации в формате MS PowerPoint или Flash. 2. Размещен на Облако@mail.ru, Яндекс.Диск, либо Google.Диск. 3. Размер конкурсного материала не превышает 35 Мб 4. Указан список источников содержания и иллюстраций.