Познавательно-речевое занятие в старшей группе Тема: «Юные исследователи» (ознакомление с профессией геолога)
Программные задачи: • Продолжать знакомить детей с профессией геолога. • Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах. • Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. • Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
Предварительная работа: 1. Рассматривание коллекции горных пород, минералов. 2. Знакомство с картой «Полезные ископаемые РФ». 3. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка». 4. Рассматривание иллюстраций о труде геологов.
Материал: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».
Ход занятия:
Дети сидят в зале перед телевизором
Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы) - Правильно, все взрослые люди трудятся – выращивают растения, животных, учат детей, водят машины, лечат людей, следят за порядком на улицах. Тех людей, которые ищут полезные ископаемые, называют геологами.
1 слайд: Геолог - Геологи путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые.
2 слайд: Геолог у палатки - Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины.
3 слайд: Геолог, взбирающийся на гору - Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной.
4 слайд: Орудия труда геологов - В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности.
5 слайд: Геолог в пещере - Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми,
6 слайд: Карта и компас - С помощью карты и компаса находить дорогу. Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации. - Вот такая интересная и трудная работа у геолога.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу». - Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет). - Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.
- Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми) - Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них (ответы детей) - Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы) - Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и т.д.) - Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях) - Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки) - Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)
Воспитатель: Сегодня на мой мобильный телефон пришло смс-сообщение от геологов, адресованное вам. Давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»
- Ребята, одевайте рюкзаки – мы отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.
Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка
1. Перешагнуть через упавшее дерево. 2. На пути высокая гора – подняться и спуститься с неё. 3. Проползти через пещеру (арка). 4. Перейти горную реку по камням.
- Вот и наша лаборатория, снимайте рюкзаки. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.
1. Внимательно слушать взрослого. 2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык. 3. Не кричать и не шуметь. 4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.
- Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы. - Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт. - В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый) - Понюхайте, есть ли у мела запах? (да) - Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий) - Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок) - Мел растворяется в воде или нет? (нет) - Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбухал, неприятно пах, стал грязного цвета) - Я проведу мелом по досточке. Что осталось? (след, полоска) - Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать) - О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная. - Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны, прогреваний, приготовления еды) - А это какая соль? (пищевая, поваренная) - Для чего она нужна? (для приготовления пищи, полощут горло при простуде, можно делать поделки из солёного теста) - Рассмотрите соль, какого она цвета? - Понюхайте, есть ли у соли запах? - Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая) - Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворимая) - Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах. - Встаньте из-за столов, снимите фартуки.
- Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести) - Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии: Геолог! Странник наш земной. Разведчик недр земли родной! Спешишь вперёд и в праздник свой, Рюкзак тяжёлый за спиной. Но и за труд ценна награда, - Вдруг обнаружить блеск алмаза Иль меди, олова и злата. Но чаще – место нефти, газа.
Уважаемая Ольга Николаевна ! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация" и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех. эксперт Е. Н. Макарова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]