Автоматизация звука Р. Лексическая тема «Игрушки» Цели: 1) Образовательные: закрепление знаний о механизме организации звука Р и его акустических особенностях; закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»; формирование навыков звукового анализа; связь звука с буквой; работа над грамматическими формами слов; закрепление словаря по теме «Игрушки». 2) Коррекционные: развитие моторики; формирование выдоха; уточнение движений и закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ звука; закрепление самостоятельного произношения ребенком данного звука в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях; совершенствование фонематического слуха на данный акустический образ. 3) Воспитательные: воспитывать активность, аккуратность, положительное отношение к занятию, культуру речи. Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, материал для фиксации выдоха, компьютерная презентация, компьютер, мяч, ватный шарик, «вертушка», шарики пластмассовые. Ход занятия: Этапы занятия Содержание Примечание 1. Организационный момент Психологический настрой ребенка на занятие 2. Развитие общей моторики (стихи с движением) Давай-ка поиграем в мячик: Ты отбивай, и он заскачет. Подбрось его до потолка, Скорей лови, летит пока. Прицелься в цель и метко брось, Попал ли ты – еще вопрос. Возьми рукой и покрути, Юлою мячик заверти. Теперь жонглер ты ловкий, знай, И десять мячиков поймай. Слайд 2 3. Мимическая гимнастика (перед зеркалом) 1. Улыбка закрытая 2. «Заборчик» 3. «Надуем шарики», правый, левый, оба 4. Нахмуриться 5. Удивиться 6. Обрадоваться Слайд 3 С опорой на картинки (презентация)
4. Артикуляционная гимнастика 1. Рот широко, как при звуке А 2. «Лопатка» 3. «Иголочка» 4. Чередование «Лопатки» и «Иголочки» 5. «Маляр» 6. «Грибок» 7. «Вкусное варенье» 8. «Силач» Слайд 4 С опорой на картинки (презентация)
5. Упражнение на развитие дыхания «Забей мяч в ворота», «Крутим мельницу» Слайд 5 Ватный шарик, «вертушка» 6. Объявление темы Сегодня мы будем продолжать учиться правильно и красиво произносить звук Р . 7. Звукоподражание Вспомни, как рычит тигр: р-р-р Давай заведем мотор автомобиля: р-р-р Слайд 6 С опорой на картинки(презентация) 8. Анализ артикуляции Вспомни основные моменты артикуляции звука Р. Где находится кончик языка? ( за верхними зубами и дрожит) Струя воздуха какая? (сильная) Слайд 7 Схема в презентации 9. Характеристика звука Гласный или согласный? (согласный). Объясни. Звонкий или глухой? (звонкий). Объясни. Слайд 8 Схема в презентации 10. Связь звука с буквой Какой буквой обозначается звук Р? (эр) На что похожа буква Р? • Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь.
• Как запомнить букву Р? Каждый может, например, Руку на бочок поставить И друг другу Р представить.
• Висит на палочке кружок, Всё – с буковку размер, Как будто маленький флажок В тетрадке буква Р. Слайд 9 Картинка в презентации 11. Развитие мелкой моторики Из скольких элементов состоит буква Р? Нарисуй пальчиком букву Р в воздухе. Выложи букву из шариков . Слайд 10 Шарики пластмассовые 12. Развитие фонематического слуха - Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р:
К П Р Б Д Р М АР ОК УП РЫ ДА БУ ОР
13. Автоматизация звука в слогах Я буду называть прямые слоги, а ты – обратные:
РА, РО, РУ, РЫ, РЭ
Повторяй за мной:
РА-РО-РУ; РЫ-РЭ-РО; АР-УР-ЫР; ЭР-АР-ОР 14. Звуковой анализ слов Назови картинки:
- Как назвать одним словом все эти предметы? (игрушки)
- Назови только те слова, в которых есть звук Р. (тигр, пирамидка, робот, барабан)
- Определяем место звука Р в этих словах (начало, середина, конец)
Слайд 11
Предметные картинки из презентации
Слайд 12
15. Составление словосочетаний Поиграем с этими словами: составим словосочетания. - К каждому слову подбери признак, то есть ответь на вопрос: какой? какая?
ТИГР (какой?) игрушечный, мягкий… ПИРАМИДКА (какая?) разноцветная, пластмассовая… РОБОТ (какой?) радиоуправляемый… БАРАБАН (какой?) звонкий, круглый… Слайд 12 16. Работа над связной речью - Посмотри на картинку и скажи, какое время года изображено? (лето) - Назови девочек так, чтобы в именах был нужный нам звук (РАЯ, МАРГАРИТА…) - Назови мальчиков так, чтобы в их именах встречался звук Р (Роман, Александр….) - Где находятся дети? (на детской площадке) - Что делают дети? (гуляют, играют….)
- Составим рассказ по картинке. Слайд 13 17. Итог Повторяем артикуляцию, произносим звук, хвалим ребенка за успехи. Слайд 14
Уважаемая Татьяна Александровна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущенак участию во Втором открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Тех. эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]