«Развитие творческих способносте учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах» Соколова Н.В. учитель начальных классов МОБУ СОШ 20
Современная средняя школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика. Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы. В настоящее время, работая в школе, столкнулись с такими проблемами: низкий уровень интеллектуального развития учащихся; низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся; недостаточная материальная база. Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников. Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников моего класса.
Современный урок - процесс творческий. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [18] говориться о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [51] также нацеливает на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях, о компетентностном подходе в обучении. Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения: искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать – устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим, критически относится к тому, или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства; приниматься за дело – войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу; адаптироваться – использовать новые технологии информации коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новое решение. . Одна из главных задач начального обучения – научить детей осознанному, правильному, беглому, выразительному чтению, что играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение формирует мыслительные способности, если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский. Статистические данные показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает: осмысление учащимися цели чтения; осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью; овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации. К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Определили следующее: 1-познавательная потребность; 2-интерес к способу действия; 3-потребность в самовыражении и самореализации;
4-потребность в самопознании и самовоспитании;
5 - потребность в социальном признании.
Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя задания творческого характера, при которых усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. «Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны. « Л.Н. Толстой Таким образом, в современной школе обозначились противоре¬чия между -традиционными методами и формами обучения, ори¬ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащих¬ся в процессе предметного образования; - между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя. -недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала; - низким качеством окружающей социальной среды и необходимостью достижения высокого уровня научности получаемых знаний; Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Новизна моей работы заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Основными подходами в становлении опыта стали: учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности. создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика. формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Система работы учителя включает в себя следующее: исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения детей; организацию учебно-познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве; создание условий для реализации поставленной цели; рефлексия работы учителя. Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают: проблемные вопросы, проблемные ситуации; дифференцированный подход к обучению; дидактическая игра; различные виды творческой работы; здоровьесберегающие технологии. С целью дальнейшего совершенствования литературно-творческого развития учащихся мы составили список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы разделили на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится через три взаимосвязанных компонента. Задания направленные на развитие творческих способностей. I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстраций к тексту. 7. По иллюстрации определить содержание текста. 8. Составление диафильма. 9. Выборочное чтение. 10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11. Чтение для подготовки к пересказу. 12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу). 13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его). II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся. 1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов. 2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев. 3. Пересказ текста с определенным заданием. 4. Составление по тексту кроссвордов. 5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 6. Подбор загадок к словам из текста. 7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника. 8. Составление ребусов к словам из текста. 9. Работа со словарем фразеологизмов. III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования. «Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...) 1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме). 2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи: Волк и Красная Шапочка — про бабушку. 3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел. 4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади. 5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке. 6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности. 7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...) 8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»). 9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися. 10."Фантазии" по пословице, картине, звуку. 11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.) Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.
ВЫВОДЫ: Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых результатов: - активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению; - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Описанный опыт работы относится к категории репродуктивно- новаторских.