Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 26.04.2024, 06:58ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Другое » Классное руководство. Воспитание и внеурочная деятельность

    Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения
    [ · Скачать удаленно () ] 23.05.2014, 06:39
    «Развитие творческих способносте учащихся
    через уроки литературного чтения
    в начальных классах»
    Соколова Н.В. учитель начальных классов МОБУ СОШ 20

    Современная средняя школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.
    Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.
    Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы.
    В настоящее время, работая в школе, столкнулись с такими проблемами:
     низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
     низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
     недостаточная материальная база.
    Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников.
    Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников моего класса.

    Современный урок - процесс творческий.
    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [18] говориться о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [51] также нацеливает на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях, о компетентностном подходе в обучении.
    Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
     искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
     думать – устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим, критически относится к тому, или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;
     сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
     приниматься за дело – войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
     адаптироваться – использовать новые технологии информации коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новое решение.
    . Одна из главных задач начального обучения – научить детей осознанному, правильному, беглому, выразительному чтению, что играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение формирует мыслительные способности, если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский. Статистические данные показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
    Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает:
     осмысление учащимися цели чтения;
     осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;
     овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации.
    К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Определили следующее:
    1-познавательная потребность;
    2-интерес к способу действия;
    3-потребность в самовыражении и самореализации;

    4-потребность в самопознании и самовоспитании;

    5 - потребность в социальном признании.

    Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя задания творческого характера, при которых усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
    «Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны. «
    Л.Н. Толстой
    Таким образом, в современной школе обозначились противоре¬чия между
    -традиционными методами и формами обучения, ори¬ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащих¬ся в процессе предметного образования;
    - между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
    -недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала;
    - низким качеством окружающей социальной среды и необходимостью достижения высокого уровня научности получаемых знаний;
    Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
    Новизна моей работы заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
    Основными подходами в становлении опыта стали:
     учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
     создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.
     формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности.
     понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
     взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
    Система работы учителя включает в себя следующее:
     исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения детей;
     организацию учебно-познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве;
     создание условий для реализации поставленной цели;
     рефлексия работы учителя.
    Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают:
     проблемные вопросы, проблемные ситуации;
     дифференцированный подход к обучению;
     дидактическая игра;
     различные виды творческой работы;
     здоровьесберегающие технологии.
    С целью дальнейшего совершенствования литературно-творческого развития учащихся мы составили список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы разделили на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится через три взаимосвязанных компонента.
    Задания направленные на развитие творческих способностей.
    I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.
    1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
    2. Озаглавливание текста.
    3. Деление текста на части, составление плана.
    4. Определение темы текста, главной мысли.
    5. Определение типа текста.
    6. Подбор иллюстраций к тексту.
    7. По иллюстрации определить содержание текста.
    8. Составление диафильма.
    9. Выборочное чтение.
    10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
    11. Чтение для подготовки к пересказу.
    12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).
    13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
    14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).
    II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.
    1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
    2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
    3. Пересказ текста с определенным заданием.
    4. Составление по тексту кроссвордов.
    5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
    6. Подбор загадок к словам из текста.
    7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.
    8. Составление ребусов к словам из текста.
    9. Работа со словарем фразеологизмов.
    III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
    «Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)
    1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
    2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:
    Волк и Красная Шапочка — про бабушку.
    3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.
    4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
    5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
    6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
    7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
    8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
    9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
    10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.
    11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)
    Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.

    ВЫВОДЫ:
    Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых результатов:
    - активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
    - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению;
    - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    - использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
    Описанный опыт работы относится к категории репродуктивно- новаторских.
    Категория: Классное руководство. Воспитание и внеурочная деятельность | Добавил: sokolovan_1962
    Просмотров: 2655 | Загрузок: 536 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 olgagalicina  
    Наталья Владимировна!
    Ваша работа допущена кучастию в конкурсе. 
    С уважением,Галицина О.А., тех.эксперт

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024