Цели: - учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); - учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде; - формировать у детей умения работать во времени, умения работать в группе; - развитие логического мышления, памяти, воображения.
Основные понятие и термины: - Описание объекта - Таблица «Состав - действия» - Сравнение состава и действия объектов (загадки).
Требования к подготовке учащихся: Знать/понимать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц Уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; Использовать: - полученные знания и умения в дальнейшем.
Тип урока: урок изучения новых знаний Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих, определение готовности к уроку
Визуальная проверка подготовленности (тетрадь, письменные принадлежности) Введение - На вопрос «Как это делается?» (карточка на доске) можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется такой план? (Алгоритм) С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду… - А теперь представьте себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объяснили, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню… сможет ли он понять и выполнить алгоритм, если он не знает, что такое чайник, что такое банан, рыба или яблоня? - Значит, нужно уметь отвечать не только на вопрос «Как это делается?», но и на вопросы «Что это такое?», «Кто это такой?» (добавляем карточки на доску)
Отвечают на вопрос, используя раздаточный материал (составляют определение алгоритма) – в парах, один ученик выходит к доске и составляет определение
Изучение нового материла 1. Описание объекта. Таблица «Состав – Действия». - Чтобы ответить на вопросы: «Что это такое? Кто это такой», нужно сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего, нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать) (схема на ватмане и слайде). - Например (учитель называет объект и картинка на слайде): Карандаш Велосипед
- А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию (учитель называет составные части и действия предмета и показ описания на слайде с проверкой): Состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер. Есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать. - Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в учебнике задание и таблицу. (слайд с заданием). Сверху в этой таблице записано название предмета «ЧАЙНИК», в столбе «СОСТАВ» мы запишем ответ на вопрос «Из чего состоит?», а в столбце «ДЕЙСТВИЯ» - ответ на вопрос «Что с ним можно делать?» (карточки на доске и схема на слайде). Задание 1 (задание на слайде) - Из чего состоит чайник? Что можно делать с чайником?
Задание 2 (задание на слайде) - Кого нужно описать в этом задании? (Обратить внимание детей на то, что вопросы записаны по-другому «Что у него есть?», «Что умеет делать?»
Задание 3 (задание на слайде) - узнайте сказочного героя по описанию состава и действий (слайд с ответом для проверки)
2. Сравнение состава и действий объектов (загадки) - В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать, например (прочитать вслух несколько загадок, попросить детей их отгадать, а также назвать составные части и/или действия этих объектов, пользуясь текстом загадок): Два кольца, два конца, посередине гвоздик (слайд с загадкой и отгадкой). Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет (слайд с загадкой и отгадкой). - В загадках чаще всего названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие составные части других предметов. Например: «Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу?» (Очки) - Как в этой загадке названы части оправы очков?
Задание 7 (задание на слайде) - В столбце «На что похоже?» записаны названия предметов, на которые похожи части рыбы: Чешуя у рыбы похожа на… Хвост – на… Плавники – на…
Задание 8 (задание на слайде) Обратить внимание детей на то, что - эти две загадки нужно отгадать, - в первой загадке используется столбец «ДЕЙСТВИЯ» - во второй загадке используется столбец «СОСТАВ». В столбце «ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ» записаны названия предметов, которые выполняют те же действия, что и загаданный предмет или существо: - он колется, как… - катится, как… - пыхтит, как…
Задание 9 (задание на слайде) В задании предлагается придумать три загадки: две – с помощью таблицы «На что похоже?» и одну – с помощью таблицы «Такие же действия». Первая загадка Предлагает ученикам составить загадку о себе, по тем действиям, которые они чаще всего делают Вторая загадка Называет предмет, о котором будет первая загадка: - Давайте теперь сами придумаем загадку про книгу. - Назовите и запишите 2-3 составные части книги.
- Назовите для каждой части предмет, на который она похожа. - Запишите названия этих предметов в таблицу «На что похоже?» - Составьте текст загадки.
Итог урока Рефлексивные вопросы (слайд) Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке самым познавательным для меня было … Меня удивило, что … Полученные сегодня на уроке знания я могу применить … На уроке у меня (не)возникли трудности с…
Выслушивание нескольких ответов По ответам учеников учитель делает для себя выводы о степени усвоения учащимися темы урока
Домашняя работа Задание 6 Придумать название фантастического животного и заполнить для него таблицу «Состав-Действия» Задание 9 Придумать загадку о маме или папе, заполнить для нее таблицу «ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ – ДЕЙСТВИЯ», записать ее текст на отдельном листочке