Формирование навыков различия звуков [с] и [ш] при чтении. Упражнения в чтении.
Цели: - формировать умение различать звуки [с] и [ш] - развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа - формирование грамматического строя речи - способствовать развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса -формировать навыки совместной деятельности Ход урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания ( стр.89, выразительное чтение) - Ребята, внимательно слушайте чтецов и определяйте тех, кто прочтет стихотворение лучше всех. - Почему вам понравился именно этот чтец ? Объясните. - Что вы можете сказать о мальчике Никите ? 3. Целеполагание Слайд 2 У –тены -тоят каду-ки, А в каду-ках по лягу-ке Е-ли было –е-ть каду-ек, -колько было в них лягу-ек? - Какие буквы пропущены? Вставьте их. - Слайды 2 - 13 - Сколько было лягушек? - Правильно, 6. - Слайд 14 - А как правильно написать буквами это число? - Вставьте пропущенные буквы. (на доске запись -е-ть) - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? - Правильно, мы сегодня будем учиться различать звуки [с] и [ш]. - Слайд 15 4. Объяснение нового материала. - Произнесите звук с твердо и мягко. ( Звук [с] – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет посерединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой). Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе, Посредине языка струйку воздуха пускай Улыбнись и просвисти, сссс произнеси. - А чем особенен звук [ш]? - Произнесите звук [ш]. ( Звук [ш] – губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой. Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше, Сделаем из языка чашечку, подняв бока, Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам, Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно Чтобы ветерок бежал и. как шелк, шуршал. - Подумайте, чем звук [с] отличается от звука [ш]? - Для чего нам нужно знать эти отличия? ( Чтобы правильно говорить и писать). 5. Физминутка. Дети, представьте, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья. (Поднять руки вверх) Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья ( качание, поднять руки и шевелить пальчиками), Подул холодный ветерок: С-С-С-С, закачались сосны ( Покачиваемся и машем руками). Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (Расслабились). Снова подул ветер. 6.Закрепление пройденного. Букварь, страница 90. - Дайте характеристику звуков [с] и [ш]. Дорисуйте человечков. Слайд 16 - 17 - Запишите слова, определите место звуков [с] и [ш], закрасьте эти звуки синим или зеленым цветом. Проверка. - Вставьте пропущенные буквы в словах. - Прочтите слова. - Сравните пару слов крыши и крысы по звучанию и смыслу. Слайд 18 - 19 - По вариантам составить предложения со словом крыши и крысы. - Работа с предложениями на странице 90. Работа над четкостью произношения, над интонацией. - Какие звуки повторяются? А зачем эти звуки повторяются? Вывод: повтор звуков, которые придают предложению. Тексту выразительность. Называют звукописью. Слайд 20 - Как вы понимаете это слово? - Превратим одно предложение в текст. - Что для этого надо сделать? (Добавить несколько предложений). Папа Карло прогнал крысу Шушару. Крыса Шушара шуршала. Папа Карло из-за шума прогнал крысу. В тиши шуршали камыши: ш-ш-ш. Камыши шуршали. Этот звук успокаивал, убаюкивал. 7. Работа в парах. Игра «Наведи порядок» Положили в плошку каску. Надевал пожарный кашку. Сочинял писатель башню. Рисовал художник басню. Сладко спит в берлоге миска. На столе с салатом мишка. На лицо надета Машка. Имя нашей кошки Маска. На глазах у детворы крысу красят маляры. Проверка. 8. Итог урока -Что нового узнали на уроке? - А сейчас я проверю. Как вы усвоили новый материал? Покажите цифрой место звука [с] и [ш]. Сок, шуба, машина, сушки, старушка, пастушок, стишок. - Какая буква пропущена в словах –аль, ко-ка, -околад, -утка Слайд 21 - 25 9. Рефлексия. - Оцените себя Слайд 26 - Чему мы научились на уроке? Слайд 27 - Что у вас получилось? - Над чем вам надо еще поработать. - Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать звуки [с] и [ш]». - Урок закончен. Молодцы. Слайд 28
Использованная литература и интернет – источники: 1. Уроки обучения грамоте по учебнику “Букварь” и прописям “Мои волшебные пальчики” Изд. Баласс, Москва, 2012
Уважаемая Ольга Александровна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация" и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех.эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]