Тема занятия: Времена года. Весна. Цель занятия: формирование и уточнение представлений о ранней весне и ее признаках. Коррекционно-образовательные задачи: обучение адекватному использованию лексики, обозначающей весенние приметы, в структуре простых нераспространенных предложений с опорой на картинные образы; формирование грамматического строя речи; закрепление печатного образа изученных звуков, дифференциация гласных и согласных звуков, формирование навыка чтения. Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи (образование сущ. ед. и мн. числа в разных падежах, согласование сущ. с числительными в роде, числе и падеже); формирование словаря по теме «Изменения в природе весной» (предметного, глагольного словаря, словаря наречий, признаков, антонимов); развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; тонкой и артикуляционной моторики; координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков коммуникации, взаимодействия, доброжелательности, ответственности; воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: мультимедийная установка; компьютер, программы «Учимся говорить правильно» (раздел «Неречевые звуки. Лес. Дождик.», «Дельфа-141» (упражнения «Задуй свечи», «Чашка чая», «Колобок» ( с микрофоном); парные карточки-картинки для артикуляционной гимнастики; раздаточный материал-изображение разного количества сосулек у каждого ребенка; набор разрезных гласных и согласных букв на карточках; таз с теплой водой; сосулька; салфетки по количеству детей Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке; разучивание упражнения «Солнышко»; Речевой материал: рыхлый,холодно,тепло,тает,оттаивает,солнышко,пригревает,светло,солнечно,просыпается,ожива-ет, сосульки, лужи, ручьи, листопад, тает, вьюга, ручьи, тёплое, ярче, набухают, снежинки, прилетают, ,мороз, капель, метель, снегопад, солнышко.
Ход занятия: I. Подготовительный этап: 1. Организационный момент: (на мониторе компьютера изображено солнышко) Логопед:- Ребята, посмотрите на экран, кто пришел к нам в гости? Дети: - Солнышко. Логопед: - Давайте поприветствуем солнышко и друг друга. -Здравствуй, солнце золотое! (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) -Здравствуй, небо голубое! (Поднимают руки вверх) -Здравствуй, Матушка-земля, (Наклон тела и рук вниз) -Здравствуйте, мои друзья! (Руки вниз-стороны, поворот к друг к другу,касаясь друг друга ладонями) + приветствие гостей (повернулись, улыбнулись) -Молодцы, ребятки! 2. Артикуляционная гимнастика: -Чтобы настроиться на рабочий лад, правильно говорить все слова, четко произносить звуки, сделаем гимнастику для губ и языка. А проведет ее Даша. Слушайте Дашу и повторяйте за ней. a) Упражнения для губ и языка: (по карточкам, выборочно: «Улыбочка» - «Трубочка», «Лопаточка»- «Иголочка», «Солдатик»-«Катушка», «Горочка»-«Катушка», «Лошадка»-«Грибок»-«Гармошка» проводит ребенок (Даша М.)(логопед контролирует правильность выполнения, оказывает помощь) -Вы очень старательно выполняли все упражнения. Молодцы! b) –Сейчас сделаем дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения: Логопедический тренажер «Дельфа-141»: - В доме праздник, если туда приходят гости. Обычно гостей встречают чаем с тортом. Мы с вами сейчас потушим праздничные свечки на торте. «Задуй свечки» (с микрофоном) (по 1 разу каждый ребенок); - Замечательно! (в ходе выполнения упражнения помощь и оценка) -Еще чай наливают горячий. И чтобы он остыл, на него дуют. Давайте, подуем на чашку ( в микрофон), чтобы чай быстрее остыл. - Ну вот, торт поели, чай попили. c) – Теперь подготовим наш голос и сразу повторим изученные гласные звуки, почитаем слоги с ними. Голосовые упражнения: Логопедический тренажер «Дельфа-141» *Закрепление изученных звуков и букв, навыков чтения. «Колобок» (с микрофоном) - Назвать все изученные гласные звуки. (Логопед показывает карточки с гласными звуками, они окрашены красным цветом. [а], [у], [о], [ы],[и]. Песенки гласных - ауоы; уоиа, аоэы ( четкая артикуляция гласных звуков) Проблемная ситуация!!! Среди них одна согласная [ в] - синим цветом.– Что здесь не так? --- -Почему этот звук не гласный? ( -Потому что произносится с преградами. Мешают губки, зубки для прохождения свободной воздушной струи (воздуха) (Даша и Денис) - Назвать гласные по карточкам, которые показывает логопед [а], [у], [о]- Вова, Егор (логопед помогает выраженной артикуляцией Егору) *Чтение слогов: ва, сы, хо, са, ау, ло, *Чтение слов: лужа, мороз - Ну вот, ребята, вы уже показали, какие вы старательные и как хорошо запомнили буквы и звуки, которые учите в школе. Молодцы! II. Основная часть: 1. Сообщение темы и цели занятия: Сравнительный анализ времен года по картинкам и звукам (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия): Компьютерная игра «Учимся говорить правильно». Раздел «Неречевые звуки. Лес.» -Послушайте внимательно звуки леса, посмотрите на картинки, которые изображены перед вами и определите, какое время года изображено на них. (показ картинок с изображением зимы и весны, слушание звуков леса по заданию) - К какой картинке подойдет слово «лужа»? Дети: - Там, где весна. - К какой картинке подойдет прочитанное вами слово «мороз»? Дети: - Там, где зима. * Зима: воет вьюга(звукоподражание в-в-в ), лес шумит (ш-ш-ш), дятел стучит (д-д-д) * Весна: капель (звукоподражание- кап-кап),синичка поет весело (ц-ц-ц) - Очень хорошо получилось у …..(назвать имена детей)
2. Загадка о признаках весны: Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла... (Дети договаривают хором: весна). ( слайд с признаками весны) -Догадались, о каком времени года мы будем говорить? Дети: - Мы будем говорить о весне. - О каких признаках весны говорится в этом стихотворении? Дети: - снег стал рыхлый, потому что солнышко стало пригревать; птичьи голоса звонче или птички стали звонче и веселее петь, потому что стало теплее; - Да, ребята, мы будем говорить о весне. Вспомним и повторим признаки ранней весны. Будем учиться составлять правильные предложения. Будем следить за своей речью-проговаривать старательно все звуки в словах. 3. Признаки весны: -Давайте еще раз послушаем весенние звуки (формирование слухового восприятия и внимания) -Можно слушать с закрытыми глазками. ( Повтор звуков весеннего леса из программы «Учимся говорить правильно». Раздел «Неречевые звуки. Лес.» ) Обратить внимание детей на птичьи голоса и звуки капели. 4. Формирование грамматического строя речи: 1. -Зимой погода была холодная, а весной какая? (формирование словаря антонимов) ( на партах снежинка и солнышко, дети показывают при слове «холодная» -снежинку, при слове «теплая»- солнышко) Дети: - Весной погода теплая. -Зимой погода пасмурная, а весной….( показ сигнальными карточками снежинка-солнышко) Дети: - Весной погода солнечная. 2. -Земля весной от солнышка что делает? (формирование глагольного словаря) Дети с помощью логопеда: - Земля ..просыпается…оттаивает…оживает. 3. -На улице как? (словарь наречий) Дети: - Тепло. Светло. Солнечно. ( показывают солнышко) 4. Образование сущ. ед. и мн. числа в разных падежах: Р.п.:, сосулек, луж, ручьев. Д.п.: Мы радуемся свету, сосулькам, лужам, ручьям. *Проговаривание по одной паре слов сразу в разных падежах. (Например, Логопед: В весенний день много света. Дети повторяют это. Затем логопед: Мы радуемся чему? Дети: Мы радуемся свету. И т.д. с каждым словом.) *Вова и Егор повторяют только последние слова!!! *Логопед помогает детям формулировать окончания в словах.
-Посмотрите, ребята, что у вас изображено на рисунках? ( слайд с изображением сосулек) Дети: - Сосульки. -Когда появляются сосульки? Дети: - Сосульки появляются весной. -А где бывают сосульки? Дети: - На крышах домов, на проводах.. --Молодцы, ребятки, правильно. Солнышко пригревает. Образовываются сосульки. Снег с крыш днем тает от тепла и слышна капель. 5. Словарная работа: объяснить слово КАПЕЛЬ, -и, ж. Падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Зазвенела весенняя капель || прил. капельный,) -Сосульки, как носы у цапель, (картинка с изображением цапли) И тают, словно карамель. Я слышу звон весенних капель, Поёт весенняя капель! 5. Динамическая пауза с элементами арт-терапии: *Сюрпризный момент. -Ребята, что это? (логопед показывает настоящую большую сосульку) Дети: - Это сосулька! -Правильно. Вот она какая! -На что она похожа? Об этом говорилось в стихотворении, которое я вам прочитала сейчас. Дети: - На нос цапли. (картинка цапли) *Воздействие холодом и теплом на рецепторы детских рук. ( можно под музыкальное оформление песенки о весне) -Сейчас мы ее потрогаем и скажем, какая она. И потом сразу опустим руки в тазик с теплой водой. *Дети по очереди трогают сосульку и говорят, что она: ..холодная….мокрая…скользкая…ледяная…прозрачная….длинная…. -А в тазике какая вода? -Теплая. *Повторение данной процедуры дважды. -А сейчас хорошо вытираем руки полотенцем и садимся на места и сделаем … *Пальчиковую гимнастику: -Кап, кап, кап- звенит капель! (развитие тонкой моторики, координации речи с движением) Дети ритмично стучат пальчиками по партам, начиная с большого. -Молодцы, ребятки! 6. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Закрепление счета в пределах 10. «Весёлый счет» 1) - Сколько сосулек у тебя, Денис? Посчитай. Денис: - У меня 3 сосульки. -Правильно, Денис, у тебя 3 сосульки. - Сколько сосулек у тебя, Даша? Посчитай. Даша: - У меня 5 сосулек. -Умница, Даша! У тебя действительно 5 сосулек. -Сколько у Вовы сосулек? Считай, Вова. Вова (с помощью логопеда, с четкой артикуляцией): – У меня одна сосулька. -Молодец, Вова! -А у Егора сколько сосулек?- Давай вместе посчитаем. Егор (с помощью логопеда, показ жестом и выраженной артикуляцией):- Одна сосулька. -Да, умничка! Давай вместе повторим: - Одна. (проговаривание совместное с логопедом) *Если Егор и Вова устанут: (Егору и Вове дается инд. задание-раскрашивание штриховкой сосульки голубым или синим карандашами) -Что вы будете раскрашивать, ребята? Дети: - Сосульки. - Да, это верно. Работайте старательно. Потом нам покажете, что у вас получилось. 2) Ритмический рисунок. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно» раздел «Неречевые звуки» « Дождик» (Развитие слухового восприятия, чувства ритма) -Как капельки капают, когда сосульки тают? (кап-кап-кап) -Послушайте и определите нужный ряд капелек. 3) Дидактическая игра «Солнышко-Снежинка». Закрепление, проверка полученных знаний. -Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы покажите нужные картинки солнышко, если услышите слово, относящееся к весне и снежинку, если слово относится к зиме. Слова: пригревает, тает, вьюга, ручьи, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, лужи, мороз, капель, сосульки, метель, снегопад, солнышко. - Молодцы, все правильно! Вы хорошо запомнили признаки весны. И умеете отличать их от признаков зимы и осени. III. Заключительный этап: На фоне песенки детской «Весенняя капель» 1. Смысловая рефлексия занятия: - О чем говорили на занятии? Дети: - Мы говорили о признаках весны. Или – О весне. – О каких признаках весны говорили? Дети: - Стало тепло. Солнечно. Тает снег. Появились сосульки. И т.д. 2. Эмоциональная рефлексия занятия: - Покажите карточки с изображением солнышек, если занятие вам понравилось. И карточку со снежинкой - если не понравилось. -Что особенно понравилось вам, ребята?( ответы детей) 3. Оценка деятельности детей. Поощрение. -Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Запомнили признаки весны. Старательно проговаривали все звуки в словах. Спасибо вам. И Весна вам передала маленькие подарочки.( чупа-чупсы-леденцы раздать детям)
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация" и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Тех.эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]