В статье представлена методическая разработка урока русского языка для обучающихся 4 класса. Дидактическое обоснование урока. Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий (УУД). Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами игровой деятельности. Место данного урока в системе уроков по русскому языку: 11. Форма проведения урока: интерактивная беседа с элементами игры и применением ИКТ. Формы работы: фронтальная, парная, групповая. Дидактическая цель: создание условий для личностного развития обучающихся. Методическое обоснование урока. Задачи урока: - распознавание в словах изученных орфограмм и правильное их написание; - развитие устной речи, обогащение словаря, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; - воспитание культуры общения. Планируемые результаты обучения. Предметные результаты изучения темы: - видеть и правильно писать в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки; - разбирать доступные слова по составу. Метапредметные результаты изучения темы - формирование универсальных учебных действий. Регулятивные УУД (организация обучающимися своей учебной деятельности): - самостоятельно формулировать тему и цель урока; - определять основополагающие вопросы урока; - работать в парах и группах; - определять степень успешности своей работы и работы одноклассников в соответствии с принятыми критериями. Познавательные УУД: - работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить ответы на вопросы, рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы четко. Личностные результаты изучения темы: - умение осознавать и определять свои эмоции; - умение чувствовать красоту; - стремление к совершенствованию собственной речи; - интерес к культуре и искусству; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Компоненты современных образовательных технологий: технологии проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, ИКТ.
Урок русского языка в 4 классе. Тема. Гласные и согласные в корне слова. Цели. Формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать простое и сложное предложения, производить синтаксический разбор предложения, разбирать слова по составу (предметные результаты). Прививать любовь и уважение к Отечеству, интерес к чтению, письму, изучению языка (личностные результаты). Формировать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по алгоритму, корректировать деятельность, определять степень успешности своей работы. Формировать познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. Формировать коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы (метапредметные результаты). Оборудование: презентация, интерактивная доска, ноутбуки, карточки с заглавной буквой «р», с деформированным текстом, с ребусами, загадками, пословицами, пожеланиями, блюдца с водой и трафаретами цветов из бумаги, лист самооценки. Ход урока. I. Организационный момент. II . Определение темы и цели урока - Урок русского языка. (слайд №1) - А сегодня мы отправляемся в путешествие вот на этом прекрасном паруснике. - Сначала мы должны составить план. 1. Тема. 2. Цель. 3. Правила. 4. Чистописание. 5. Словарная работа. 6. Закрепление знаний. 7. Вывод. -Тема нашего путешествия? (слайд №2) - А цель? - Мы учимся проверять слова с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными в корне слова, грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей. - А что нам надо для этого знать? (правила) - А вот и жители далёкой страны. Для контакта с ними мы должны хорошо знать свой родной русский язык. III. Чистописание. Актуализация знаний. - Прочитайте слова: Россия, Родина, страна. (слайд №3) - Найдите одинаковые звуки в данных словах. (р, а) - Дайте характеристику звуку (р). - Какой буквой он обозначается на письме? (р, Р) - Тренируемся в написании заглавной буквы Р.
- В какой стране мы живём? Мы живём в России. - Какое это предложение? 1. По цели высказывания – повествовательное. 2. По интонации – невосклицательное. 3. По наличию главных членов – простое. 4. По наличию второстепенных членов – распространённое. Мы живём в России. (9 правил) IV. Словарная работа. -Продолжаем знакомить жителей с нашей страной. - Россия – это наша …(Родина) . (слайд №4) - Самый главный город нашей страны? (Москва) (слайд №5) - Москва – это … (столица). (слайд №6) Родина, Москва, столица. V. Слово учителя - Что мы взяли с собой? память (слайд №7) самостоятельность щедрость целеустремлённость сообразительность знания - С чем же мы будем знакомить жителей далёкой страны? - А что такое Мещёра? - Национальный парк. - Мещера — это леса, речки, озёра, болота… О Русь — малиновое поле (слайд № 8 ) И синь, упавшая в реку,— Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. (С. Есенин) VI.Закрепление полученных знаний. 1.Работа с текстом. - А где же она находится? (слайд №9, карта - устно) Среди др…мучих л…сов и зал…вных лугов сохр…нился уд…вительный по кр…с…те и разнообразию пр…роды край – Мещёра. (слайд №10 - письменно) Мещёра – край др…мучих л…сов, т…инственных …зёр и б…лот. 2. Подбор предложений к фотографиям. (по карточкам , в парах). (слайд № 11) Разбор 1 и 2 предложения по членам предложения. С…сновые л…са з…нимают большую часть т…рр…тории. Среди лугов возвышаются м…гучие дубы. Встр…чаются и б…рёзовые рощи. 3. Физминутка. (слайд № 11) - Отдохнём. По тропинке шли, Белый гриб нашли. Раз - грибок, два - грибок – Забирайся в кузовок. 4. Разбор слов по составу. - А какие это грибы – мы узнаем, превратившись в волшебников. (опускаем в блюдце с водой трафареты цветов из бумаги и ожидаем раскрытие лепестков; внутри написаны названия грибов) - Крибле! Крабле! Бумс! Подберёзовики, подосиновики. 5. Восстановление деформированного текста. ( слайд 12, по карточкам в группах) Самое радос…ное в л…сах Мещёры - это цв…точные к…вры. Анютины гла…ки проклюнулись скво…ь хвою и гл…дят на окружающий мир с в…сторгом. Марьянник дубравный еще известен как иван-да-марья. (Иван-да-Марья… Согласно легенде жили когда-то брат с сестрой. Но в раннем детстве они разлучились. А потом снова встретились и, плененные красотой друг друга, поженились. И узнали от людей, что они брат с сестрой. От горя Иван посинел, а Марья пожелтела. И, чтобы быть неразлучными, превратились они в цветок. Марьянник дубравный еще известен как иван-да-марья.) 6. Красная книга - На юго-востоке Мещёры находится Окский заповедник, созданный для охраны животных. Там можно увидеть зубров (слайд № 13 ), журавля-красавку, даурского журавля, стерха, японского журавля… - В Красную книгу России занесены (слайд №14): русская выхухоль, чёрный аист, беркут, орлан-белохвост, сапсан, скопа, филин…
7. Работа по ноутбуку – в парах. со…нце праз…ник лес…ница ужас..ный опас…ный прелес…ный капус…ный чудес…ный окрес…ный интерес…но вкус…но извес…но сер…це счас…ливый чес…ный свис…нул прекрас…ный - Какие слова вы взяли бы с собой в путешествие? 8. Устное народное творчество (4 группы). а) Ребусы (вода, комната, Наташа, канарейка). б) Загадки. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Что у снеговика вместо носа? (морковка) Дождь, снег, град – это …. . (осадки) В огне не горит и в воде не тонет. (лёд) в) Пословицы. - Какая из данных пословиц наиболее подходит к нашему путешествию? Лень хуже болезни. Что не сделает один, сделаем вместе. Труд – основа жизни. г) Пожелания. Пожелания наших друзей всем, всем, всем… Будьте как _____________, красивыми! (солнышко ) Будьте _________________, милыми! (прелесть) Между собою ___________________! (честь) Будьте всегда ___________________! (счастье) VII. Рефлексия. - Понравилось вам путешествие? - Какие цели ставили? - Достигли мы их? - Что делали и с кем работали? - Всё ли запланированное успели сделать? - Достигли желаемого результата? - Что помогало или мешало вам? - Кому бы вы сказали «спасибо» за сотрудничество? - Что сделать, чтобы в следующий раз занятия были продуктивнее? - За какие очередные задачи надо взяться? VIII. Итог урока. (слайд №15). МОЛОДЦЫ!
Уважаемая Галина Николаевна ! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация" и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех.эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]