I. Организационный этап. Создание эмоционального настроя – Здравствуйте, ребята, cегодня на уроке русского зыка у нас гости, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. – Молодцы, садитесь! Звучит музыкальное произведение. – Начну я урок не с привычных для вас слов: «Откройте тетради, запишите число, классная работа…», а с очень древней и мудрой легенды. «Эта история произошла давным–давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!» – Что это значит? (В наших силах) –Да, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать законы родного языка. – Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего урока и тогда у вас все получится. – Итак, вспомним правила работы на уроке: • Не опаздывай на урок! • Соблюдай на парте порядок! • Если хочешь спросить, подними руку! • Не выкрикивай с места! • Будь внимательным! • Слушай учителя и точно выполняй все задания! • Соблюдай тишину! – Почему для каждого из вас важно уметь их соблюдать? (Помогают соблюдать порядок, не мешать другим ученикам…) – Вы совершенно правы!
II. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. – Урок наш необычный. Это урок–путешествие по морю на чудесный остров. А живут на нем загадочные жители, без которых мы не смогли бы понять друг друга, не могли бы поделиться радостью, новостями. – Догадались, о чем идет речь? (О частях речи) – Перечислим жителей острова, т.е. назовем части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, частица, предлог, союз…) – Мы отправимся в гости только к одному из них, а к кому, попробуйте догадаться сами. Послушайте, что говорит этот житель о себе: « Что без меня предметы? лишь названья, А я приду – все в действие придет! Летит ракета, люди строят здания, Цветут сады и хлеб в полях растет!» ( Глагол )
III. Определение темы урока, постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. – Итак, определите тему нашего урока? (Что мы знаем о глаголе) – Зная тему, сформулируйте цель урока? (Повторить все имеющиеся знания о глаголе, уметь определять глаголы среди других частей речи) – А для чего нам нужны эти знания и умения? (Умело, правильно использовать в нашей речи, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой, ясной и понятной… А еще это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни). – Верно! На уроке мы повторим, систематизируем ваши знания о данной части речи. Уверена, что вы откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы всё знаете, а, может, надо будет поработать над этой темой. Кроме того, мы с вами продолжим работу над развитием связной речи, будем писать по памяти, работать с предложениями и со словами, поговорим о важных для здоровья человека вещах. Ведь здоровый ребенок – счастливый ребенок! – Но доплыть до острова не так–то просто. На пути нас ждёт много испытаний. И чтобы не заблудиться, нам понадобиться что? (Карта) – Посмотрим, что нас ожидает: трап ”Чистописание”; бухта «Словарные слова»; “Синтаксический шторм”; вопросы Нептуна; рифы «Фразеологические выражения»; задания умного Осьминога; домашнее задание. (По одному читают) – Готовы к путешествию? (Да) – В добрый час! – Напоминаю, что на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самооценки. Напомните критерии оценивания? ( «5» - задание выполнено верно, «4» - задание выполнено с небольшими ошибками; «3» - испытывал(а) трудности).
IV. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания с орфографической нагрузкой – Чтобы подняться на корабль и отправиться в путешествие, нам нужно пройти по мостику «Чистописания» – Чему мы учимся на минутке чистописания? (Писать красиво, аккуратно, быстро, правильно соединяя буквы…) – Но прежде подготовим пальчики к письму: • «Пальчики здороваются» • «Крепкое рукопожатие» • «Согреем ладошки» • «Пианино» – Пальчики к работе готовы. Сейчас я буду вам диктовать слова, вы находите в них определенный звук и записываете его буквой красиво, аккуратно и каллиграфически правильно. – В слове РОЕТ – найдите согласный; твердый, парный; звонкий, непарный звук и запишите эту букву. – В слове БЛЕСТЕЛА – найдите и запишите безударный гласный в корне. – В слове УЖИНАТЬ – найдите парный согласный в корне. – В слове ПРИЛЕТЕЛИ – выделите безударный гласный в приставке. – В слове МЕНЯТЬ - найдите согласный; мягкий, парный; звонкий, непарный звук в первом слоге и запишите эту букву. – В слове ДОПИСАТЬ – найдите парный согласный в приставке. – В слове ЗВОНИТ – найдите звонкий непарный звук и запишите буквой. – В слове РАСТАЯЛ – найдите и запишите букву, обозначающую два звука. – Определите часть речи слов, которые я вам продиктовала? (Глаголы) – Теперь прочитайте, что получилось (Р Е Ж И М Д Н Я). – Режим дня, утренняя зарядка, правильное питание, красивая осанка, прогулка…всё это можно объединить каким одним словом? ( Здоровье ) – Запишем красиво это слово.
р е ж и м д н я здоровье[здаров’й’э]- 8б.,8зв. Здоровье дороже денег.
– Ребята, наступила весна. Весенняя погода очень обманчива. А в организме человека за зимний период истощается запас витаминов. Поэтому организм человека становится каким? (Уязвимым). – Важно следить за своим здоровьем. Как это можно сделать? (Соблюдать режим дня, который организует и дисциплинирует человека; правильно питаться, чередовать умственный и физический труд, больше бывать на свежем воздухе.) – Молодцы! – Вы записали слово «здоровье» в тетради. Какое задание можно выполнить с этим словом? (Можно произвести фонетический разбор слова; разобрать по составу; подобрать группу однокоренных слов; подобрать антоним…) – Здорово, что вы подобрали столько интересных заданий. Давайте мы выполним краткий звуко-буквенный анализ слова. (Один ученик у доски) – Запишите данное предложение «Здоровье дороже денег» – Что за предложение вы записали? (Пословицу) – Как вы понимаете её смысл? (Можно прожить без богатства, но не без здоровья). – Может быть кто–нибудь из вас знает и другие пословицы, поговорки на тему здоровья? (Без болезни и здоровью не рад; Береги платье снову, а здоровье смолоду; Болен - лечись, а здоров – берегись; В здоровом теле - здоровый дух; До свадьбы заживет; Лук от семи недуг; Молоко коровье всем дает здоровье…) – Обратите внимание, как много встретилось глаголов. Какой вывод мы можем сделать? (Они очень часто встречаются в речи). – Не просто часто, глаголы стоят на втором месте по употреблению, после имен существительных. – Мы с вами запоминаем слово «здоровье», значит какое оно? (Словарное) – Правильно! Оцените свою работу на этапе «Чистописание» в листе самооценки.
Физ.минутка для глаз.
II. V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Словарная работа (взаимопроверка) – Посмотрите по карте, куда держит курс наш корабль дальше? (В бухту «Словарные слова») – Какие слова мы называем словарными? (Те, которые нужно запомнить, т.к. проверить их мы не можем) – На экране, одна за другой будут появляться картинки с изображением различных предметов. Ваша задача записать слова через запятую в свои тетради и выделить орфограммы. – Какой темой объединены все эти слова? (Здоровье) – Подберите к слову «здоровье» слова-действия! (Беречь, заботиться, закалять, охранять, укреплять, двигаться…) – Взаимопроверка. Проверьте работу соседа по парте и если есть ошибки, исправьте их зеленым карандашом и оцените работу. Критерии оценок вы знаете. – Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки? – А теперь встаньте те, кто допустил 1–2 ошибки? – Составьте устно предложение с любым словарным словом на тему здоровья. – Молодцы! И снова в путь! – Не забудьте оценить свою работу на этапе «Словарные слова» в листе самооценки.
Синтаксическая работа – Ребята, начинается «Синтаксический шторм». Чтобы справиться с ним, нужно внимательно прочитать предложение, которое появится на экране. Вам будет дано несколько секунд на его запоминание, а после нужно будет записать предложение по памяти, выделить все известные орфограммы и подчеркнуть члены предложения, с указанием частей речи: Болезнь человека не красит. (Дети работают самостоятельно в тетрадях, после следует проверка с доски). - Поднимите руку, кто не допустил ошибок. – Чем интересно данное предложение? (Это пословица) – Объясните её смысл? (Больной человек выглядит не очень хорошо и красиво) – Встретили ли мы изучаемую часть речи? (Да. «Не красит». Это глагол, употреблен в наст. времени, в ед.числе. Частица «не» пишется раздельно). – Вот мы и преодолели шторм! Двигаемся дальше! – Оцените работу на этапе «Синтаксический шторм» в листе самооценки.
Динамическая пауза – Скажите, какие действия мы совершали в данной физминутке? (Бегали, скакали…) – Какой частью речи являются эти слова? (Глаголы) – Полезны ли эти действия для здоровья?
VI. Обобщение и систематизация знаний Игра «Блиц-опрос». – Теперь нас ждет морской царь Нептун и его русалочки. Они хотят выяснить, что мы знаем о глаголе и предлагают нам «Блиц-опрос». – Первый вопрос: что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, обозначает действия предметов и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?). – Каким членом предложения чаще всего является глагол? (Сказуемым) – Что относится к постоянным признакам глаголов? (Вид: совершенный и несовершенный) – Верно! Чуть позже мы изучим еще один – спряжение. – Назовите непостоянные признаки? (Число, время (наст., прош., буд.), род). Скоро узнаем и лицо! – Что обозначают глаголы настоящего времени? (Обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи). – На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? Что делали? Что сделали?) – Расскажите о глаголах будущего времени? (Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? Что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи). – Что вы знаете о глаголах неопределенной формы? (У них нельзя определить число, время, отвечают на вопрос «Что делать?», «Что сделать?») – Гости, удовлетворили ли вас ответы детей? – Сейчас Нептун предлагает вам еще и поиграть. Правила игры очень просты: нужно собрать морские звезды в три раковины. В одну – глаголы в настоящем времени, несовершенного вида; в другую – глаголы в прошедшем времени, совершенного вида; в третью – глаголы в будущем времени. – Оцените свою работу на этапе «Блиц-опрос» в листе самооценки.
Работа с фразеологическими выражениями – Молодцы! Нептун очень доволен тем, как вы знаете глаголы и отпускает нас дальше! А на пути у нас грозное препятствие – рифы! – Что, по вашему мнению, называют рифами? … – Кто знает точное определение? – Возникло затруднение, как мы можем выйти из него? (Воспользоваться словарем). Каким? (Толковым) – Давайте посмотрим значение слова «рифы» (Это ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов). – Чтобы наш корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными. А рифы у нас необычные, а какие? (Фразеологические) . О чём здесь пойдёт речь? (О пословицах, поговорках, «крылатых словах», которые мы понимаем в переносном смысле). – Ваша задача по рисунку назвать фразеологические выражения и объяснить их значение (Слайды). – Как связаны фразеологизмы с темой нашего урока? (Встречаются глаголы) – Не забудьте оценить работу на данном этапе в листе самооценки.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Работа по учебнику – А нас уже ждёт умный осьминог. Чем он предлагает нам заняться? (Поработать по учебнику). – Итак, открываем учебники на стр. 127, упр. 233. Прочитайте про себя задание. Что мы должны выполнить в данном упражнении? (Разобрать один глагол как часть речи) – Т.е. какой разбор мы сделаем? (Морфологический). – Вспомним порядок разбора. Проговорите его в парах друг другу, но прежде давайте вспомним правила работы в парах: a. Работать должны оба! b. Один говорит, другой слушает! c. Своё несогласие высказывай вежливо! d. Если не понял, переспроси! – Молодцы! Озвучьте, пожалуйста, порядок разбора имени существительного как части речи? (Ученик отвечает, я подтверждаю его слова слайдом). Далее с места пишет и комментирует один школьник, остальные работают в тетрадях. Зеленеет – гл. (что делает?). Н.ф.- зеленеть. В наст. вр., в ед.ч. Сказ. – Скажите, почему не определили род? (Только в ед.ч. прош.вр.)
Дифференцированная самостоятельная работа на карточках – У каждого на краю стола лежат карточки 2-х цветов (зеленые и оранжевые). Это два вида заданий: на зеленой карточке – среднего уровня сложности, на оранжевой – высокого уровня. Вы, не переворачивая карточек, должны выбрать любую. Выбирайте и приступайте к работе. После выполнения работы карточки подписать и - на край стола, позже я их проверю, оценю по названным вами критериям и сообщу результат. – Оцените работу на этапе «Работа с учебником» в листе самооценки.
VIII. Рефлексия деятельности. – Вот мы и доплыли до острова глагола, и наше путешествие заканчивается. – Какова была цель урока? (Повторить все имеющиеся знания о глаголе, уметь определять глаголы среди других частей речи) – Достигли ли мы цели? (Да, мы вспомнили все, что знаем о глаголе: постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении …) – А чем еще мы занимались на уроке, помимо обобщения знаний о глаголе? (Развивали память, устную и письменную речь, выполняли задания по фразеологии, учились выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, вспомнили и о здоровье …) – Напомните, что нужно делать для сохранения здоровья? (Закаливаться, соблюдать режим дня, чаще бывать на улице…) – Что вас заинтересовало на уроке? (Игра Нептуна, работа по карте) – Какие задания вызвали затруднения? – Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднения? – Почерпнули вы что-то полезное, новое для себя, то, что пригодится в жизни? – Оцените вашу работу на уроке! Посмотрите в свои листы самооценки! Кто хочет прокомментировать их? (Я со всеми заданиями справился; у меня возникли сложности в №5….) - Комментарии учащихся. – С каким настроением заканчиваем урок? (Хорошим, положительным…) – Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке, а небольшие недочеты мы исправим в дальнейшем! – Закончить наше путешествие я хотела бы легендой: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». – И мне, ребята, хотелось бы, чтобы вы также как вторая мышка старательно учились, добивались новых высот.
IX. Домашнее задание (инструктаж по выполнению) – Обсудим домашнее задание. Дома вас ожидают «Рифы творчества». – Столкнетесь вы здесь с написанием мини-сочинения. – Ваша задача составить небольшой текст на тему «Здоровья», используя соответствующие пословицы и глаголы только определенного времени: одни – гл. настоящего времени; другие – гл. будущего времени; третьи – гл. прошедшего времени; и четвертые – использует инфинитивы. – Выбор за вами! Урок окончен, можете быть свободны!
Уважаемая Юлия Васильевна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом конкурсе "Моя лучшая презентация" и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех.эксперт И.В.Горкун
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]