Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Суббота, 20.04.2024, 08:17ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

    Формирование слоговой структуры слова на уроках логопедии в начальной школе
    [ · Скачать удаленно () ] 31.07.2014, 13:43
    Формирование
    слоговой структуры слова
    на уроках логопедии
    в начальной школе
    МОУ Юговская СОШ Пермского района Пермский край
    Учитель – логопед
    Моисеева Г.А.
    Слово
    Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.
    Иван Бунин

    По Л.С.Выготскому необходимо соблюдать: принцип учёта «Зоны ближайшего развития»
    Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии и дисграфии должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

    Проблема современности
    С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
    Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися, имеющими системные нарушения речи.

    Актуальность темы
    Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

    Основной задачей начального периода школьного обучения русскому языку является:
    Овладение детьми грамотой, т.е. педагог должен сформировать у них представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.
    Задания логопеда от простого к сложному:
    1. Работа нам уровне слога.
    Игра «От слова к слову», «Шарады», «Кто последний», «Весёлые нотки», «Слоговая арифметика», «Телеграфисты», «Рассыпанные слоги», «Цифровые слоговицы» и т.д.
    2. Работа на уровне слова.
    «Хитрые стихи», «Найди обобщающее слово», «Слова на один звук», «Складно – неладно», «Рифмы», «Не торопись, подумай», «Цепочки слов», «Переставь», «Звуковая арифметика», «Звуки заблудились», «Из одного слова – несколько», «Кроссворды», «Кто это? Что это?», «Составь слово» и т.д.
    3. Работа на уровне словосочетания и предложения.
    «Что придумали буквы», «Кто самый внимательный», «Ключевое слово», «Одно слово или несколько», «Шифровальщики», «Сыщики», «Ералаш», «А как надо?» и т.д.

    Цели и задачи :
    Целью работы по формированию слоговой структуры слов является коррекция данного речевого дефекта и подготовка к полноценному обучению грамоте.
    Задачи:
    1. Формировать оптико-пространственную ориентацию, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
    2. Развивать фонематическое восприятия.
    3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
    4. Формировать произносительные навыки.

    Игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
    “Мой любимый фрукт” Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

    “Не перепутай”
    (“Нос – ухо – лоб”) Логопед объясняет детям правила игры: при слове “нос” нужно дотронуться до носа, при слове “лоб” – до лба и т.д. когда дети усвоят правила, будут верно показывать части лица, головы, то игру можно усложнить. Логопед путает детей: “Нос – лоб – ухо!”. Сказав “ухо”, логопед показывает на лоб и т.д. данная игра поможет закрепить названия различных частей тела, лица, головы, а также будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

    Игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
    “Наблюдательность” Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

    “Тик – так – тук” Логопед обращается к ученикам: “Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова “тик-так-тук”. Дети несколько раз повторяют ряд слов. Услышите 1 свисток – говорите ТИК, 2 свистка – говорите ТАК, 3 свистка – говорите ТУК. Побеждает тот, который меньше всех ошибется”.

    Игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
    “Самый внимательный” Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
    “Волшебное слово” Сначала следует договориться, какие же слова считать “волшебными”. “Волшебными” можно считать слова на букву “М” или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении “волшебных слов” ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

    Игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
    “Запрещенное слово” Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. ( Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка? ) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

    Различение слов, близких по звуковому составу :
    Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
    1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай:»
    шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван;
    танки, фанки, шанки, танки, сянки; витанин, митавин, фитамин, витамин;
    бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака; альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
    птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч; квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
    Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

    Навыки элементарного звукового анализа:
    Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
    1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла». - А, Ау, иоу
    2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
    3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у».Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.
    4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков».: а, ауи, иуа, ау.
    5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой – на звук «к». Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.
    6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком». Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.
    тан– ро–
    пау– ко–
    вени– со–
    самоле– бегемо–
    7. Инструкция: «Назови первый звук в слове:»
    аист Иван утка
    арбуз Илья улитка
    альбом иголка улица
    8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
    9. Инструкция: «Назови первый звук в слове».
    малина волны капуста
    молоко вафли кошка
    10. Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове».
    иголка избушка
    улица осы
    ослики антилопа

    Карточки с графическим изображением ритмических структур:
    1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».
    – изолированные удары: а) // б) /// в) //// г) ////

    2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».
    – серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

    3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».
    – серии акцентированных ударов: а) UU/ б) / / в) //UU// г) /U//

    Карточки с графическим изображением ритмических структур:
    Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.
    Материал для исследования: предъявлялись простые удары ///; ////; //
    серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // // //
    серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/; //UU; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.
    1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
    – изолированные удары: а) /// б) ///// в) //// г) //
    (без опоры на зрительное восприятие).
    2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
    – серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///
    (без опоры на зрительное восприятие).
    3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары». U – тихий, / – громкий.
    – акцентированные удары: а) /UU/ б) //U в) U//U г) //UU//
    (без опоры на зрительное восприятие).
    4. Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько их я отстучу и самостоятельно запиши знаками: / – громкий удар, U – тихий удар».
    //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/. /U/U/ и т.д., где / – громкий удар, U – тихий удар.

    Воспроизведение интонации:
    1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.
    Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».
    – Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!
    – Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!
    – Снег идет! Снег идет? Снег идет.
    – Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?
    – Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла?
    2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.
    Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».
    – Ты куда идёшь, медведь?
    – В город ёлку поглядеть!
    – Да на что тебе она?
    – Новый год встречать пора.
    – Где поставишь ты её?
    – В лес возьму, в своё жильё.
    3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.
    Инструкция № 1: «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».
    Логопед Ребенок
    Ночью шел снег? Ночью шел снег.
    Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу.
    Зимой медведь спит? Зимой медведь спит.
    Инструкция № 2: «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
    Логопед Ребенок
    Сегодня будет дождь. Сегодня будет дождь?
    Свет горит. Свет горит?
    На улице холодно. На улице холодно?
    4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.
    Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
    Фразы Удивленно Радостно Грустно
    Снег идет. – – –
    Мы пойдем гулять. – – –
    Наступила весна. – – –
    5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрируется.
    Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.
    Инструкция: Рассмотри картинки.
    Как сказать, что светит солнце?
    Как спросить, пойдут ли дети гулять?
    Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?
    Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?

    Кто с какими буквами дружит:
    Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная.
    На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

    Поменяй буквы местами:
    ородаг –
    итанрак –
    ойерг –
    тразвак –
    атор ьвк –
    низмгаа –
    отрем –
    годоро –
    ньисер –
    атекар -

    « Прочитай справа налево »
    ЛЁШУ ИКШУБАБ ТО Я
    ТЁОП ИКНЕСЕП АКЛЕБ
    УЛОКШ В ТУДИ ИТЕД
    АМИЗ ЯАНДОЛОХ АЛИПУТСАН
    АКВАРТ ТЕЕНЕЛЕЗ
    ОНДОЛОХ ЕЦИЛУ АН
    КОЖЕНС ЙЫТСИШУП
    ТЁЛОМАС ТИТЕЛ
    АКИВОГЕНС ТЯПЕЛ ИТЕД
    ОКШЫНЛОС ТИТЕВС
    ИКШЕРО ТЁЗЫРГ АКЛЕБ
    ИДАРТЕТ В УШИП Я
    КИДЖОД ТИСОРОМ
    УГИНК ЕТАТИЧ НО
    ИКОРУ ЬСИЛАЧАН ЕЛОКШ В
    КОЖЕНС ЛАПЫВ
    ИКЧОТСИЛ ЬСИЛИВЯОП ХЯЬВЕРЕД АН
    РЕТЕВ ЙЫНЬЛИС ТЕУД
    ЕЛОКШ В ЯСТАЧУ ИТЕД
    УКЛУГОРП АН ЛЕШЫВ АВОВ КИЧЬЛАМ
    ИКЖЕНС В ТЮАРГИ ИКШИТЕД
    ОТЕЛ ОЛИПУТСАН
    МОЛОП ДОП ТЁВИЖ АКШЫМ

    ВЫВОД:
    Целенаправленное формирование речевых и неречевых процессов, лежащих в основе становления слоговой структуры слова, расширяет возможности коррекции и совершенствует умение использовать лексические единицы различной структурной сложности в самостоятельном высказывании.

    Литература:
    З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.
    С.Е.Большакова. Речевые нарушения и их преодоление. 2007 г.
    Л.Ю.Бондарева. Обучение грамоты дошкольников и младших школьников, 2007 г.
    Г.А.Быстрова. Э.А.Сизова. Логопедические игры и задания, 2002 г.
    В.В.Волина. Учимся играя. 1994 г.
    Л.Я.Гадасина, О.Г.Ивановская. Волшебные слова, 1997 г.
    Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях, 2007 г.
    О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки, 2008 г.
    В.А.Киселёва. Диагностика и коррекция стёртой формы дзартрии.2007 г.
    Р.И.Лалаева., Л.В.Венедиктова. Диагностика и коррекция чтения и письма у младших школьников. 2001 г.
    Н.В.Лалаева, Н.В.Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи, 2001 г.
    Н.П.Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику, 2001 г.
    Е.Н.Российская. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. 2005 г.
    В.Б.Эдигей. Обучающие тесты.
    А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок, 2007 г.
    Категория: Логопедические занятия | Добавил: ufymuf
    Просмотров: 2574 | Загрузок: 493 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    Уважаемая Галина Андреевна!
    Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. данный материал не соответствует пунктам 3.1. и 5.4. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация».
    3.1. Предметом Конкурса является презентация к уроку/образовательному мероприятию.
    5.4. Презентация должна быть предназначена для работы с обучающимися.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    1 ufymuf  
    Ссылка: https://yadi.sk/d/m5oEffarYch2F

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024