Логопедическое занятие для 2 класса Учителя-логопеда первой категории Шумковой Е.Г. Тема: Дифференциация Ш - Щ. Цели: Коррекционно-образовательные: • закреплять умения дифференцировать буквы ш-щ по зрительному образу ( по начертанию); • уточнение и сравнение артикуляции звуков ш-щ; • формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях и тексте; • закрепить умения образовывать существительные при помощи суффикса –ищ-. • Формирование УУД Коррекционно-развивающие: • развитие фонематического восприятия; • развитие зрительно-пространственных представлений; • развитие речевого дыхания; • развитие артикуляционного аппарата; • развитие ВПФ; • развитие мелкой моторики; Воспитательные: • воспитание навыков самоконтроля; • развитие полной учебной мотивации. Оборудование: - индивидуальные карточки; - карточки с текстом; -капельки со слогами. Мультимедиаматериалы: презентация ppt «Дифференциация ш-щ».
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. -Здравствуйте дорогие ребята! -Здравствуйте дорогие гости! -Здравствуйте- это не просто слово-приветствие, но и пожелание здоровья. -Давайте поздороваемся друг с другом, встаньте парами. -Добрый день мой милый друг! ( рукопожатие) -Посмотри-ка ты вокруг. (повороты головы) -Здесь есть ты (правая рука на плечо соседа) - Здесь есть я (правая рука себе на грудь) -Будем вместе (ладони с ладонями соседа) -Жить ( Хлопок в ладоши) -Друзья (соединить руки ладошками)
II.Основная часть 1. Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции. Чистоговорки Ша-ша-ша –наша Маша хороша Шо-шо-шо-говорим мы хорошо -Какой звук встречается чаще всего? (Ш) Щеткой чищу я щенка Щекочу ему бока -Какой звук встречается чаще всего? (Щ) Характеристика звуков по схеме. Ш - согласный глухой, твёрдый. Щ - согласный глухой, всегда мягкий 2. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения . Ш — для обозначения выбираем синею фишку, на письме обозначаем синим символом. Щ - для обозначения выбираем зелёную фишку, на письме обозначаем зелёным символом. -Какой буква будет обозначатся звук ш? -Какой буквой будет обозначатся звук щ? 3. Тема нашего занятия. Буквы ш-щ 4.Сравнение букв по написанию. (презентация) Ш и Щ –родные сестры, Но у Щ есть хвостик острый . 5.Развитие слухового внимания. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите фишки, когда услышите соответствующий звук. Для звука ш - синию фишку, для щ — зелёную фишку. Ряд звуков: Ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц. щ, ш, ш... Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ... Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест. 6. Знакомство с героями занятия. Работа в тетради Логопед: Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их сможете без труда назвать, если обведёте по контуру их изображения. После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия.) 7.Дифференциация букв занятия в слогах .(Капельки) Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили, лакомились сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошёл сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутёк. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детёныши успели порядком промокнуть. Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему? 8.Физкультминутка Игра в мяч. Хвост-хвостище Нос-носище Глаза-глазищи Лапы-лапищи Зубы-зубищи Усы-усищи 9.Образ буквы по элементам презентация. -Обведи в квадратик все буквы ш-синим цветом, а щ- зеленым. 10.Дифференциация букв занятия в словах. Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ». Ко-елёк, -ель, ро-а, -есть, мо-кара, -арф, за-и-ать, пла-, разме-ать, разме-ать, чудови-е, страшили-е, чи-у, и-у, пи-у, пастби-е, учили-е, поду-ка, пло-адь. 11.Дифференциация букв занятия в предложениях. Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но пе¬репутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка. На щеке есть лицо. Из борща готовят овощи. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Упражнение «Исправь предложение». Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки. Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. -Работа в тетради Я угощ (я/а)ю гостей ч(я/а)ем. ча - ща пиши с буквой Мой щенок помещ(я/а)ется в ч(я/а)шке. Я хоч(у/ю) поймать щ(у/ю)ку чу - щу пиши с буквой у У меня ж(и/ы)вёт пуш(и/ы)стый щенок. жи - ши пиши с буквой и 12.Дифференциация букв занятия в тексте. Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ». .енок. .енка поместили в поме.ении, в передней. Между . кафом и боль.им я.ком положили Ми.ино .ерстяное пальто. Постелька вы. ла тёплая. По на.ей просьбе мама с.ила .енку поду.ку. Но .енок укладывал свой хвост на поду.ку, а .екой прислонялся к я.ику. .енок вы.ипал из .ётки всю .етину. Он стра.но боялся .екотки и мы. ей. Проверка по презентации. III. Заключительная часть. Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами. Рефлексия: Лесенка успеха - оцени свою работу… успешность выполнения этого задания, нарисуй на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ты считаешь , что был внимательным, старательным и сдаёшь работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.