Логопедическое занятие по теме «Состав слова». 3 класс. Конспект фронтального группового занятия для учащихся 3 класса, имеющих логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи». Тема занятия изучается на 2 этапе коррекционно-развивающего обучения. Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова. Задачи: I. Обучающие: 1. формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически, 2. закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов. II. Развивающие: 1. тренировать правильное чёткое произношение звуков; 2. расширять словарь и формировать навыки грамотного письма; 3. развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; 4. формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности; 5. активизировать познавательную и эмоциональную деятельность. III. Воспитательные: 1. воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность; 2. развивать навык слаженной работы; 3. развивать самостоятельность, самоконтроль. Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический. Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие. Оборудование: 1. компьютер; 2. мультимедийный проектор; 3. проекционный экран; 4. индивидуальные зеркала. 5. презентация, подготовленная в программе Microsoft Power Point.
Этапы занятия 1. Организационный момент. Психологический настрой. Логопед предлагает учащимся прослушать и выполнить задание. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. Летчик, самолет, полет. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Бегать, беглец, беглый. Озеленять, зелень, зеленый. 2 – 7 слайды 2. Артикуляционная гимнастика. • Самомассаж языка. • Упражнение для нижней челюсти: Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами. • Упражнения для губ. 3. Объявление темы занятия. 4. Актуализация знаний. Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий. Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная? Какие части слова вы знаете? Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень) Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.) Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.) 8 слайд. 5. Закрепление. 9 и 10 слайды. Составление слов из частей. 6. Развитие логического мышления. 11 слайд Отгадывание загадок и подбор к отгадкам родственных слов. Физминутка Гимнастика для мелкой моторики: -Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж. Чтобы крепкой быть ладошке Помассируем немножко. Десять раз понажимаем И ладошки поменяем. Пальцы дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять И движенья выполнять… Пальчиковые упражнения. - кулак, - ребро, - ладонь, - игра на пианино. 7. Упражнение в разборе слов по состав. 12 слайд. Алгоритм разбора слова со составу. 13 и 14 слайды. Разбор слов по составу, выполнение рисунков схем в тетради. 8. Развитие языкового анализа и закрепление знания норм орфографии. 15 и 16 слайды. Работа с текстом. 9. Рефлексия. 10. Итог занятия.
Список литературы: 1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Из¬дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с. 2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991. 3. Бачина О.В. , Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.
Уважаемая Тамара Федоровна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.