Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Понедельник, 10.08.2020, 06:10ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

    Презентация к логопедическому занятию "Родственные слова"
    [ · Скачать удаленно () ] 17.09.2014, 08:36
    Чернова Татьяна Вячеславовна

    учитель-логопед

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

    г.Ноябрьск

    Тема. Родственные слова.
    Цели.
    Коррекционно- образовательные:
    • продолжать познакомить детей с родственными и однокоренными словами ;
    • закрепить знания детей о правописании родственных слов;
    • развивать навыки словообразования;
    • учить сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;
    Коррекционно- развивающие:
    • учить выделять корень слова;
    • развивать умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
    • развивать умение определять план заданий, соотносить выполненное задание с образцом.
    Коррекционно-воспитывающщие:
    • вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
    • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Оборудование: презентация, карточки с таблицами, понятиями.

    Ход занятия.
    I. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)
    II. Коррекционная работа по развитию общей и артикуляционной моторики
    1. Дыхательное упражнение «Ракета»
    Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав ды-хание.
    Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
    2. « Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
    Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
    3. «Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
    4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук - И, У
    5. "Часики" - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
    7. «Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой.
    По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
    8. «Ножницы» - "Дощечка" - "Кулачок"
    «Ножницы - пальцы силой разведены
    "Дощечка" - плотно прижаты друг к другу
    "Кулачок " - пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.
    9. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом
    звук О - пальцы обеих рук образуют "колечки" из большого и указательного пальца;
    звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;
    звук У - руки пред грудью, ладони потно прижаты друг к другу;
    звук И - руки медленно разводятся в стороны.
    10. "Ухо-нос"
    Развитие слухового восприятия.
    -Сядет тот, кто прослушает слова и повторит в той же последовательности:
    Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной;
    Гора, горка, горняк, пригорок, горный;
    Воз, возить, перевозка, повозка, возит;
    Борьба, борец, побороть, бороться;
    Вражеский, враг, вражда, враждебный;
    Смешной, смешно, смешить, смех;
    Ветер, безветренный, безветрие, ветерок;
    Учить, учение, учитель, изучать.
    -Как называются слова, которые вы сейчас повторяли? (Мы называли группы родственных слов)
    III.Объявление темы занятия.
    -Ребята, определите тему нашего занятия. Правильно, тема занятия «Родственные слова». Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с родственными словами,
    поупражняемся в их образовании и правильном написании.
    -Давайте вспомним, что такое «родственные слова» (-это слова, близкие по смыслу и имеющие один корень). В однокоренных словах корень пишется одинаково.
    IV.Основная часть.
    Задание 1.Коррекционная работа на лексическом уровне.
    -Послушайте стихотворную сказку «Гном и дом», добавьте, запомните как можно больше родственных слов.
    Жил да был веселый гном.
    Он в лесу построил … (дом).

    Рядом жил поменьше гномик.
    Под кустом он сделал … (домик)

    Самый маленький гномишко
    Под грибом сложил … (домишко)

    Старый, мудрый гном – гномище.
    Выстроил большой … (домище).

    Был он стар и был он сед
    И большой был … (домосед).

    А за печкой, за трубой
    Жил у гнома … (домовой).

    Очень строгий, деловитый,
    Аккуратный, … (домовитый).

    Мех, калину, зверобой –
    Все из леса нес …(домой).

    Есть любил он суп вчерашний,
    Пил он только квас … (домашний).

    Вечером привык встречаться
    Гном с любимым … (домочадцем) –

    Вместе посмотреть кино,
    Поиграть с ним в … (домино).

    Каждый день соседи-гномы
    Навещали деда … (дома).

    Всех встречал радушно гном,
    Все любили этот … (дом).
    - Назовите, какие слова вы добавляли в этой сказке?
    Дом
    Домик
    Домище
    Домино
    Домовой
    Домосед
    Домашний
    Домочадцы
    Домовитый
    -Как вы думаете, от какого слова они образовались? (дом).
    -Найдите общую часть-корень слова.При помощи карточек, лежащих у вас на партах выберите подходящее значение словам: домосед, домовитый, домочадцы.
    -Будут ли эти слова родственными?
    - Какое слово из добавленных не является родственником слову дом? (Домино)
    -Что такое домино? (настольная игра). Дайте характеристику слову «домино»
    (Домино-[ дам’ино ] 6 б., 6 зв.,3 сл., ударение падает на з сл.,)

    Самостоятельная работа.
    Задание 2. А теперь, посмотрите на доску и к выделенным словам подберите подходящие по смыслу слов, составьте и запишите словосочетания.


    домик
    домище
    домовой
    домашний
    домочадцы

    любимый
    большой
    строгий
    квас
    маленький


    - Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран. Исправляем ошибки, выносим их на поля.

    Задание 3.Стихотворение превратилось в небольшой рассказ. Восстановите текст, используя слова с одним и тем же корнем. В родственных словах выделите корень.
    В одном городе было много огромных … и маленьких … . В каждом из них был свой … . По ночам ни собирались все вместе. Пили … квас и играли в домино. … не могли уснуть и бранили … .
    Слова для справок: домовые, дом, домашний, домик, домовой, домочадцы.

    -Прочитайте получившийся рассказ. Назовите родственные слова. Что общего во всех этих словах? (Корень).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    - Я буду называть вам однокоренные слова к слову «сыр », если я права и правильно подобрала слово, то вы делаете хлопок над головой, а если нет, то вы подпрыгиваете.
    - Будьте очень внимательными.
    Сыр, сырость сырник, сыроватый, сырок, сырой, отсыревший, сырный, сыро, сыроежка.

    -Займет своё место тот, кто от слов-предметов образует название профессий.
    Камень – каменщик, стол – столяр, огород — огородник, барабан — барабанщик, печь — печник, сапог — сапожник, носил — носильщик, аптека — аптекарь, учить — учитель, строить — строитель, газета — газетчик, грузить — грузчик.

    Выполнение тренировочных упражнений.
    Задание 4. Разгадайте ребус и подберите к отгадке родственные слова.

    - Внимание! Начали писать. … Стоп.
    - Прочитайте свои однокоренные слова.
    - Выделите корень.
    - Как пишется корень в однокоренных словах?

    Задание 5. Различение слов с одинаковым корнем и родственных слов. Соревнование «Собери листья с деревьев».
    -Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листья. Они перепутались. Давайте подумаем, с какого дерева улетел каждый листочек. Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как и у корней деревьев.При сборе обращайте внимание на значение корня слова.
    Длинноносый, снос, носатый ,носик, носовой, поднос ,носилки, носорог, носильщик, утконос, носитель, переноска.

    Мальчики будут собирать листья с дерева, расположенного на левом крыле доски, а девочки на правом.
    - Молодцы! Какое значение имеют слова собранные на дереве, которые собирали мальчики? ( связанные с носом ( часть лица) )
    - Какое у девочек? ( связанные со словом носить)

    Задание 6.От слов, обозначающих предметы, образуйте слова,
    обозначающие признаки предмета, действие предмета
    Предмет
    Что? Признак
    Какой? Действие
    Что делает?
    дым дымный дымит
    ветер
    шум
    мороз

    Запишите слова. Выделите корень. Являются ли они родственными?

    6. Итог урока.
    -Итак, подведем итог. Что такое корень слова? Родственные слова?
    Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке.
    - Чему учились на уроке?
    - Что у вас получалось?
    - В чем испытывали затруднения?
    -Д/З: нарисуйте дерево, с родственными словами, которые «выросли» из одного корня.
    -С урока выйдет тот, кто выделит «лишнее слово»
    • Носильщик, нос, носатый
    • часовщик, час, честь
    • печурка, печать, печка
    • циркуль, циркач, цирк
    • учить, изучать, зубрить
    • сосна, дерево, деревянный
    • левый, лев, налево
    • чесночный, честный, чеснок
    Категория: Логопедические занятия | Добавил: xthyjdf1806
    Просмотров: 2858 | Загрузок: 514 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Татьяна Вячеславовна!
    Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением пункта 5.2. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация».
    5. Требования к материалам.
    5.2. В «кратком описании» конкурсного материала на сайте должно быть указано…
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2020