Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 5 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами. Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс «Начало пути», 2 конкурс «Северная Америка», 3 конкурс «Южная Америка», 4 конкурс «Антарктида», 5 конкурс «Африка», 6 конкурс «Австралия», 7 конкурс «ЕврАзия».
Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Жизнь организмов на разных материках»; углубление знаний детей о животных, которые обитают на разных континентах; развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.
Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие, узнаем много нового и интересного. Отправимся мы с вами в кругосветное путешествие на прекрасной шхуне. В этом путешествии участвуют учащиеся 5 классов и наше жюри. Для того чтобы отправится в это путешествие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри специальными монетками, которые встречаются на континентах, которые мы посетим. Только в Антарктиде нет специальных монет, но команды, побывав на этом континенте, получат кусочки льда. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Начал пути» (слайд № 2)
Ведущий: Для того, что бы начать наше путешествие, нам нужна карта. Каждой команде выдаётся карта мира, на которой необходимо как можно быстрее отметить названия материков. За правильно написанные названия материков и быстроту команда получает 5 монет. (слайд № 3)
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Ведущий: Теперь мы можем отправляться в наше кругосветное путешествие. Но куда мы отправимся сначала? Куда мы будем отправляться, вы будете узнавать либо из стихотворения, либо отгадав загадку. Вот первое стихотворение, в котором обозначены сразу два места, куда мы поплывём.
(слайд № 4) Континент Америка - Два материка: Северная, Южная – Все легко пока. Штаты, Мексика, Канада В Северной живут, Ураганы и торнадо Пролетают тут. В Южной – вот Колумбия, Чили, здесь – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Перу и Боливия. Речки есть большие, Помнить это нужно: Миссисипи – в Северной, Амазонка – в Южной. Тянутся высокие Горы цепью дружно: Кордильеры – в Северной, Горы Анды – в Южной. С. Парамонов
(слайд № 5)
Конкурс 2. «Северная Америка» (слайд № 6)
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки о некоторых рыбах и животных, которые обитают в Северной Америке . Команды будут отвечать поочереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 монетку. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Мой белый брат во льдах живет И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. (Медведь) (слайды № 7-8)
2. Из малых кошек, из пятнистых, А на ушах, представьте, кисти! Короткий хвост. Не скажешь «брысь», Она ведь хищник грозный… (Рысь) (слайды № 9-10)
3. Из деревьев сделал хатку. Всё в ней просто, по порядку - И в воде, и над водой! Кто построил дом такой? Кто загадку отгадает, И строителя узнает? ( Бобёр) (слайды № 11-12)
4. Кто слывёт сестрой куницы И кого боятся птицы? Всяк грызун дрожит от страха, Если рядом ... (Росомаха ) (слайды № 13-14) 5. Он обычно спит в дупле, А не на сырой земле. Не помыв, не тянет в рот Даже вкусное… (Енот ) (слайды № 15-16)
6. Над водой взметнулась глыба - Это очень злая рыба. Показала свой плавник И опять исчезла вмиг. (Акула) (слайды № 17-18)
7. Птиц, мышей ловлю все лето, Как бы в маске я на вид. А еще хвостом двухцветным Средь зверей я знаменит. (Хорёк) (слайды № 19-20)
8. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) (слайды № 21-22)
9. В океане тёмно-синем Лапой выудив моржа, На полярной скользкой льдине Он дрейфует не дрожа. (Белый медведь) (слайд № 23-24)
10. Хвост поджав, во льдах ночую, Выношу мороз любой. Я по северу кочую В тёплой шубе голубой. (Песец) (слайд № 25-26)
11. Этот котик не мурчит, Не шипит и не рычит. В море он купается, Рыбкой там питается. (Морской котик) (слайды № 27-28)
12. Из куньих этот зверь, врагов в природе нет, Имеет под хвостом химический секрет. Поднятый кверху хвост – сигнал: «Меня не тронь!» Того, кто пренебрёг – сшибёт тараном вонь! (Скунс) (слайды № 29-30)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 31) Американский веслонос . Пресноводная рыба семейства веслоносовых отряда осетрообразных. Обитает в основном в реке Миссисипи, а также в ряде рек, впадающих в Мексиканский залив. Эта крупная пресно-водная рыбка получила столь необычное название за огромный нос, по форме напоминающий весло. Он занимает 1/3 часть от общей длины тела и может достигать 70 сантиметров. Единственный вид осетрообразных, питающийся зоо- и фитопланктоном, плавая с постоянно открытым ртом и отцеживая его при помощи жаберных щетинок. Рыба может жить и размножаться только в пресноводных глубоководных реках с серым галечным или илистым дном, поэтому она имеет идеальный для таких условий обитания окрас – тёмно-серая спинка и светлое брюшко. Веслонос имеет ограниченное промысловое значение в Северной Америке и включен в Красную книгу Международного союза охраны природы, где значится как уязвимый вид.
Ведущий: Куда же теперь мы отправимся? Вспомните стихотворение, которое я читала о Северной Америке. О каком ещё континенте там говорилось?
(слайд № 32)
Конкурс 3. «Южная Америка» (слайд № 33)
Ведущий: Каждой команде выдаются карточки. Там изображены животные, которые обитают в Южной Америке. Участникам команд необходимо вписать в клеточки названия этих животных. Продолжительность конкурса – 2 минуты. Максимальное количество 5 монет. (слайды № 34-35)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 36) Кошка Жоффруа.
Кошка Жоффруа (лат. Leopardus geoffroyi) получила свое имя в честь французского зоолога, описавшего представителей этого вида. Обитает в южной части Южной Америки и её ареал простирается от Боливии и юга Бразилии по Патагонии. Встречается исключительно к востоку от Анд. Предпочитаемой сферой обитания являются леса и лесостепи. К добыче кошки Жоффруа относятся зайцы и грызуны. Часто охотится на рыбу в воде. Кошка Жоффруа активна в ночное время, а днём спит на деревьях. Из-за своей драгоценной шерсти кошке Жоффруа пришлось претерпеть немало лишений: долгое время ее безжалостно истребляли, чтобы использовать густой блестящий мех в производстве шуб и полушубков. Человечество спохватилось только тогда, когда ситуация стала угрожающей: кошка едва не исчезла с лица земли, и только после этого ее внесли в реестр редких и охраняемых животных. В год перед внесением в реестр на рынок поступило более чем 5 000 особей, что составляло одну десятую её общей популяции. Сегодня опасность южноамериканскому хищнику грозит в основном со стороны фермеров, которые без колебаний вскидывают ружье всякий раз, когда ночной разбойник совершает набеги на курятник или загон с другой небольшой живностью.
Ведущий: Куда же теперь мы отправимся? Слушайте загадку.
(слайд № 37)
Здесь, среди полярных льдин, Важно топчется пингвин. Этот материк безлюден, И пингвин здесь в роли гида. Он готов поведать людям, Как прекрасна... (Антарктида)
(слайд № 38)
Конкурс 4. «Антарктида» (слайд № 39)
Ведущий: Есть много удивительных жителей планеты Земля. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение, разрезанное на 6 частей. Необходимо его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 льдинок. (слайд № 40)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 41)
Ведущий: Продолжаем наше путешествие. А куда, вы узнаете, прослушав загадку. Там снуют акулы, прыгают гориллы. Страшные «большие злые крокодилы Будут вас кусать, бить и обижать». Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
(слайд № 42)
Конкурс 5. «Африка» (слайд № 43)
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им необходимо соединить точки по порядку, и увидеть одного из обитателей Африки. Кто это? Кто быстрее? За правильно выполненное задание и быстроту участник приносит команде 3 монетки. (слайд № 44)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 45) Трубкозуб . Трубкозуб (лат. Orycteropus afer) – млекопитающее. Сегодня это единственное животное, которое сохранилось из отряда трубкозубых и обитает оно ныне только на территории Африки. В Африке этих млекопитающих называют аардварк, что в переводе на русский язык означает «земляная свинья». На самом деле трубкозуб по внешнему виду очень сильно напоминает свинью, только с удлиненной мордой. Уши этого удивительного животного по своему строению очень сильно похожи на заячьи. Так же еще имеется и мускулистый хвост, который сильно похож на хвост такого животного как кенгуру. Название животных пошло от строения зубов. Они представляют собой дентиновые трубочки, которые не имеют ни корней, ни эмали и к тому же сросшиеся между собой и находятся в постоянной стадии роста. Самым сильным наиболее развитым чувством данного млекопитающего является обоняние. Основной пищей трубкозубов являются муравьи и термиты, поэтому наличие на конкретной территории данных насекомых так же значительно влияет на выбор места обитания трубкозубов. Кроме термитов и муравьев трубкозубы могут употреблять в пищу и других насекомых: саранчу, личинки жуков и пр. Так же есть мнение, что он может питаться ягодами, плодами и даже грибами. Трубкозубы относятся к скрытным животным, которых очень сложно увидеть в естественной среде обитания, так как из своих нор они выходят в основном только ночью. Своими мощными лапами эти животные с легкостью проламывают прочные стены термитников и способны вырыть яму глубиной в один метр, затратив всего то пять минут. При возникновении опасности животные стараются зарыться или спрятаться в норе. Несмотря на то, что на трубкозубов иногда охотятся ради мяса, вкусом напоминающего свинину, прочной шкуры и зубов, этот вид не относится к числу охраняемых. Его численность точно неизвестна, но, предположительно, постепенно снижается. В некоторых районах (особенно сельскохозяйственных) он почти полностью истреблён. Трубкозуб приносит определённую пользу, контролируя популяции термитов, наносящих вред посевам. Однако норы трубкозубов часто портят сельскохозяйственные угодья.
Ведущий: Давайте отправляться дальше. А куда, вы узнаете, прослушав загадку.
(слайд № 46)
Это чудо-материк, Он красив и невелик. И на нём всего одна Живописная страна. В других местах таких зверей Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в ... (Австралия)
(слайд № 47) Конкурс 6. «Австралия» (слайд № 48)
Ведущий: У берегов Австралии обитает одна из самых опасных акул – Белая Акула. Давайте поохотимся на них. (На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти.) Каждый участник команды с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу». За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1-ой монетки. Затем монеты суммируются.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 49) Илистый прыгун . Илистый прыгун, принадлежащие семейству бычковых (Gobiidae), адаптировались к земноводному образу жизни. Внешне напоминает земноводных, хотя это рыба. Может передвигаться прыжками по суше с помощью изогнутого хвоста. Окраска верхней части тела может быть от оливкового до серого, с различными по цветовой гамме пятнами и полосками, в то время как брюшко обычно имеет серебристый цвет. Распространен илистый прыгун на приливных илистых отмелях по всей тропической Африке, Азии и Австралии, обитают в непосредственной близости от водоемов, питаются мелкими животными, в частности, мухами и мелкими ракообразными, а также водорослями. Удивительно, но адаптация у прыгунов для дыхания на суше, не так сложна, как у некоторых других рыб, таких как Двоякодышащие или гурами. Видимо, способность дышать на суше не играла важную роль в эволюции прыгунов для успешного десантирования на землю. Некоторые исследования показывают, что другие физиологические и анатомические приспособления, в том числе осморегуляция, выделения и передвижения по земле, были гораздо более важным. (показ видеоролика, нажав на название)
Ведущий: Пора возвращаться домой. Нам осталось отгадать последнюю загадку. (слайд № 50) Здесь горы-великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас ... (Евразия)
Мы с вами отплывали из европейской части этого континента, а возвращаться будем в азиатскую её часть. Ведь континент Евразия состоит из двух частей: ЕВРОПЫ и АЗИИ. (слайд № 51)
Конкурс 7. «ЕврАзия» (слайд № 52)
Ведущий: У северных берегов этого континента обитают морские котики, а у южного берега – их злейшие враги - акулы. Каждой команде выдаются силуэты морского котика и акулы и геометрические заготовки. Как же это вы сделаете? С помощью старинной китайской игры-головоломки «Тан-грам». В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур). Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок. В вашем случае это будет морской котик и акула. За правильно собранный танграм и быстроту команда получает 4 монетки. (слайд № 53)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
(слайд № 54) Панголин. Впервые увидев панголина (лат. Pholidota), можно решить, что перед вами броненосец, однако это совсем разные животные. Само название “панголин” происходит от малайского — «pengguling», что означает “свёртывающийся в шар”. Действительно, почувствовав опасность, он скручивается подобно ежу. Чешуя животного представляет собой крупные ромбовидные пластины, которые налегают друг на друга подобно черепице. Только подушечки лап, область живота и мордочка зверька не защищены и покрыты короткой жёсткой шерстью. Панголины распространены в Южной и Экваториальной Африке, а также Юго-Восточной Азии. Живут панголины в глубоких норах. Предпочитают как открытые местности, так и тропические леса. Ведут ночной образ жизни. Хорошо передвигаются по земле и по деревьям. Панголины довольно медлительные создания. Панголины обладают слабым зрением и слухом, однако отличное обоняние прекрасно компенсирует эти недостатки. Почувствовав опасность, панголин сворачивается, превращаясь в бронированный шар. Развернуть животное могут только крупные хищники и то только при особом желании. Но и при этом у панголина есть “козырь в рукаве” – животное может испустить из анальных желез жидкость с неприятным запахом, которая отобьёт аппетит у любого, даже самого голодного из хищников! Питаются эти зверьки в основном насекомыми. Основные блюда – муравьи и термиты. Стоит отметить, что проблема человеческого фактора коснулась и панголинов – люди истребляют этих зверьков из-за их необычной шкуры. Если удалить чешуйки с тела животного, то шкура зверька будет иметь очень красивый рисунок, и существует немало людей, которые готовы заплатить большие деньги за изделия из кожи панголина…
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше кругосветное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового об обитателях разных континентов. (слайд № 55) (показ видеоролика, нажав «Добро пожаловать домой!»)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. И.Н. Пономарёва Биология: 5 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учрежде-ний /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. 1. Стихи о континентах – http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/cat-98 2. Танграмы для конкурса «ЕврАЗИЯ» - http://neposed.net/training-games/53-training-games/igry-na-razvitie-myshleniya.html 3. Загадки о животных - http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode 4. Картинка «Пингвины» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Обитатели Арктики и Антарктики» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г. 5. Кроссворд для конкурса «Южная Америка» - И.В. Павлова Атлас для дошкольников. Азбука географии. – Дрофа, 2007. 6. Конкурс «Африка» - http://www.filipoc.ru/puzzles/uznay-obitalelya-afriki. 7. Видеоролики о животных - http://www.youtube.com/
Уважаемая Людмила Георгиевна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех. эксперт Н.Л. Мельникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]