Демченко Л.А., учитель истории КОУ ОО «Полтавская адаптивная школа-интернат» Тема. Героизм тружеников тыла Цель Познакомить учащихся с героизмом тружеников тыла. Задачи Образовательная: дать учащимся знания о работе тружеников тыла для фронта; привести примеры героического труда в тылу; рассказать о вкладе врачей, артистов, корреспондентов. Коррекционно-развивающая: развивать познавательные способности, умения использовать дополнительные сведения, делать выводы, развивать речь, память, корригировать внимание. Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к учению, воспитывать уважение и восхищение героизмом советских людей в тылу. Оборудование и материалы Мультимедиа, презентация, тест, карточки с заданиями, словарные слова. Тип урока Комбинированный урок Ход урока
I. Организационный момент 1. Настрой учащихся на работу Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Чтобы урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу, улыбкой пожелаем успеха и хорошего настроения. •Какие качества в себе надо вырабатывать, чтобы хорошо учиться. (Волю, усердие, терпение и трудолюбие) 2. Проверка готовности к уроку II.Целеполагание Мы сегодня продолжаем изучать раздел «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 1. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса • Без чего солдаты не могли воевать на фронте? (Без боеприпасов, военной техники, еды, одежды) Верно, все это производилось в тылу и отправлялось на фронт советскими людьми. 2.Определение темы урока (Слайд) Из слов, представленных, на слайде попробуйте составить тему нашего урока. ТЫЛ ГЕРОИЗМ ТРУЖЕНИКИ 3. Запись даты и темы в тетрадь (Слайд) 4.Постановка задач урока (ступени знаний) (Слайд) Давайте посмотрим на тему и сформулируем задачи урока. Сегодня на уроке вспомним основные события Великой Отечественной войны, битву на Курской дуге. Мы узнаем, какой вклад в победу внесли труженики тыла. Мы должны запомнить, какие героические подвиги совершал советский народ в тылу. 5.Мотивация •Ребята, как вы думаете, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится? Необходимо знать прошлое своего народа ведь всё больше становится людей, которые не помнят войны. Очень важно в условиях мира, благополучия, чтобы все вы знали, чем была для людей Земли наша битва с фашизмом, каких усилий, мужества, жертв стоила она нашему народу. Вы сможете рассказать о героизме тружеников тыла своим родным, ребятам в нашей школе, станете более знающими по этой теме. 6. Критерии оценок (Слайд) Каждый из вас попробует самостоятельно оценить свою работу на уроке. А для этого проговорим, за что и как будут выставляться оценки. II. Актуализация опорных знаний 1.Повторение (Слайд) 1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши. Этот день считается… (Началом Второй мировой войны) •Почему эта война получила такое название? (Слайд) На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Началась….. (Великая Отечественная война) •Почему её называют Великой Отечественной? (На защиту страны вместе с армией поднялся весь народ: старики, женщины, дети) 2.Работа в парах. Проверка на слайде 3.Проверка домашнего задания •Внимательно посмотрите на слайд, и скажите, с какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? •Когда проходила битва на Курской дуге? К какому веку относятся эти даты? Отметьте этот век на ленте времени. •В чём заключался план Гитлера? (Гитлер решил нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их) •Какое решение приняло Советское командование, узнав о планах противника? 4. Работа по карте (Слайд) •Где проходило танковое сражение? (у д. Прохоровка) •Кто победил в танковом сражении под Прохоровкой? •Какое значение имела победа советских войск на Курской дуге? (После сражения под Прохоровкой в ходе Курской битвы начался перелом в пользу Красной армии. Было разгромлено 30 дивизий противника. Потери в живой силе и технике после битвы были невосполнимы.) Какой сделаем вывод: в ходе боёв на Курской дуге Красная армия одержала сокрушительную победу над гитлеровскими войсками. Войска перешли в наступление по всем фронтам. Были освобождены советские сёла, деревни, города. В эти победы внесли свой вклад и труженики тыла. Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. III. Изучение нового материала •Назовите тему нашего урока. Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. (Слайд) Проблемный вопрос. В конце урока вы должны ответить на вопрос, какой вклад внесли труженики тыла в победу в Великой Отечественной войне и каково его значение? (Слайд)Благодаря самоотверженному труду людей на военных заводах к 1944г. СССР стал превосходить Германию по количеству военной техники, только одних самолётов было выпущено 35 тысяч. На боеприпасах, самолётах, танках рабочие писали послания бойцам Красной армии: «Бей фашистов!», «За Родину!», «За Отечество!». Эти надписи вселяли в бойцов уверенность, что в тылу люди трудятся вместе с ними ради победы над врагом. 2.Работа с учебником Прочитайте 3 абзац на стр. 208-209 •Какую помощь фронту оказывали люди? (Слайд) На предприятиях был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы. •На что люди собирали деньги? (Слайд) О положении на фронтах люди в тылу узнавали в основном из сообщений по радио. В самом начале войны было создано Советское информационное бюро - Совинформбюро. Все важнейшие новости о боевых действиях по радио читал диктор Ю.Б. Левитан. Его голос знала вся страна. На улицах городов, сёл, в помещениях предприятий, в цехах заводов были развешаны радиоприёмники, чтобы все могли услышать новости с фронта. Как только из приёмников раздавался голос Левитана, люди замирали и слушали его, затаив дыхание. • Прослушайте запись и ответьте на вопрос, почему ему доверяли читать важные новости? Видеозапись (Выразительный, уникальный голос) Чтение Левитана стало неотъемлемой частью советской жизни и оказывало на слушателей сильное эмоциональное воздействие. •Как узнавали о положении на фронтах? (Слайд) Военное время коснулось и положения в городах. Чтобы не было грабежей и преступлений, в городах был установлен комендантский час. Люди имели право свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. Чтобы ходить по улицам после 8 часов, нужно было иметь специальный пропуск. За соблюдением порядка в городах следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Они имели право задержать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Словарная работа: комендантский час; патруль. •Как вы думаете, почему был установлен комендантский час? •Кто следил за порядком в городе? (Слайд) Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская Православная церковь. Она активно участвовала во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиа-эскадрилий. Сборы денежных пожертвований начались уже летом 1941 г. Православный народ собрал денежные средства, на них были выстроены 40 танков которые митрополит Николай 7 марта 1944 г. передал Красной армии. Средства верующих шли на создание двух авиа-эскадрилий - имени Александра Невского и «За Родину». Многие священники доблестно воевали на фронтах. Во всех церквях молились о даровании победы над врагом. •Какую роль сыграла Русская православная церковь во время войны? 3. Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации). (Слайд) •Сядьте так, как вам удобно, слушайте своё дыхание. • Пусть ваше тело расслабится. •Расслабьте глаза, нос, щеки и рот. • Расслабьте шею и плечи. •Вдохните и выдохните. • Когда вы вдыхаете, вдохните в себя позитивные мысли и приятные чувства. • На выдохе выдохните всё отрицательное, гнев, разочарование. •Вдохните и выдохните. •Сосчитайте от 1 до 10. 4.Работа по группам (Слайд) План 1.Вклад врачей, учёных – медиков. 2.Вклад артистов. 3.Вклад корреспондентов, фотокорреспондентов. 1 группа Подготовить сообщение по 1 пункту плана, стр. 210, 3 абзац. 2 группа Подготовить сообщение по 2 пункту плана, стр. 210, 5 абзац. 3 группа Подготовить сообщение по 3 пункту плана, стр. 210, 6 абзац. Заслушивание сообщений 1 группа (Слайд) Врачи и учёные-медики внесли большой вклад в победу во Второй Мировой войне. Благодаря им тысячи солдат и офицеров вернулись на поле битвы и защитили нашу Родину. За время войны было изобретено множество ранее неизвестных лекарств, появились новые методы оказания врачебной помощи, некоторыми из них пользуются и сейчас. В СССР первые образцы пенициллина получили в 1942 году биологи под руководством З.В. Ермолаевой. Люди не жалея сил и времени спасали солдат, работали не покладая рук. Словарная работа: пенициллин. •Какой вклад в победу советских войск внесли учёные-медики? 2 группа (Слайд) С первых дней войны выезжали на фронт бригады артистов с концертами и спектаклями. Они выступали на кораблях, военных аэродромах, в госпиталях, на передовой. За четыре года боев на фронтах с выступлениями побывало 42 тысячи артистов, которые дали более 1 млн. концертов. Мастера искусств внесли свой вклад в дело победы. Прослушайте песню в исполнении К. Шульженко «Синий платочек». •Как вы думаете, нужны ли солдату песни на фронте? 3 группа (Слайд) Корреспонденты и фотокорреспонденты иногда ценой собственной жизни добывали материал о советских солдатах и офицерах. Благодаря их подвигу и смелости, до наших дней дошли фотографии, киножурналы тех далёких событий. Фотокорреспонденты времён Великой Отечественной создали сотни запоминающихся снимков. •Какую помощь оказывали корреспонденты и фотокорреспонденты? Вывод: военные песни, фильмы о войне, киножурналы давали воинам необыкновенный духовный подъём, без страха вели в бой. 5.Работа с видеофрагментом •Прослушайте внимательно песню, и скажите, как она называется? (Слайд) В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев - Кумач и композитор Александр Васильевич Александров опубликовали и исполнили песню «Священная война». Эта песня стала своеобразным гимном Советского Союза во время войны. 6. Сообщение ученика. (Слайд) РК. Труженики Полтавского района в годы ВОВ. Труженики Полтавского района внесли огромный вклад в победу над врагом. С начала войны тяжёлая работа на полях, фермах выполнялась женщинами, подростками и стариками. Женщины работали на комбайнах, тракторах, водили машины. Сельские труженики не только выращивали и сдавали хлеб. Полтавчане откликнулись на призыв помочь фронту тёплыми вещами, обувью, сбором средств в фонд обороны. Они активно участвовали в сборе средств на строительство эскадрильи «Омский комсомолец», собирали деньги на строительство танковой колонны «Омский колхозник», подписывались на военные займы и лотереи. Жители района отправляли посылки бойцам на фронт. В посылках были продукты, шерстяные рукавицы, носки, кисеты. Дни и ночи трудились люди в тылу, приближая победу. 7 мая 2009г., был открыт памятный знак, посвященный подвигу тружеников тыла Полтавского района, как дань памяти и благодарности военному поколению. «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромного напряжения и полной отдачи сил от матерей, жён, детей, стариков, которые трудились от зари до зари. (Слайд) За боевые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». IV. Закрепление 1.Тест (взаимопроверка) 1. Кто такой Юрий Левитан? а) Художник; б) диктор; в) учёный. 2. С помощью, какого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов? а) Пертуссин; б) панадол; в) пенициллин. 3.Кто исполнял фронтовую песню «Катюша»? а) З. Фёдорова; б) К. Шульженко; в) Л. Русланова. 4.Кто создал великую песню «Священная война»? а) Поэт В.И. Лебедев-Кумач, композитор А.В. Александров; б) поэт М. Л. Матусовский, композитор В. Е. Баснер; в) поэт Л. И. Ошанин, композитор А. Г. Новиков. 5.Какую награду получили труженики тыла? а )Медаль «Труженик тыла в ВОВ 1941-1945гг.»; б) медаль «За труд во время ВОВ 1941-1945гг.»; в) медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.». (Слайд) Ключ к тесту: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а; 6-в. 2. Историческая задача (Слайд) Решите историческую задачу В _________ году для советского народа наступили самые тяжёлые и жесточайшие годы войны. Великая Отечественная война шла долгих 4 года и закончилась она победой Советской армии в _________ году. В этом году наша страна будет отмечать ______ лет со дня окончания ВОВ. Вопрос задачи. Сколько лет прошло со дня окончания самого важного события нашей страны. Как узнать? Индивидуальное задание (работа по карточке) Вывод: 70 лет прошло после победы. Священная война забрала миллионы жизней, поломала тысячи судеб. Забывать героически подвиг наших предков мы не должны. V. Итог •С какой темой познакомились на уроке? 1.Ответ на проблемный вопрос (Слайд) В начале урока перед вами был поставлен вопрос, давайте вернёмся к нему, и сделаем вывод. Труженики тыла своим непосильным трудом внесли огромный вклад в победу нашего народа в Великой Отечественной войне. •Какие задачи мы формулировали в начале урока? (Слайд) Сегодня на уроке вспомнили основные события Великой Отечественной войны, битву на Курской дуге. Узнали, какой вклад в победу внесли труженики тыла. Запомнили, о героическом подвиге советского народа в тылу. •Как вы считаете, справились с теми задачами, которые ставили перед собой? 2.Самооценивание, оценка учителя (Слайд) Урок подошёл к концу. И я хотела бы узнать, как вы оценили свою работу на уроке. 3. Д-задание Стр. 208-211, читать. Творческое задание (Слайд) Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. Найдите в библиотеке, в интернете материал истории создания песни «Катюша» и подготовьте небольшое сообщение. 4.Рефлексия (Слайд) Сегодня на уроке: я понял что… мне показалось важным… было интересно … Спасибо за работу! Литература 1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. – 232с. 2.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб.метод. пособие/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 191 с.- (Коррекционная педагогика). 3.Пузанов Б. П. История России: учеб.для 9 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / [ Б.П. Пузанов и др.].– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 311с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).
Уважаемая Лариса Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех. эксперт Н.Л. Мельникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]