Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 19.04.2024, 13:17ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы эстет,здоровьесбер,технол,профор направ-я » Профориентация

    Выбор профессии
    [ · Скачать удаленно (2,1) ] 25.05.2014, 04:51
    Выбор профессии
    Профориентационное занятие для старшеклассников


    Цель: дать учащимся видение на перспективы саморазвития, самовоспитания, самообразования через профессиональное самоопределение.
    В ходе занятия учащиеся узнают о понятиях: профессия, специальность, классификация профессий, карьера. Научатся строить профессиональный план, задумаются о сложностях профессионального мира.

    Слайд 1 «Выбор профессии»
    Дорогие ребята! Вы уже знаете, куда будете поступать учиться после школы? Что вам советуют родители? Что по поводу этих советов думаете вы? Согласны ли вы с тем, что хотят от вас ваши родители?

    Слайд 2
    Зачем человеку нужна профессия?
    Почему нам сложно определиться при выборе профессии?
    Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющий весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производитель труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Помочь решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация.

    Слайд 3
    Как вы думаете, чем занимается профориентация?
    Профориентация – это комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства людей с учетом их индивидуальных качеств и потребностей народного хозяйства. Систематическая работа по профориентации является частью воспитательной работы учебных заведений.

    Слайд 4
    Что вы понимаете под понятием «профессия»?
    Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

    Слайд 5
    Профессия определяет также положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков. Как и этническая, религиозная, семейная принадлежность, принадлежность к какой-либо профессии – один из ярких признаков человека. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей, так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

    Слайд 6
    Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.
    Вспомним школу и скажем, какие специальности имеет профессия учитель. А врач?

    Слайд 7
    В связи с многообразием профессиональной деятельности, а в мире насчитывается около трехсот тысяч профессий и специальностей, исследователи пытаются их классифицировать.

    Слайд 8
    Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В мире существуют тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
    Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

    Слайд 9
    Существуют несколько различных классификаций профессий.
    Профессии можно разделить на две группы по характеру труда (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

    Слайд 10
    Профессии различаются также по уровню квалификации, требующиеся от специалиста:
    а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
    б) профессии, требующие высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования (оператор, бухгалтер);
    в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, продавец);
    г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).

    Слайд 11
    Существует и классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

    Слайд 12
    Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство и др.).

    Слайд 13
    Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

    Слайд 14
    Тип профессии – группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.
    Поскольку профессий в мире много, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

    Слайд 15
    В соответствии с предметом труда выделяется пять типов профессий (Е.А. Климов).
    1.Тип «Человек-человек». Предметом являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.

    Слайд 16
    Тип «Человек- техника». Включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники.

    Слайд 17
    Тип «Человек-знаковая система». Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, цифрами, формулами и таблицами, картами, схемами, звуковыми сигналами).

    Слайд 18
    Тип «Человек-художественный образ». К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений.

    Слайд 19
    Тип «человек-природа». К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

    Слайд 20
    Типы профессий, в свою очередь делятся на классы. Класс профессий – группа профессий, сходных по характеру труда.
    По характеру труда выделяются два класса профессий: исполнительский и творческий.
    Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

    Слайд 21
    Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

    Слайд 22
    Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек-человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т.п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи особенности типа «человек-знаковая система».

    Слайд 23
    Самое важное – определиться в каком направлении вам идти дальше! Прочитайте на слайде диалог между котом и Алисой. Если у вас нет цели, то и непонятно, что делать дальше. Пока человек четко не ответит себе на классический вопрос «Что делать?», он будет метаться и искать себя еще долгое время.

    Слайд 24
    Несомненно, выбор профессии – это трудное дело, и вы можете попасть в некоторые ловушки.
    Разберем их:
    Перенесение своего отношения к человеку на профессию
    Например: Мне нравится дядя Коля, он работает сантехником, я хочу стать как он.
    Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств
    Например: моя подруга собралась поступать в медицинский и я вместе с ней.
    Незнание своих способностей.
    О способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в разной деятельности.
    Увлечение внешней стороной профессии
    Например: я буду военным, они носят красивую форму, подтянуты и красивы. Я буду стюардессой, буду летать в разные города.
    Незнание медицинских противопоказаний
    При выборе профессии необходимо учитывать требования будущей профессиональной деятельности к здоровью человека. Например:
    1. При аномалии скелетно-мышечного аппарата нельзя длительно стоять на ногах, носить тяжести, применять физическую силу: каменщик, токарь, учитель, продавец, грузчик, кузнец, повар и др.
    2. Недостатки органов чувств (слух, зрение, обоняние, органов вкусовой чувствительности) противопоказаны для следующих профессий:
    Нарушение слуха: водитель, учитель, оператор, музыкант и др.
    Нарушение зрения: водитель, слесарь, киномеханик, сварщик, сборщик, художник, программист и др.
    Нарушение обоняния: работники парфюмерной и пищевой промышленности и др.
    Нарушение органов вкусовой чувствительности: дегустатор, повар и др.
    3. Расстройства нервной системы (головокружения, дрожание рук и т.п.): работа на высоте, на транспорте, деятельность, требующая точности исполнения (ювелир, часовщик и т.д.).
    4. Болезни внутренних органов:
    При нарушении сердечно-сосудистой системы нельзя находиться долго в помещениях с повышенным температурным режимом, атмосферным давлением (повар, сталевар, шахтер и т.д.). При заболеваниях дыхательной системы противопоказана деятельность в запыленной, загазованной местности, а также при низком атмосферном давлении.

    Слайд 25
    Феномен обесценивания группы профессий
    Стереотипы. Например: многие профессии мы относим к мужским и ли женским.
    Общественное мнение, которое делит профессии на «хорошие» и «плохие
    Недостаточная информированность. Молодые люди знают недостаточно много профессий. Те профессии, которые могут назвать, порой недостаточно хорошо представляют какое содержание труда они имеют.
    Насыщение труда интеллектуальным содержанием
    Человеку постоянно требуется повышать свой профессиональный уровень посредством курсов повышения квалификации или переквалификации. Это происходит потому, что информация быстро устаревает и научные технологии все более усовершенствуются. Например: телемастер. Совсем не так давно телевизоры были ламповые, сейчас электронные. Если телемастер не пройдет повышение квалификации, то останется без работы.
    Изменчивость мира профессий
    Некоторые профессии, в связи с тем, что происходит насыщение труда интеллектуальным содержанием и внедрением компьютерных технологий исчезают и появляются новые. Например: сейчас нет такой профессии как секретарь-машинистка, а появилась профессия секретарь-референт. Сейчас исчезли такие профессии как лакей, кучер, извозчик и т.п. Зато появились: сетевой администратор, программист и т.п.

    Слайд 26
    «Хочу» - «Могу». Соотнесение этих слов очень влияет на выбор профессии.
    «Кто я?», «Зачем я в этом мире?», «Чего я могу достигнуть?», «Какова моя цель?»

    Слайд 27
    При составлении профессионального плана выделяют: цель, пути и средства достижения намеченной цели. Профессиональных планов должно быть несколько, так как наша жизнь динамична и изменчива, вносит определенные коррективы в планирование профессионального пути.
    Для планирования своего профессионального пути часто ис¬пользуется схема планирования, разработан¬ная Е.А. Климовым. Личный профессиональный план включает:
    - главную цель (Кем я буду? Чего достигну?);
    - цепочку более отдаленных конкретных целей (Где буду учить¬ся? Первая работа, дальнейшие перспективы);
    - пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.);
    - возможные внешние препятствия;
    - свои возможности;
    - запасные варианты.

    Слайд 28
    Перед каждым человеком возникает вопрос, в какой области деятельности он может себя реализовать и не просто реализовать, а выстроить будущую профессиональную карьеру. Кем вы видите себя через 10,20 лет? Нужно ли думать сейчас об этом? Будите ли делать карьеру по должностям и доберетесь ли вы до вершины или станете хорошим мастером своего дела, и вас будут уважать как компетентного профессионала?
    Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку неизбеж¬но приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Сведения можно найти в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), справочной лите¬ратуре, сети Интернет, личных контактах с людьми, обладающими необходимой информацией, у профконсультантов и т.п.

    Слайд 29
    Викторина:
    1. Высшее воинское звание во флоте (адмирал)
    2. Современное название этого медицинского учреждения переводится с греческого как "склад" (аптека)
    3. Мастер своего дела, а еще пилот высокого класса (ас)
    4. Специалист по изучению наследственности (генетик)
    5. Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику (гончар)
    6. Специалист, изучающий рыб (ихтиолог)
    7. Работник, изготовляющий различные сладости (кондитер)
    8. Специалист по разведению северных парнокопытных животных (оленевод)
    9. Область медицины, изучающая орган зрения (офтальмология)
    10. Наука об ораторском искусстве (риторика)
    11. Мастер, занимающийся выделкой мехов (скорняк)
    14. С кем связана деятельность специалиста–кинолога? (с собаками)
    15. Специалист, составляющий карты? (топограф)
    16. Люди, какой профессии мало проводят времени на земле? (летчик)

    Слайд 30
    Литература:
    Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А.
    Основы профориентологии: учеб. Пособие для бакалавров / А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 2-е изд – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 237 с.
    Категория: Профориентация | Добавил: maktmakt
    Просмотров: 1681 | Загрузок: 663 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 4.0/8
    Всего комментариев: 14
    14 Светлана  
    Хочу Вам написать красивые слова о разработке по профориентации, Вы грамотно составили занятие для современных старшеклассников с учетом их потребностей и запросов. На мой взгляд, Ваша презентация чрезвычайно актуальна в современных условиях и отражает Ваши теоретические позиции. Дерзайте!!! Удачи Вам в победе в конкурсе!

    13 Александра  
    Только обратила внимание на литературу. Оказывается вы один из авторов учебного пособия "Основы профориентологии". Не подскажете где можно купить эту книгу?

    12 Александра  
    Спасибо за эти материалы, обязательно возьму на вооружение.

    10 maktmakt  
    Спасибо большое за такую основательную оценку работы. Желаю удачи в нашем благородном труде.

    8 Ольга  
    Татьяна Александровна! Спасибо за разработку. Понятно, доступно, есть ссылки на литературу, на исследование, что даёт возможность учащимся дополнительно самостоятельно посмотреть материалы о профессиях. С уважением, Ольга

    9 maktmakt  
    Спасибо большое за комментарий. Я рада, что вам понравилась разработка.

    7 solarsvet  
    Классная работа! Актуальная проблема, оптимальный материал, лаконичное последовательное изложение, яркая позитивная презентация! Спасибо, Татьяна Александровна, обязательно воспользуюсь и порекомендую коллегам!

    11 maktmakt  
    Буду очень рада, если моя разработка вам пригодится в практике  работы

    6 maktmakt  
    Спасибо большое! Вам тоже больших успехов!

    4 Татьяна  
    Мне очень понравилась ваша презентация, взяла ее навооружение. Очень систематизировано, коротко и ясно. Обязательно буду использовать в работе.

    5 maktmakt  
    Спасибо большое за оценку моей работы. Это на слайдах коротко и ясно, а рассказывать можно много и интересно.

    2 Евгения  
    Мне понравилась эта разработка. Сценарий к занятию и презентация очень актуальны. Взяла себе на заметку.

    3 maktmakt  
    Спасибо большое за оценку. Я очень рада, что вам понравилась моя работа.

    1 ssn1957  
    Татьяна Александровна!
    Ваша работа допущена к участию в конкурсе.
    С уважением, Серебряков С.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024