I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ 5мин После приветствия учитель предлагает кратко повторить материал предыдущего урока Визуальный блиц-опрос. «Игра в слова». СЛАЙДЫ 3-14
Далее демонстрируется СЛАЙД 15 с изображением весенних пейзажей ВОПРОСЫ: -К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, которые вы только что увидели? -Какое время года изображено на картинах? -Как вы это определили? Предполагаемые ответы: -пейзаж -весна -цвет, сюжет
II ЭТАП. Создание проблемной ситуации. 7 мин Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. СЛАЙД 16 Учитель: Чтобы понять какую роль цвет играет в искусстве живописи и что означают основные понятия нашего урока КОЛОРИТ ПАЛИТРА ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Попробуем составить цветовую цепочку ЦВЕТОВУЮ ГАММУ к предложенной картине, используя цветные квадратики. Один из вас сделает это, используя цветовую кассу, а другой будет работать на интерактивной доске Учащихся выходят к доске и выполняют упражнение. (один в цифровом, другой в «живом»).
А теперь пусть каждый из вас попробует сделать это самостоятельно, работая со своей карточкой
Учащимся раздаются карточки, и они выполняют упражнение. Затем упражнения сравниваются.
Учитель задает проблемный ВОПРОС: -Все мы составляли палитру весны, а цветовые цепочки у нас получились немножко разные. Почему? Учащиеся фиксируют проблему и приходят самостоятельно к ВЫВОДУ ¬-Разные месяцы имеют свою цветовую гамму. Давайте определим, какой весенний месяц изображен на каждой картине Один из учащихся делает это у доски, вкладывая названия месяцев в прозрачные кармашки пособия. То же – на интерактивной доске в цифровом варианте.
СЛАЙД 19 А теперь прикрепите к предложенным картинам палитру МАРТА, АПРЕЛЯ, МАЯ Двое учащихся у доски прикрепляют к предложенным картинам палитру МАРТА, АПРЕЛЯ, МАЯ один делает это на интерактивной доске, другой – на бумажных заготовках. Остальные устно определяют какой месяц изображен на их карточке-картине. После того, как мы поработали практически, давайте дадим более точные определения основным понятиям урока КОЛОРИТ ПАЛИТРА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Учащиеся устно подбирают к определениям соответствующие понятия СЛАЙД 29
Далее учитель озвучивает тему, цель и творческое задание: Тема нашего сегодняшнего урока: Пейзаж-настроение. «Дыхание весны» Цель: передать настроение пейзажа при помощи цвета Я предлагаю вам выполнить живописную иллюстрацию к стихам русских поэтов о весне в технике акварели Пейзаж мы выполним в течение трех уроков. Сегодня наша задача – ознакомится с текстом, увидеть замысел поэта, понять его чувства и изобразить настроение при помощи цвета в технике акварели СЛАЙДЫ 21,
III. ЭТАП Изучение нового материала. Подготовка к выполнению творческого задания. 5(мин) Прежде чем приступить к работы давайте продумаем , в какой последовательности будем её выполнять: (учащиеся высказывают свои предположения). Педагог демонстрирует анимированные слайды, корректируя их ответы 1 урок – создание фона 2 урок – деревья и передний план 3 урок – детали композиции СЛАЙД 22
Сейчас каждый из вас получит карточку со стихотворением Задача урока– ознакомиться с текстом, почувствовать замысел поэта и передать при помощи цвета, СОСТОЯНИЕ ВЕСЕННЕЙ ПРИРОДЫ создав ФОН, созвучный стихотворным строчкам
Так как мы будем работать со стихами, давайте посмотрим иллюстрации профессиональных художников. http://bayun.ru/dia/Stihi_o_vremenah_goda.html – демонстрация диафильма «Стихи о весне» В какой технике они выполнены иллюстрации? -АКВАРЕЛЬ
СЛАЙДЫ 23-27
Как вы думаете, почему эта техника подходит для передачи весеннего состояния природы? -ЛЕГКАЯ -ВОЗДУШНАЯ -ПРОЗРАЧНАЯ Учащиеся отвечают на вопросы, учитель сопровождает их ответы показом слайдов СЛАЙД 28
Теперь приступаем к творческому заданию СЛАЙД 29 ПЛАН РАБОТЫ • Внимательно прочитать предложенный стихотворный отрывок, • определить какое время года изобразил поэт. • составить цветовую палитру своей будущей картины, • на эскизе изобразить рельефные линии пейзажа • Создать на основном листе • ФОН, созвучный стихотворным строчкам • (быстро - методом по-сырому, предварительно смочив чистой водой лист)
Далее преподаватель демонстрирует последовательность работы, пользуясь цифровым ресурсом
СЛАЙД 30
I V ЭТАП. Художественный практикум 10 (мин) В технике акварель по - сырому учащиеся выполняют творческое задание: живописный фон пейзажа - иллюстрации к своему стихотворению. Во время творческой работы учитель консультирует индивидуально. Этот этап проходит в сопровождение музыкального видео ряда https://www.youtube.com/watch?v=S1tM-vRL9Yc СЛАЙД 31
V ЭТАП. Рефлексия учебной деятельности на уроке 4 мин После завершения работы несколько суворовцев читают свое стихотворение, показывают созданный фон.
Затем учитель предлагает выполнить самооценку своей работы на уроке по предложенным критериям, а также оценить работу соседа, поменявшись рисунками. Критерии оценки: Законченность работы (успел закончить фон) 2 балла Оригинальность, линейной композиция пейзажа - разнообразие рельефных линий 3 балла Удалось передать состояние природы цветом 3 балла Удалось передать легкость и воздушность акварели 3 балла Активная работа в начале урока 1 балл Устные ответы по 1 баллу за каждый верный ответ Если получилось в сумме 13 баллов и выше, оценка – 5 7-17 баллов – 4 Меньше 7 – необходимо еще поработать СЛАЙД 34
VI ЭТАП . Домашнее задание для самостоятельного исследования 1 мин. Создать на ресурсе linoit.com виртуальный стенд, посвященный мастерам русского пейзажа: Шишкин И.И Левитан И.И. Ф.Васильев И К Айвазовский СЛАЙД 35