Задачи: 1. Познакомить с жанрами русской народной песни 2. Сформировать заинтересованное отношение к музыке
Оборудование: музыкальный центр, презентация, тексты песен, наглядные таблицы.
1слайд 2слайд Вход в класс Обучающиеся входят в класс под музыку И. Дунаевского «Песня о Родине»
Музыкальное приветствие Учитель и обучающиеся обмениваются музыкальными приветствиями под аккомпонимент фортепиано.
3слайд Повторение пройденного материала Р. Щедрин «Озорные частушки»
Учитель. Звучит музыка народная или композиторская. Во время слушания учитель комментирует звучание. Пошли на ярмарку дедушка, внук и внучка. Народ бежит на ярмарку, спешит, там продают сладости, крутятся качели, люди торопятся купить что-то новое. Внучка и внук просят у дедушки денежку на сладости. Дедушка скуповат: «Нет!». В конце концов, дети упросили деда. 4слайд (Внучка – звучит ТРУБА, внук – ТРОМБОН , дедушка - ТУБА ) Дети. Звучит композиторская музыка. Её написал Р. Щедрин, называется «Озорные частушки». Учитель. Какие инструменты симфонического оркестра солировали? Дети. Медные духовые, тромбон (внук), туба (дедушка), труба (внучка). Учитель. Слушаем и изображаем игру на медных духовых инструментах. Первая группа – труба, вторая группа – туба, третья группа – тромбон (группы по очереди встают, когда изображают игру на инструменте).
5слайд Введение в тему Революционная песня «Смело товарищи в ногу». Слушание. (Приложение № 1) (Дети определяют народная или композиторская музыка) Дети. Музыка народная. Исполнял хор без сопровождения a : capella, мелодические повторы. Учитель. Как называются русские народные песни? Дети. По 1-ой строчке. Учитель. Скажите название песни. Дети. «Смело товарищи в ногу» Учитель. Назовите характер песни, её жанр. Дети. Песенно – маршевый, песня – марш. Учитель. О чем поётся в песне? Дети. О революционных событиях. В определенный период бывают трудности, народ начинает возмущаться, по – старому жить не могут, а новое время ещё не наступило, такой период и есть революция. Учитель. Данная иллюстрация созвучна песне? Дети. Иллюстрация, также как и песня передаёт мужественную борьбу народа, уверенность в победе. Учитель. Жанр этой песни – революционная песня. (Далее дети сольфеджируют мелодию. Учитель обращает внимание детей на пунктирный ритм. Этот ритм используется в маршевой музыке, что придает музыке большую четкость. Исполнение 2-х куплетов )
6 слайд Вокально – хоровая работа 1. Исполнение текста вместе с хором в записи 2. Сольфеджирование мелодии 3. Проговаривание текста в ритме 4. Исполнение мелодии со словами 7слайд «Шёл ленинградский паренёк» Обучающимся раздается текст песни. Слушание песни. (Приложение №2 ) Учитель. Какая это песня, народная или композиторская? Дети. Песня народная. Она исполнялась без сопровождения, мелодия протяжная, распевы, мелодические повторы. Учитель. Как называется песня? Дети. По первой строчке, «Шёл ленинградский паренёк». Учитель. О каких событиях поётся в песне? Дети. О Великой Отечественной войне. (Рисунок №6 ) Учитель. Эта песня относится к старинной солдатской или к современной? Дети. К современной песне. Учитель. Жанр песни «Шёл ленинградский паренёк» - современная солдатская песня. Разучивание песни – 2 куплетов (Проговаривание в ритме текста, работа над кантиленой, четкой дикцией)
8слайд С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
9слайд Хор «Вставайте, люди русские» Слушание. (Приложение №3 ) Учитель. В годы Великой Отечественной войны звучала и такая музыка. Народная это или композиторская музыка. Дети. Это композиторская музыка. Смешенный хор звучал в сопровождении симфонического оркестра. Учитель. Сочинил это произведение композитор С.С. Прокофьев. (Рисунок №7 )
Кантата «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». (объяснение жанра кантата) Учитель. Похожа мелодия этого хора на русскую народную песню? Дети. Похожа. Мелодия протяжная, поет хор, поочередное звучание мужских и женских голосов, мелодические повторы, распевы, название по 1-ой строчке. Учитель. Изменяется ли характер музыки? Дети. Изменяется. Маршевый характер музыки в начале и конце хора, а в середине песенный, мелодия протяжная. Учитель. Сначала музыка была сочинена к кинофильму «Александр Невский», который был популярен в годы Великой Отечественной войны, а позднее С.С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Получилась кантата «Александр Невский»
10слайд Учитель. Александр Невский (Рисунок №8 ) – защитник – защитник земли русской, полководец. Более 7 веков назад немцы – крестоносцы напали на русскую землю. Князь Александр Невский заявил: «Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет» Учитель. Почему в годы Великой Отечественной войны звучал хор? Дети. Поется о защитниках земли Русской. Учащимся раздаётся текст. Вокально – хоровая работа. На словах «Вставайте, люди русские» дети поют все вместе, на словах «На Руси родной» вступают девочки, а потом подхватывают мальчики. Затем исполнение вместе с хором в записи.
Вывод: 1. На уроке прозвучала музыка народная и композиторская; 2. Познакомились с жанрами русской народной песни: революционная песня и современная солдатская песня.
Выход . Дети выходят из класса под песню «Смело товарищи в ногу»