Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Четверг, 28.03.2024, 18:32ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы эстет,здоровьесбер,технол,профор направ-я » Урок музыки

    Музыка Великой Отечественной войны
    [ · Скачать удаленно () ] 27.08.2015, 12:32
    Введение

    К величайшим страницам нашей истории относится Великая Отечественная война. Память о ней неподвластна времени. 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня в дни празднования застынут в почетном карауле потомки тех, кто встал в ряды защитников Родины против фашизма. Среди них были и деятели культуры ученые, писатели, поэты, композиторы, актеры, кинематографы, артисты. Кто-то ушел на фронт и с оружием в руках защищал Родину, кто-то со своим творческим «оружием» способствовал укреплению народного патриотизма, осознанию смертельной опасности, нависшей над Отечеством и готовности к самопожертвованию ради Победы над врагом.
    Самоотверженный труд деятелей культуры ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую мне захотелось полистать. Цель моего исследования- познакомиться с направлениями и жанрами музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны, деятелями, творчество которых ковало и приближало Великую Победу, поднимая боевой и трудовой дух народа, укрепляя веру народа в победу.

    Эпиграфом для моей работы послужили следующие стихи:
    "Там, где переходы и завалы,
    Рваная колючка на столбах,
    Умирали наши запевалы
    С недопетой песней на губах."
    М. Дудин
    Артисты- фронту …
    На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашисты перешли границу СССР.
    С этого момента жизни миллионов людей, судьбы многих народов, стран оказались сплетенными в единый узел.
    В ряды защитников Родины вступили не только рабочие, служащие, студенты. Многие музыканты, оставив свои мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках. Многие взялись за свое творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе.
    В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов, как М. Михайлов, И. Козловский, С. Лемешев, а так же многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов - Л. Русланову, К. Шульженко, Г. Виноградова. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В.Захаров и П.П. Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы. Интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров: Я.Б. Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф. Коралли, Н.Г. Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н. Цфасмана (возглавлявшего джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).
    Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.
    Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и эстрадного жанров.
    Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.

    Концертная деятельность артистов

    Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела Клавдия Ивановна Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны, более 400 концертов на счету у Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Марка Бернеса и других . Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Самые известные исполнители - В.В. Барсова, М.Д. Михайлов, Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. Гилельс, Я-В. Флиер, камерные ансамбли музыкантов участвовали во фронтовых бригадах. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

    Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла.
    По радио вся страна слушала голоса А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Я. Лемешева, игру пианистов М.В. Юдиной, Гилельса, С.Т. Рихтера, скрипача Ойстраха и многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 -1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона. «Температура в зале была 7-8° ниже нуля. Но люди плакали от радости...»
    В суровое военное время в Москве выступили с творческими отчетами художественные ансамбли Эстонии, Литвы, Латвии, композиторы и исполнители Киргизии, Армении, Грузии. В городах Урала и Сибири, в тех братских республиках, куда были эвакуированы исполнительские коллективы и учебные заведения, музыкальная жизнь не только не остановилась, но стала более интенсивной. В Ташкенте провела военные годы Ленинградская консерватория, в Киргизии - Государственный симфонический оркестр Союза ССР, в Перми - Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. В Тбилиси работали Мясковский и Прокофьев, в Ереване - известный советский педагог и пианист К.Н. Игумнов. Около 40 концертов дали в г. Чкалове артисты Ленинградского Малого театра оперы и балета, в Душанбе концертировал оркестр Киевской филармонии.

    В это суровое время создавались новые художественные коллективы - Государственный хор русской песни под управлением А.В. Свешникова, Воронежский русский народный хор под руководством К.И. Масалитинова,
    Продолжалась интенсивная научная и критико-публицистическая деятельность. Выходили газеты, где печатались статьи о музыке, сборники «Советская музыка».
    Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире.
    «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима» - так выразил свои впечатления один из американских критиков. В этих словах - признание нравственной силы советского народа, советской музыки.

    7 Симфония Дмитрия Шостаковича

    7-я симфония (законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная), после первого исполнения стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.
    9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Ленинградская симфония была написана как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.
    Д.Шостакович воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера (Гитлер очень любил музыку Рихарда Вагнера, она являлась вдохновением для армии немцев), как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия проходит через всю ленинградскую симфонию. В “Эпизоде нашествия” композитор показывает, как пустое, бездушное ничтожество обретает чудовищную силу, попирая все человеческое вокруг. (Выступая против нелюдей в фашистских мундирах, Д.Шостакович косвенно нарисовал портрет и своих знакомых из НКВД, долгие годы державших его, как казалось, в смертельном страхе)
    Ответом нашествию Д.Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну огромной силы!!! Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Д. Шостаковича стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
    (После войны советских композиторов Сов правительство признало формалистическими извращенцами”- так как их музыка была не очень понятна Вождю всех народов),

    Песенное творчество

    В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
    Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.
    Начиная с октября 1942 года пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», и «Священная война», «Смуглянка», и «Темная ночь» и многие другие песни, записанные на граммофонную пластинку.
    Композиторы, активно трудившиеся на музыкальном поприще: В. Мурадели - руководил в годы войны ансамблем песни и пляски Военно-Морского флота; Н. Будашкин - возглавлял ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В. Александров, явившимся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С. Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей. Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я никогда не был военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

    В суровые дни Великой Отечественной войны, трогающие сердца прекрасные песни как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая советским людям бороться с врагом. Они проникали в широчайшие массы и, близкие по духу устному народному творчеству, сами становились мощным оружием . Особенность песен военных лет заключается в том, что они живут спустя уже 70 лет.
    Заключение
    Характерная черта музыки Великой Отечественной войны - сдержанность чувств: они лишены надлома и фальши. Скорбные произведения военных лет отличались большой душевной силой, отражали стойкость характера нашего народа.
    Проникнутое душевным волнением обращение народных мстителей к страдающей родной земле в зачине песни с первых же звуков глубоко впечатляло лирической выразительностью, поднимало боевой дух, укрепляло чувство патриотизма и желание защищать свою Родину.
    Работа над темой «Музыка времен Великой Отечественной войны» позволила мне познакомиться с направлениями, жанрами и творческой деятельностью работников музыкального искусства расширила мой кругозор, помогла изучить одну из наиболее важных страниц нашей истории.
    Категория: Урок музыки | Добавил: Elenaom
    Просмотров: 1205 | Загрузок: 489 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024