Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тагильская средняя общеобразовательная школа» с. Тагильское Каргапольского района Курганской области»
Тема урока
Обобщающий урок по теме: «Голосеменные растения»
Составила: учитель химии и биологии высшей категории МКОУ «Тагильская СОШ» с. Каргапольского района Курганской области Савинова Ирина Владимировна.
2014 г.
Тема урока: Обобщающий урок «Голосеменные растения». Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Голосеменные растения ». Задачи урока: 1. Обобщение знания учащихся по изученной теме, уделяя особое внимание приспособленности голосеменных к новым, изменившимся в процессе эволюции условиям; закрепление знаний о многообразии растений, их значении. 2. Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическими карточками; развитие умений самоконтроля и самооценки; 3. Воспитание культуры труда, самостоятельности, формирование у школьников «Я – концепции» («Я нравлюсь», «Я способен», «Я нужен»). Форма проведения: игровая. Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: 1. Техническое: * Проектор * Компьютер 2. Программное: * Презентация * Голоса природы * Видеофрагменты о хвойных растениях
План урока: 1. Организационный момент. Целеполагание. - 2мин. 2. Обобщение пройденного материала 3. Закрепление 4. Рефлексия – 5 мин. 5. Домашнее задание.- 1 мин
Ход урока. I. Организационный этап. Вступительное слово учителя: Слайд 1, Слайд 2 Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые ветви, увеличивается толщина ствола». Так и нам на сегодняшнем уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить знания по изучаемой группе организмов. Жрецы древних кельтов – друиды – считали, что люди похожи на деревья. Они составили гороскоп, по которому судьба каждого человека, его характер, способности, достоинства и недостатки, а также образ жизни соответствовали одному из 22 видов деревьев. Все кто родился в период с 9 по 18 февраля, - кедры, а те чей день рождения попадает в промежуток с 19 по 28(29) февраля, - сосны. Кроме сосны и кедра в число избранных друидами деревьев попали лиственница и кипарис. Как вы думаете, что же объединяет эти виды растений? Ответ: Это голосеменные растения. Слайд 3 Общие сведения о голосеменных растениях, прогрессивные черты голосеменных. Видеофрагмент «Голосеменные» (Приглушенно звучит шум морского прибоя). Учитель: Прежде чем приступить к путешествию дадим полную характеристику голосеменным растениям. Слайд 4,5 Учитель: «Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану, по которому никто не ездил, плыть в страну, существование которой – вопрос» - так писал Л.Н.Толстой о первооткрывателях Америки. Слайд 6 Сегодня и мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы хорошо знакомы. Это страна голосеменных. В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту – конечном пункте путешествия. На выполнение заданий отводится по 2 минуты. Время на нашем корабле отмеряется песочными часами. За правильный ответ экипаж получает зеленый кружок, за ответ с одной ошибкой – желтый, за ответ с двумя ошибками – красный. Кружки прикрепляются на доске в три линии по курсу корабля. Итоги подводятся после каждого этапа. Побеждает экипаж, набравший большее количество зеленых кружков. Экипажи приготовиться! Мы поднимаем якорь. Путешествие начинается! Слайд 7 (звучит шум прибоя). II. 1 – й этап. Слайд 8,9,10 Учитель: О, синь морей! О, лес Архипелага! Со школьных лет привык я слышать вас, Стучит чубук. На стол ложится шпага. Дымясь, как грог, запенился рассказ. Ребята, что это? К борту корабля прибило бутылку. Обычно таким образом терпящие бедствие сообщают свои координаты. Давайте скорее откроем бутылку и посмотрим что там. (Открывает бутылку). Здесь три письма. Вода немного испортила их. Попытайтесь восстановить тексты – этим вы поможете терпящим бедствие. (Приложение 1) По истечении 2 минут капитаны экипажей читают восстановленные тексты. 2 –й этап. Помощь товарищам. Слайд 11,12,13 Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты». Врываются пираты, забирают в плен по одному члену каждого экипажа и требуют выкуп. Команды должны ответить на вопросы пиратов и этим помочь своим товарищам (Приложение 2) 3 – й этап. Тайфун вопросов. Слайд 14 Учитель: Внимание! Внимание! Экипажам приготовиться! К нам приближается тайфун вопросов. Если вы на них не ответите, наш корабль утонет. Итак, начали: 1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных растений имеет класс …(Хвойные). 2. У хвойных растений листья в виде … (игл, хвои). 3. Семена голосеменных развиваются из… (семязачатков). 4. У лиственницы листья живут … (один сезон). 5. Летучие вещества хвойных называются … (фитонциды). 6. Смола хвойных называется … (живица). 7. Женские шишки сосны располагаются … (на верхушках молодых побегов). 8. Мужские шишки располагаются … (у оснований молодых побегов). 9. В жизненном цикле голосеменных преобладает … (спорофит). Учитель: Молодцы, экипажы! Вы сумели провести корабль через тайфун. Был очень трудный путь. А впереди – Гавань загадок. А, прежде я, предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка. Слайд 15 Во дворе стоит сосна, К небу тянется она Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге) Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад) Ветки гнутся взад- вперед. Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) Мы размялись от души И за парты вновь спешим (Дети садятся за парты).
4 – й этап. Гавань загадок. Слайд 16 1. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес). 2. Высока, стройна, душиста В небо тянется она, Вся одежда золотиста, Только шапка зелена. (Сосна). 3. Есть у родственницы елки Не колючие иголки. Но, в отличие от елки Опадают те иголки. (Лиственница).
4. Ты – растение, кустарник, Синь в осенней желтизне. Дай мне ягодку, растение, Подари колючку мне. (Можжевельник). 5. Этой бабке сто лет, Горба у нее нет, Высоконько торчит, Далеконько глядит, Придет смерть за старушкой – Станет бабка избушкой. (Сосна). 6. Весною цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. (Ель, сосна). 5 – й этап. Рифы. Слайд 17 Учитель: Экипажи, тревога! Корабль попал на рифы. Удастся ли нам их пройти? Задание выполняется на листочках. Каждому ученику выдается карточка – текст теста (Приложение 3) 6 – й этап. Необитаемый остров. Слайд 18 Учитель: И в тумане предрассветном Проплывают, как виденья, Острова в цветах и пальмах, В пенье птиц и в плеске волн. (Звучит мелодия «Чунга – чанга»). Мы на необитаемом острове, но здесь растут растения. Ваша задача – распознать их по силуэтам. (Демострируются изображения лиственницы, сосны, ели). III. Закрепление * Просмотр видеофрагментов и подготовка к рефлексии IV. Рефлексия. Слайд № 19 Продолжи выражение: 1. Без наших хвойных растений ………………………………………………. 2. Нужно беречь и охранять лес , т.к. ………………………………………... 3. Наш хвойный лес дает нам …………………………………………………. 4. Я в нашем сосновом лесу летом ………………………………………….. 5. Хвойный лес это среда ……………………………………………………… 6. На сегодняшнем уроке мне очень понравилось ………………………….. 7. Я бы хотел выразить свое восхищение ответом ………………………… V. Домашнее задание. Слайд 20 1. с. 68 – 75. А в заключение напомню вам, что все настоящие путешественники после экспедиции берут в свои руки путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и я вам предлагаю в качестве домашнего задания. 2. Творческое задание на выбор: • Кроссворд «Голосеменные растения» • Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о голосеменных растениях Используемая литература: • http://www.uchportal.ru/load/75-1-0-29015 • http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/12/16/golosemen • http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Biologija-G http://pwpt.ru/presentation/biologiya/golosemennyie_rasteniya/ • Журнал «Биология в школе № • Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.Б.Захаров. Н.И.Сонин. – 6 – е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 248с.: ил. • Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. Для 6-7 кл. сред.шк. – 24 – изд. – М.: Прсвещение, 1993. – 256 с.: ил.