Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Вторник, 16.04.2024, 23:10ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Урок биологии

    урок Определение пола. Эмбриональное развитие человека
    [ · Скачать удаленно (18MB) ] 16.07.2014, 13:52
    Урок рассчитан на 1 академический час.
    Тип урока: урок новых знаний.
    Цель: углубить знания учащихся по теме «Размножение человека».
    Задачи урока. Образовательные: сформировать представление об уровнях половой дифференциации, о хромосомном определении пола; показать возможные отклонения половой дифференциации.
    Развивающие: выяснить, где, когда и каким образом осуществляются процессы, приводящие к развитию зародыша определённого пола.
    Воспитывающие: на базе научных биологических знаний воспитывать у учащихся правильное отношение к проблеме пола.
    Методы: словесные, наглядные.
    Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, экран.
    Ход урока.
    I. Организация урока.Приветствие, готовность класса к уроку.
    II. Проверка знаний.
    1. Карточки – 2 ученика у доски.
    Какие способы бесполого размножения вам известны?
    1-ая карточка: амёба – (бинарное), смородина – (вегетативное), гидра – (почкование), клубника – (вегетативное), малина – (вегетативное).
    2-ая карточка: дождевой червь – (фрагментация), овечка Долли – (клонирование), дрожжи – (почкование), крыжовник – (вегетативное), картофель – (вегетативное).
    2. Какое значение имеет размножение живых организмов? Какие способы размножения вам известны? (Слайд 2)
    3. Какие процессы лежат в основе деления клеток? (Слайд 2)
    4. Программированный опрос – тестирование на местах. (Слайд 3)
    5. Какие половые клетки вам известны? Чем гаметы отличаются от соматических клеток? (Слайд 4)
    6. Что такое оплодотворение? Как оно происходит? (Слайд 5)
    III. Подготовка к активному восприятию новой темы.
    Постановка целей и задач урока. (Слайд 6)
    Тема урока: Определение пола. Эмбриональный период развития человека.
    Настоящее и будущее человечества зависит от социального переустройства мира. Однако не следует забывать, что человек подчиняется и другим законам – биологическим. Его генетическая информация записана в молекулах ДНК и передается от поколения к поколению. Все его биологические особенности, послужившие в своё время основой для появления человека, закодированы в наследственных структурах. Как биологический вид человек – самое высокое и при этом уникальное звено естественной эволюции на Земле.
    Проблема пола слишком обширна и многогранна, чтобы за урок пытаться рассмотреть ее целиком. Поэтому мы поставим перед собой конкретную цель – изучить самое начало этого пути. (Слайд 7)
    Сегодня нам предстоит выяснить, (клик по слайду №7) где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к развитию зародыша определенного пола. (Клик по слайду № 7) Нам предстоит познакомиться с некоторыми отклонениями этого процесса, чтобы (клик по слайду № 7) убедиться в том, насколько хрупок механизм дифференциации пола.
    Эпиграфом к уроку могут стать слова писателя Бориса Васильева: (Слайд8)
    «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».
    IV. Изучение нового материала.
    1. Определение пола у человека. (Слайд 9)
    (Клик по слайду № 9) В 1956 г. было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. С тех пор достигнуты большие успехи в изучении кариотипа человека, т.е. стандартного набора хромосом.
    (Клик по слайду № 9) Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар аутосом и одной пары половых хромосом – ХУ у мужчин и ХХ у женщин.
    (Слайд 10)
    В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек. В ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. (Клик по слайду № 10 -2 раза). В ядрах самцов такие глыбки не были найдены. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе и для человека.
    Наличие полового хроматина легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Это указывает на различия в клетках нормальных мужчин и женщин.
    Помимо особей нормального мужского и женского пола с половыми хромосомами ХУ и ХХ, встречаются люди, имеющие аномалии половых хромосом.
    Вспомните слова А.С.Пушкина из «Сказки о царе Салтане»: «…Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…»
    Летом 1993 г. в Москве родился ребенок, которого врачи посоветовали считать сыном. Мать назвала дитя Мишей, хотя он был похож и на мальчика и на девочку одновременно. Врачи поставили диагноз на основании хромосомного анализа. Через год в США мальчику была сделана операция. Миша стал Машей, которая вырастет, но никогда не сможет родить своего ребенка, поскольку она на самом деле является хромосомным (но не генетическим!) мужчиной.
    Уже древние греки знали, что бывают люди, имеющие признаки обоих полов, - гермафродиты.
    (Слайд 11)
    В греческой мифологии Гермафродит – сын Гермеса и Афродиты – был юношей необычайной красоты. По просьбе нимфы Самалкиды, страстно и безответно влюбленной в юношу, боги слили ее с ним в одно двуполое существо.
    Каковы причины таких аномалий? Это, прежде всего уменьшение или увеличение числа хромосом.
    Такие аномалии половых хромосом вызывают в организме определенные отклонения от нормы – болезни. Существует болезнь, известная как синдром Тернера, названная по имени врача, впервые описавшего данную болезнь. (Слайд 12)
    При синдроме Тернера у больных имеется лишь одна из половых хромосом (44А+ХО), т.е. всего 45 хромосом. Данный синдром встречается примерно у одной из 5000 новорожденных девочек.
    (Слайд 13) Характерные признаки: низкий рост (100 -110 см), недоразвитость вторичных половых признаков, бесплодие. Организм сформирован по женскому типу. (Клик по слайду № 13). Однако в соматических клетках половой хроматин (тельце Бара) не наблюдается.

    (Слайд 14) Синдром Клейнфельтера – характеризуется наличием трех половых хромосом в составе двух Х – хромосом и одной У – хромосомы (44А+ХХУ). Организм сформирован по мужскому типу, но в соматических клетках таких больных обнаруживается тельце Бара, как у женщин. Для них характерно бесплодие.
    (Слайд 15) Причины аномалий – нерасхождение хромосом при делении клеток и как следствие образование гамет с разным числом хромосом. (Клик по слайду № 15 – три раза).

    (Слайд 16) Синдром Морриса – характеризуется отсутствием в У – хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этого дородовое и послеродовое развитие организма, который обладает мужским набором хромосом (44+ХУ) и семенниками парадоксально идет по женскому направлению.
    При рождении эта аномалия никак не проявляется; больные выглядят как обычные девочки.
    С наступлением половой зрелости развивается псевдогермафродит: высокая, стройная, статная, физически сильная женщина с хорошо развитыми молочными железами. Ноги часто несколько длиннее обычного. Пропорции тела таких людей соответствуют скорее современным представлениям о женской красоте, чем среднему телосложению, поэтому неудивительно, что больные нередко встречались среди манекенщиц.
    В силу бесплодия псевдогермафродитов эта аномалия очень редка среди населения-
    1 на 65 000 женщин.
    Женщины с синдромом Мориса отличаются эмоциональной устойчивостью, жизнелюбием, активностью, физическая и умственная энергия их просто поразительна. (Слайд 17)
    Женщин с синдромом Морриса отличают:
    1. Большая физическая сила.
    2. Высокий рост, длиннорукость и длинноногость.
    3. Поразительная смелость.
    4. Предприимчивость
    5. Сильная воля и высокий интеллект.
    6. Бесплодие.
    Вывод. Мы рассмотрели с вами аномалии половых хромосом. Но они встречаются сравнительно редко. Чаще всего рождаются нормальные девочки и мальчики. Каково же соотношение пола у человека? Попытаемся ответить на этот вопрос.
    2. Соотношение пола у человека (Слайд 18)
    Наличие половых хромосом ХХ и ХУ обусловливает рождение равного числа детей обоего пола. (Клик по слайду № 18 – четыре раза).
    Сочетание мужских и женских гамет и определяет соотношение пола в потомстве 1:1. (Клик по слайду № 18).
    50% 44 А + ХХ - женщины; (клик по слайду № 18)
    50% 44 А + ХУ - мужчины. (клик по слайду № 18)
    (Слайд 19)
    Однако мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения США рождается 106 мальчиков, в Греции – 113.
    В соотношении полов в момент зарождения зародыша, т.е. оплодотворения и образования зиготы, ко времени рождения ребенка и в разные этапы развития до старости наблюдается интересная закономерность.
    Известно, что за время после зачатия и до рождения ребенка погибает много зародышей (естественные и искусственные аборты, мертворожденные).
    (Слайд 20)
    Исследования абортированных зародышей показали, что среди них отмечается большее число зародышей мужского пола, чем женского. Так, среди выкидышей и мертворожденных на втором месяце беременности на сто девочек приходилось (клик по слайду № 20) 431 мальчик, (клик по слайду № 20) на четвертом месяце – 201 мальчик, (клик по слайду №20) на седьмом – 112. (Клик по слайду № 20) В конце беременности и в момент рождения приходилось 133 мальчика.
    Эти данные доказывают, что на ранних стадиях зародышевого развития смертность мальчиков превышает смертность девочек.
    Но и во всех возрастных группах мужчин умирает больше, чем женщин.
    Эти данные заставляют признать, что первичное отношение полов на уровне зигот сдвинуто в пользу образования зигот с ХУ – хромосомами, т.е. зигот, из которых будут развиваться мальчики. Итак, мальчиков рождается немного больше. (Слайд № 21) К 20 годам, т.е. ко времени размножения, женщин и мужчин становится одинаковое число. После этого число женщин начинает превышать число мужчин, (клик по слайду № 21) к 90-летнему возрасту число женщин в два раза превышает число мужчин.
    (Клик по слайду № 21) Понижение жизнеспособности мужчин вызвана тем, что они обладают одной Х – хромосомой. Это служит причиной того, что проявляются многие отрицательные рецессивные мутации. Показано, что почти все инфекционные заболевания вызывают более высокую смертность мужчин. Другие причины: (клик по слайду № 21) драки, (клик по слайду № 21) войны, (клик по слайду № 21) катастрофы.
    Но одна из причин смерти зародышей – это конечно аборты.

    3. «Безмолвный крик» - разговор о сокровенном [4]
    (Слайд 22)
    Ученик: Из отношений чисто человеческих,
    Дающих вездесущей жизни ход.
    Рождающих и радость, и кручины, -
    Есть отношенья женщины с мужчиной,
    А можно говорить наоборот.
    Все остальное, если вам угодно,
    От этих отношений производно.
    Учитель. (Слайд 23)
    В результате слияния яйцеклетки с мужской гаметой – сперматозоидом образуется зигота, которая дает начало новой жизни.
    О чем мог бы рассказать нам неродившийся ребенок в своем дневнике.
    (Слайды с 24 по 27)
    (Негромко звучит музыка Morricone)
    (Клик по слайду № 24 – два раза)
    1-й месяц внутриутробного развития.
    Через 2 дня после попадания в матку я внедрился в ее слизистую оболочку. Этот процесс шел 48 часов. На второй неделе у меня стали образовываться плацента и пуповина. Это система моего жизнеобеспечения. Уже на третью неделю у меня стала образовываться хорда.
    У меня появились первые кровеносные сосуды. Я существую еще только 21 день, а у меня уже начинает формироваться сердце. Оно уже бьется! На последней неделе месяца появились зачатки ручек и ножек.
    Происходит закладка внутренних органов: кишечника, печени, почек. Я расту. Уже целых 4 мм!
    (Слайд № 25. Клик по слайду два раза)
    2-й месяц внутриутробного развития.
    Я еще не вижу окружающего меня мира, но мне кажется, что в этом мире так же уютно, как здесь, у моей мамы.
    У меня растут ручки и пальчики.
    Мое сердце изменяется: появились перегородки, и оно стало четырехкамерным. У меня развивается мозг.
    А еще хочу сообщить, что я, двухмесячный эмбрион, уже обладаю чувствительностью, я реагирую на давление, отстраняюсь от него.
    (Слайд № 26. Клик по слайду два раза)
    3-й месяц внутриутробного развития.
    Я рад, что не разлучаюсь с мамой. Мамочка, я не люблю, когда ты переживаешь. Твое настроение передается мне, и я тоже переживаю. Мама, я уже научился сжимать кулачки и поворачиваю головку. Двигаю ножками и ручками. Да, жизнь прекрасна! Я люблю жизнь! Я хочу жить!
    (Слайд № 27. Клик по слайду № 27). … Мама, ты сегодня сказала, что меня скоро не будет. Но я уже многое умею, двигаю ручками и ножками. Я уже большой!
    Мама! Я не могу поверить, что ты хочешь убить меня, этого просто не может быть! Ведь я так люблю тебя! Ты сказала: «Аборт»! А что такое «аборт»? Это слово какое-то страшное… Я, кажется, начинаю понимать. О жизнь! Мама, как бы я хотел посмотреть в твои глаза, хоть напоследок! Мама, может, ты передумаешь?

    Ученик. (слайд 28) Остановись! (слайд 28) Пусть он увидит солнце,
    (слайд 29) Услышит шум весеннего дождя
    (слайд 30) И будет в час счастливейшей бессонницы
    Смотреть на звезды, глаз не отведя.
    (слайд 31) Тебе легко не дать ему родиться,
    Тебя не станут за руки держать –
    Ведь он не сможет даже защититься,
    Не может вскрикнуть, встать и убежать.
    И разве не смогла б ты поделиться (слайд 32)
    С ним миром, домом, лаской и теплом,
    И если нужно, даже потесниться (слайд 32)
    И дать ему местечко за столом.
    И, может быть, никто другой, а этот, (слайд 33)
    Чья жизнь уже на ниточке висит,
    Окажется ученым иль поэтом, (слайд 33)
    И целый мир о нем заговорит.

    Учитель. Аборт – это прерванная беременность.
    Согласно ведической философии после аборта душа ребенка зависает между небом и землей, она не может вернуться туда, откуда пришла, и испытывает невероятные мучения. Она стремится к тому, что хочет каждый человек – любить, наслаждаться жизнью, но не может, так как у нее нет физической оболочки.
    Жестокие законы античного мира позволяли безнаказанно убивать ребенка. Гуманные законы нашего мира по существу делают то же самое.
    Тема о вреде аборта актуальна. Необходимо во весь голос говорить о последствиях: о бесплодии, сепсисе, воспалительных процессах. Жаль, что редко говорят о нравственном аспекте этой операции. Аборт убивает жизнь, которая уже началась! И еще. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложится на обоих супругов в равной мере.

    Я призываю вас только к одному, задумайтесь!
    Как поставить нравственный барьер, заставить хоть на минуту задуматься о том, что «там» - человек! Он кричит! Как сделать, чтобы крик этот был услышан?

    V. Заключительная часть.
    У каждого поколения свои кумиры, свои песни, свои стихи. Мне хочется вспомнить стихи Эдуарда Асадова и прочитать одно из них.
    Комплbмент, букет цветов, да брюки…
    Вот и все, пожалуй, в основном.
    Чтоб там не шептал он вам при встрече
    Как возможно с гордою душой
    Целоваться на четвертый вечер
    И в любви признаться на восьмой!
    Пусть весна, пускай улыбки глаз,
    Но ведь мало, мало две недели,
    Вы б сперва хоть разглядеть успели
    Что за руки обнимают вас.
    Говорите, трудно разобраться,
    Допустим, это так,
    Но ведь должен чем-то отличаться
    Человек от кошек и собак!
    А ведь чувства тем и хороши,
    Что горят красиво, гордо, смело.
    Пусть любовь начнется, но не с тела!
    А с души, вы слышите, с души!
    Трудно вам! Простите, понимаю,
    Но сейчас вам некого винить.
    Я ведь это не мораль читаю
    Вы умны и вы должны понять,
    Чтоб ценили вас и это так
    Сами цену впредь себе вы знайте.
    Будьте гордыми, вы не меняйте
    Золота на первый же медяк!
    Э. Асадов

    Я буду считать, что наш разговор достиг цели, если в будущем вы вспомните его. Не омрачайте свою жизнь! Пусть она будет прекрасной!

    (Песня «Прекрасное далеко»).
    (Слайд 34, смена картинок - автоматическая)

    VI. Домашнее задание: повторить § 36

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник в.В. Общая биология, 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Дрофа, 2012
    2. Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе. Москва. «Просвещение». 2000г.
    3. Дубинин Н. П. Генетика и человек. Книга для внеклассного чтения. Москва. «Просвещение». 2001 г.
    4. Журнал «Биология в школе» № 2 2000 г.
    5. Журнал «Биология в школе» № 2 2001 г.
    6. http://www.baby.ru/blogs/post/4094250
    7. http://images.yandex.ru/?uinfo=ww-1349-wh-667-fw-1307-fh-461-pd-1
    8. Фотографии из архива школы, от всех родителей есть письменное разрешение об использовании фотографии детей
    Категория: Урок биологии | Добавил: Архипова270159
    Просмотров: 1495 | Загрузок: 613 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024