Методические рекомендации к уроку географии по теме «Внутренние воды России. Реки» 8 класс Цель: создать условия для формирования знания о разнообразии внутренних вод нашей страны; познакомить обучающихся с особенностями речных систем России; продолжить формирование умений работать с картой; составлять таблицы, схемы; воспитывать ответственное отношение к природе, чувство патриотизма, любви к своей стране. Оборудование: учебник §12 (И.И. Баринова), рабочая тетрадь, электронное приложение к уроку «Внутренние воды России. Реки»; проектор, компьютер, интерактивная доска Smart Board (для демонстрации презентации и выполнения тренажеров). Ход урока 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. ▪ Беседа по вопросам: - Что такое внутренние воды? - Перечислите, используя рисунки на слайде, виды внутренних вод. (Слайд № 2, ответы появляются после щелчков на каждом рисунке, триггеры).
3. Изучение нового материала. (Слайд №3) - Что мы можем сказать о внутренних водах России? Что мы знаем об этом? (Слайд №3, дополнительная информация). Россия — одна из самых водообеспеченных стран мира, на ее территории находится около 2,5 млн. рек, но…… - большинство рек имеют длину менее 10 км; - лишь 5% рек имеют длину более 10 км; - всего 200 рек имеют длину больше 500км; - 47 рек более 1000 км; -всего 17 рек самостоятельно впадают в море. . - Является ли Россия страной великих речных систем? ▪ Работа с физической картой России, беседа по вопросам: (Слайд №4) - Какой вывод можно сделать, изучив физическую карту России? - Как изменяется густота речной сети по территории страны? - Какие причины влияют на размещение рек? - Определите по карте «Густота речной сети» регионы России с наибольшей густотой речной сети? (Слайд №5). ▪ Работа с интерактивной картой «Распределение речной сети по бассейнам»: (Слайд № 6) - Определите, к бассейнам каких океанов относятся реки России? ▪ Заполнение таблицы: - При помощи карты заполните таблицу (смотри рабочую тетрадь), (слайд № 7, проверка по щелчку, триггеры) ▪ Анализ таблицы «Самые длинные реки России, текущие под одним названием» (Слайд № 8) - Сегодня на уроке мы с вами ответим на следующие вопросы, какое влияние оказывает климат на реки? Как рельеф влияет на характер течения реки? В каком состоянии находятся реки нашей страны? Вспомним части реки, какие стихийные бедствия связаны с реками. Совершим виртуальное путешествие по некоторым рекам России. (Слайд № 9, выбери раздел) - Итак, вспомним части реки. Что такое исток, устье, бассейн реки, главная река. Если забыли, можно воспользоваться словарем (переход по гиперссылке на слайд № 29). (Слайд №10)
▪ Выполнение тренажера «Части реки» на интерактивной доске, правильно расставь части реки. (Слайд №11, переход на слайд №9) - Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на реки? Какое? (ответы учащихся). ▪ Работа с интерактивной картой «Типы водного режима», анализ, беседа по вопросам. (Слайд № 12) - Объясните смысл поговорки «Где в апреле река, там, в июле лужица»? Просмотра анимации «Изменение уровня воды в реке». (Слайд №13) - Перечислите источники питания реки, используя рисунки на слайде. (Слайд № 14, ответы по щелчку на рисунке, триггеры) - Какое питание преобладает у рек нашей страны? - Россия занимает второе место в мире (на первом – Бразилия) по величине суммарного речного годового стока. Средний многолетний сток всех рек России достигает 4290 км3 в год, что составляет 13 % от общемирового годового речного стока. - Назовите с помощью карты реки России с наибольшим объёмом годового речного стока отметьте их на контурной карте (работа с картой, задание в рабочей тетради). (Слайд № 15, ответы по щелчку) 1. Енисей 2. Лена 3. Амур 4. Обь - Определите по карте, какие реки имеют самый большой водосборный бассейн? (работа с картой, слайд № 16 переход на слайд №9) - Вспомнить: Как рельеф влияет на реки? - Объясните смысл поговорки: «Река никогда не взбирается на гору»? - Какие бывают реки по характеру течения? (Слайд № 17, анализ схемы) ▪ Падение и уклон реки (объяснение с элементами беседы по слайдам № 18-19; слайд 18 триггеры: падение реки – определение - формула). - Задание определить падение реки Волги по рисунку на слайде (ответ по щелчку). (на слайде № 19 переход на слайд №9). ▪ Виртуальное путешествие по рекам России. (Слайды № 20- 25, можно выбрать одну реку, можно добавить слайды о других реках) - Волга - Дон - Амур. ▪ Стихийные бедствия, связанные с реками. - Назовите причины наводнений? (сильные ливни; дружное таяние снегов; загромождение русла льдом (затор); ветровой нагон воды в устье рек). - Наиболее сильные наводнения бывают на реках юга Дальнего Востока. Они связаны с ливневыми дождями летнего муссона. На Лене и Енисее часты наводнения, вызванные заторами льда при весеннем ледоходе. ( Можно посмотреть видеофрагмент «Наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году). (Слайды № 26, переход на слайд № 9) ▪ Загрязнение рек. - Анализ картосхемы загрязненности основных рек РФ. (Слайд № 27) Практически все реки подвержены сильному антропогенному воздействию, тысячи малых рек прекратили по вине человека свое существование. Вода многих российских рек загрязнена и непригодна для питьевых целей. (переход на слайд № 9) ▪ Проверь себя. Выполнение тренажера. Задание: расставь названия географических объектов (рек). (Слайд № 28) ▪ Практическая работа «Характеристика одной из рек России» (задание в рабочей тетради). (Слайд № 29, на слайде представлен пример описания реки Лена).