Вход на сайт
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Среда, 30.10.2024, 19:03ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Урок химии

    Амфотерные соединения в неорганической химии
    [ · Скачать удаленно (176 КБ) ] 06.08.2014, 19:09
    Презентация предназначена для урока по теме "Амфотерность в неорганической химии" в 9 и 11 классах.
    Для 9 класса
    Тип урока: комбинированный, включающий эвристическую беседу, лабораторную работу, фронтальную практическую работу. Слайды с 1 по 11 - новый материал, сопровождаемый эвристической беседой, слайд 7 - микролабораторной работой, и слайды с 18 по 25 - закрепление в форме фронтального теста-обсуждения. Под этими слайдами описан ход урока для 9 класса.
    Цели урока
    Образовательные:
    Обеспечить
    - усвоение учащимися понятий «амфотерность», «амфотерные соединения»; повторение и закрепление понятий электроотрицательность, химическая связь.
    - формирование умений составления уравнений практически осуществленных реакций;
    - отработку учащимися здоровье сберегающих умений проведения лабораторного практикума.
    Развивающие:
    Создать условия развития у школьников
    логического мышления , групповой самоорганизации;
    Воспитательные :
    Создать условия воспитания у школьников
    коммуникативной культуры (умения общаться с учителем и товарищами, сотрудничать, коллективно искать верное решение).
    Оборудование и материалы:
    штатив с двумя пробирками; склянки с капельницами с растворами хлорида цинка, соляной кислоты, натриевой щелочи (и нашатырного спирта).
    Таблица значений относительной электроотрицательности элементовпо по Л.Полингу (имеется в задачнике Кузнецовой Н.Е, Левкина А.Н.)
    Слайд 1. Организационный момент. Объявление темы урока.
    Слайд 2. -Наша задача сегодня узнать, что такое амфотерные соединения и разобраться в их свойствах. Это тип соединений нам пока неизвестен. А известны нам такие соединения (Указывает на заголовок «гидроксиды» на слайде). Кто может привести примеры?
    Ученики обычно называют основания. На слайде появляется табличка по щелчку.
    -Представители еще какого класса соединений могут иметь подобный состав?
    Ученики догадываются, что это кислородосодержащие кислоты. Приводят примеры.(Варианты для разных по уровню классов: высказывания с места, вызов к доске для написания формул, можно применить игровой элемент – какая колонка напишет больше формул.)
    - Есть и еще одна группа гидроксидов – амфотерные.
    Слайд 3. - Какие гидроксиды противоположны по свойствам, например, реагируют друг с другом?
    Ученик: -Кислоты и основания.
    -Какие продукты получаются в результате реакции между ними?
    Ученик: -Соль и вода.
    - Давайте разберемся, почему возможна такая реакция.
    Слайд 4. -Секрет кроется в полярности химической связи, которая в свою очередь определяется электроотрицательностью элементов. Кто нам напомнит, что такое электроотрицательность?
    Ученик: -Электроотрицательность - это свойство атома удерживать, притягивать к себе электроны.
    -Перед вами формула кислоты и основания. Назовите атом с самой высокой электроотрицательностью в кислоте.
    Ученик: -Кислород. – А с самой низкой элекроотрицательностью? –Ученик: Водород.
    -Значит связь О-Н в кислоте самая полярная. А какая связь самая полярная в основании?
    -Ученик: Между Са и О. – Почему? Ученик: -Потому что разность величин электроотрицательности этих элементов наибольшая .
    -Сделаем вывод: в реакциях кислот и оснований разрыв молекулы происходит по месту самой полярной из связей.
    Слайд 5. -Рассмотрим еще один гидроксид – гидроксид цинка. Если мы заглянем в таблицу электроотрицательности элементов, мы увидим, что разность ее значений для Zn и Н не так уж велика. Полярность связей Zn-O и О-Н не отличается так сильно, как подобные связи в кислотах и основаниях. Следовательно, разрыв связи может произойти между любыми атомами. Все зависит от воздействующего реагента.
    Слайд 6. -С кислотами амфотерный гидроксид ведет себя как основание. Молекула воды образуется из ОН-группы гидроксида цинка и атома Н азотной кислоты. Запишите реакцию в тетрадь.
    Слайд 7. - С основаниями гидроксид ведет себя как кислота и становится «поставщиком» атомов водорода. Обратите внимание, как записана формула гидроксида в уравнении – как кислота. Такая запись необязательна, но помогает понять какой кислотный остаток войдет в состав соли – цинката кальция.
    А теперь с помощью опыта попробуем доказать истинность этих утверждений.
    В обе пробирки налейте из склянки около 1 мл раствора ZnCl2. Добавьте в каждую пробирку несколько капель щелочи (лучше вместо щелочи использовать нашатырный спирт). Что наблюдаете?
    Ученики: -Раствор помутнел, выпал белый осадок и т.п.
    -Теперь в первую пробирку один из вас добавит соляную кислоту, а во вторую пробирку сосед по парте прикапывает не менее 1 мл щелочи (NaOH).
    Что вы наблюдаете?
    Ученики: - В обеих пробирках растворы стали прозрачными
    Слайд 8. . –Какой вывод о свойствах гидроксида цинка можно сделать?
    Ученик: -Гидроксид цинка реагирует как с кислотой, так и со щелочью.
    -Сделаем обобщение и запишем выводы(см. слайд).
    Слайд 9. Амфотерные гидроксиды соответствуют амфотерным оксидам. Запишите, пожалуйста соответствующие пары.
    Слайд 10. Амфотерные оксиды вступают в реакции с теми же веществами, что и соответствующие гидроксиды. Продукты реакции те же! Запишем реакции.
    Слайд 11. Амфотерные соединения: и оксиды, и гидроксиды - вступают в реакции как с кислотными, так и основными оксидами. Запишем реакции.
    Реакции гидроксида и оксида алюминия с кислотами и щелочами изучаете самостоятельно по учебнику(указываются соответствующие страницы) и записываете в тетрадь. Готовите вопросы к учителю по этим реакциям. Хороший вопрос будет оцениваться так же, как и хороший ответ. Кроме того, в начале следующего урока пятиминутный письменный блиц-опрос по материалу, прежде всего, по реакциям презентации.
    А теперь попробуем с помощью тестовых вопросов узнать, что же нового появилось в наших головах в результате урока. (Переходим к слайду 18. Для 9 класса все промежуточные слайды скрыты).
    Слайды 18-23. Содержат тестовые вопросы для 9 класса. Решение теста проводится как фронтальный опрос с обсуждением, допустимо только положительное оценивание, т.к. закрепляется новый материал.
    В 11 классе учитель придерживается текста слайдов, эвристическая составляющая урока сокращена, лабораторная работа не проводится. За счет этого появляется время для освоения (повтора) реакций амфотерных соединений в растворах, а также повторения растворения некоторых металлов в щелочах с упором на комплексные соли, как продукты этих реакций.
    Для 11 класса полный тест – слайды 17-27 - является домашним заданием. На следующем уроке письменный опрос по материалу теста.
    Категория: Урок химии | Добавил: akapitulska
    Просмотров: 2306 | Загрузок: 720 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    1 marina_gilyarova  
    Уважаемая коллега!

    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация».
    Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.  

    Технический эксперт Гилярова М. Г.

    2 akapitulska  
    Спасибо! По техническим причинам  оплату смогу произвести не раньше 25 августа.
    С уважением, Капитульская А.И.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024