Презентация предназначена для урока по теме "Амфотерность в неорганической химии" в 9 и 11 классах. Для 9 класса Тип урока: комбинированный, включающий эвристическую беседу, лабораторную работу, фронтальную практическую работу. Слайды с 1 по 11 - новый материал, сопровождаемый эвристической беседой, слайд 7 - микролабораторной работой, и слайды с 18 по 25 - закрепление в форме фронтального теста-обсуждения. Под этими слайдами описан ход урока для 9 класса. Цели урока Образовательные: Обеспечить - усвоение учащимися понятий «амфотерность», «амфотерные соединения»; повторение и закрепление понятий электроотрицательность, химическая связь. - формирование умений составления уравнений практически осуществленных реакций; - отработку учащимися здоровье сберегающих умений проведения лабораторного практикума. Развивающие: Создать условия развития у школьников логического мышления , групповой самоорганизации; Воспитательные : Создать условия воспитания у школьников коммуникативной культуры (умения общаться с учителем и товарищами, сотрудничать, коллективно искать верное решение). Оборудование и материалы: штатив с двумя пробирками; склянки с капельницами с растворами хлорида цинка, соляной кислоты, натриевой щелочи (и нашатырного спирта). Таблица значений относительной электроотрицательности элементовпо по Л.Полингу (имеется в задачнике Кузнецовой Н.Е, Левкина А.Н.) Слайд 1. Организационный момент. Объявление темы урока. Слайд 2. -Наша задача сегодня узнать, что такое амфотерные соединения и разобраться в их свойствах. Это тип соединений нам пока неизвестен. А известны нам такие соединения (Указывает на заголовок «гидроксиды» на слайде). Кто может привести примеры? Ученики обычно называют основания. На слайде появляется табличка по щелчку. -Представители еще какого класса соединений могут иметь подобный состав? Ученики догадываются, что это кислородосодержащие кислоты. Приводят примеры.(Варианты для разных по уровню классов: высказывания с места, вызов к доске для написания формул, можно применить игровой элемент – какая колонка напишет больше формул.) - Есть и еще одна группа гидроксидов – амфотерные. Слайд 3. - Какие гидроксиды противоположны по свойствам, например, реагируют друг с другом? Ученик: -Кислоты и основания. -Какие продукты получаются в результате реакции между ними? Ученик: -Соль и вода. - Давайте разберемся, почему возможна такая реакция. Слайд 4. -Секрет кроется в полярности химической связи, которая в свою очередь определяется электроотрицательностью элементов. Кто нам напомнит, что такое электроотрицательность? Ученик: -Электроотрицательность - это свойство атома удерживать, притягивать к себе электроны. -Перед вами формула кислоты и основания. Назовите атом с самой высокой электроотрицательностью в кислоте. Ученик: -Кислород. – А с самой низкой элекроотрицательностью? –Ученик: Водород. -Значит связь О-Н в кислоте самая полярная. А какая связь самая полярная в основании? -Ученик: Между Са и О. – Почему? Ученик: -Потому что разность величин электроотрицательности этих элементов наибольшая . -Сделаем вывод: в реакциях кислот и оснований разрыв молекулы происходит по месту самой полярной из связей. Слайд 5. -Рассмотрим еще один гидроксид – гидроксид цинка. Если мы заглянем в таблицу электроотрицательности элементов, мы увидим, что разность ее значений для Zn и Н не так уж велика. Полярность связей Zn-O и О-Н не отличается так сильно, как подобные связи в кислотах и основаниях. Следовательно, разрыв связи может произойти между любыми атомами. Все зависит от воздействующего реагента. Слайд 6. -С кислотами амфотерный гидроксид ведет себя как основание. Молекула воды образуется из ОН-группы гидроксида цинка и атома Н азотной кислоты. Запишите реакцию в тетрадь. Слайд 7. - С основаниями гидроксид ведет себя как кислота и становится «поставщиком» атомов водорода. Обратите внимание, как записана формула гидроксида в уравнении – как кислота. Такая запись необязательна, но помогает понять какой кислотный остаток войдет в состав соли – цинката кальция. А теперь с помощью опыта попробуем доказать истинность этих утверждений. В обе пробирки налейте из склянки около 1 мл раствора ZnCl2. Добавьте в каждую пробирку несколько капель щелочи (лучше вместо щелочи использовать нашатырный спирт). Что наблюдаете? Ученики: -Раствор помутнел, выпал белый осадок и т.п. -Теперь в первую пробирку один из вас добавит соляную кислоту, а во вторую пробирку сосед по парте прикапывает не менее 1 мл щелочи (NaOH). Что вы наблюдаете? Ученики: - В обеих пробирках растворы стали прозрачными Слайд 8. . –Какой вывод о свойствах гидроксида цинка можно сделать? Ученик: -Гидроксид цинка реагирует как с кислотой, так и со щелочью. -Сделаем обобщение и запишем выводы(см. слайд). Слайд 9. Амфотерные гидроксиды соответствуют амфотерным оксидам. Запишите, пожалуйста соответствующие пары. Слайд 10. Амфотерные оксиды вступают в реакции с теми же веществами, что и соответствующие гидроксиды. Продукты реакции те же! Запишем реакции. Слайд 11. Амфотерные соединения: и оксиды, и гидроксиды - вступают в реакции как с кислотными, так и основными оксидами. Запишем реакции. Реакции гидроксида и оксида алюминия с кислотами и щелочами изучаете самостоятельно по учебнику(указываются соответствующие страницы) и записываете в тетрадь. Готовите вопросы к учителю по этим реакциям. Хороший вопрос будет оцениваться так же, как и хороший ответ. Кроме того, в начале следующего урока пятиминутный письменный блиц-опрос по материалу, прежде всего, по реакциям презентации. А теперь попробуем с помощью тестовых вопросов узнать, что же нового появилось в наших головах в результате урока. (Переходим к слайду 18. Для 9 класса все промежуточные слайды скрыты). Слайды 18-23. Содержат тестовые вопросы для 9 класса. Решение теста проводится как фронтальный опрос с обсуждением, допустимо только положительное оценивание, т.к. закрепляется новый материал. В 11 классе учитель придерживается текста слайдов, эвристическая составляющая урока сокращена, лабораторная работа не проводится. За счет этого появляется время для освоения (повтора) реакций амфотерных соединений в растворах, а также повторения растворения некоторых металлов в щелочах с упором на комплексные соли, как продукты этих реакций. Для 11 класса полный тест – слайды 17-27 - является домашним заданием. На следующем уроке письменный опрос по материалу теста.
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.