Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Понедельник, 24.06.2019, 22:40ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Урок химии

    Биополимеры
    [ · Скачать удаленно () ] 13.09.2014, 10:20
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа №5» г. Канаш Чувашской Республики

    Урок по химии в 11-м классе на тему:

    «БИОПОЛИМЕРЫ»

    Форма урока: урок-размышление.

    Урок разработала учитель химии
    Дзюбчик Лидия Серафимовна

    2013 год

    Интегрированный химико-психологический урок
    в 11 классе на тему: «Биополимеры».

    План урока.

    Идея урока: уникальность и неповторимость каждого человека имеет химико-биологическую основу. Связь структуры молекул нуклеиновых кислот и белка с особен-ностями поведения каждого человека. Особенности взаимоотношений между людьми.
    Оборудование: цветок розы, таблица «Структуры молекулы белка», модель молекулы ДНК, модель молекулы инсулина, презентация, книга Д.Карнеги «Как пере-стать беспокоиться и начать жить?», книга Н.Козлова «Как от¬носиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день».
    Плакаты на доске: цитаты:
    «Каждый человек, как цветок для пчелы, заключает в себе капельку особого меда».
    С.Михаэлс.
    «Чем умнее человек, тем более своеобычности он находит во всяком, с кем об-щается. Для человека заурядного все люди на одно лицо».
    Б.Паскаль.
    Логическая цепочка урока:
    1. Повторение структуры, свойств и значения биополимеров:
    • состав белков и нуклеиновых кислот,
    • структура белков и нуклеиновых кислот,
    • функции белков и нуклеиновых кислот в организме.
    2. Понятие о генах. Генная инженерия.
    3. Клонирование.
    4. Генетически заложенная «особость» каждого человека, осознание своей неповто-ри¬мости.
    5. Осознание неповторимости другого человека.
    6. Взаимоотношения между людьми и как правильно построить эти отношения.

    Ход урока:
    1. Повторение биополимеров проводится в виде фронтальной беседы:
    • Какие биополимеры вы знаете?
    • Каков состав белков?
    • Как молекулы аминокислот организуются в молекулу белка? (здесь же вспо-минаем первичную, вторичную и третичную структуры белка).
    • Какие функции выполняют белки в нашем организме?
    • Каков состав нуклеиновых кислот?
    • Какие различия в составе ДНК и РНК?
    • Какова структура нуклеиновых кислот?
    • Какие различия в структуре молекул ДНК и РНК?
    • Как соединяются две цепи молекулы ДНК между собой?
    • По какому принципу азотистые основания соединяются друг с другом?
    • Какие азотистые основания и как соединяются в молекулах ДНК и РНК?
    • Какие функции выполняют в нашем организме молекулы РНК?
    • Какие функции выполняют в нашем организме молекулы ДНК?

    2. Итак, молекула ДНК является хранительницей наследственных признаков.
    Она разде¬лена на участки – гены. Ген – это элементарная единица наследственности, пред¬ставляющая собой определенную специфическую последовательность нуклео¬тидов ДНК. В гене закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с опре-деленной аминокислотной последовательностью (белок). Ген – единица наследственного материала, обеспечивающая формирование какого – либо при¬знака организма и передачу его в ряду поколений. Для гена характерна определен¬ная последовательность нуклеоти-дов, что определяет порядок расположения ами¬нокислот в молекуле белка. Между геном и признаком организма не существует простого соответствия. Все сложные признаки, на-пример, способность слышать, контролируется многими генами. В процессе изучения ге-нов возникла новая наука генная инженерия.
    Генная инженерия:
    Она имеет целью, дать организму возможность иметь те признаки, которыми он не обладает. Пример: клубеньковые бактерии бобовых растений могут перерабатывать ат-мосферный азот. Ученые пересадили гены, отвечающие за способность усваивать молеку-лярный азот к микроорганизмам, которые не обладают этим свойством. Микроорганизмы приобрели способность усваивать молекулярный азот атмосферы. Или еще пример: у больных галактозимией отсутствует или видоизменен ген, несущий информацию для син¬теза фермента, перерабатывающего галактозу. Известны бактерии, которые содержат этот ген. Гены от таких бактерий были пересажены в клетку больного человека, и они приоб¬рели способность перерабатывать галактозу. Сейчас пока пересадка генов проводится лишь на уровне одноклеточных организмов. Пересадка генов у многоклеточных организ¬мов значительно сложнее. Используя успехи генной инженерии, ученые стали мечтать о клонировании.

    3. Клонирование:
    Клонирование - это точное воспроизведение того или иного живого объекта в опре-деленном количестве копий. Вполне естественно, что все эти копии должны обладать идентичной наследствен¬ной информацией, т.е. нести идентичный набор генов. Для растений это несложно. Для животных это тоже имеет место, если они размножаются партеногенезом, т.е. бесполым путем, без предшествующего опло¬дотворения. Для других же живых организмов это практически невозможно. При клонировании не удается получить точных копий, и при¬мером тому служит естест¬венное клонирование. Вспомните однояйцовых близнецов. Они развиваются из од¬ной клетки, в матке одной матери, т.е. в абсолютно равных условиях, и, тем не ме¬нее, у них обнаруживаются отличия, иногда очень существенные. В случае ис¬поль¬зования приемных матерей при клонировании млекопитающих столь идеальные условия создать невозможно, а значит, абсолютная точность копировании исход¬ных осо¬бей едва ли может быть обеспечена. Чем выше организация животного, тем труднее полу¬чить точную копию, а, следовательно, клонирование человека едва ли будет реальным.

    4. Исходя из этого, нужно очень хорошо себе представлять, что каждый человек
    является с химико-биологической точки зрения неповторимым, он имеет присущий толь-ко ему набор генов, а, следовательно, является неповторимой индивидуальностью:
    «Вы представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, испокон веков, не было другого человека, в точности такого, как вы; и на протяжении всех будущих веков не будет вашего полного подобия. Согласно данным генетики, мы становимся именно та-кими, как есть, в основном в результате взаимодействия 23 отцовских и 23 материнских хромосом. В этих 46 хромосомах заложено все, что определяет нашу наследственность. В каждой хромосоме может насчитываться от двух десятков до сотен генов, причем в неко-торых случаях лишь один ген способен изменить всю жизнь человека. Действительно, мы сотворены «страшным» и «чудесным» образом. Даже после того, как ваши отец и мать встретились и вступили в брак, существовал только один шанс из 300 000 миллиардов, что родится именно такой человек, как вы! Другими словами, если бы у вас было 300 000 миллиардов братьев и сестер, они все могли бы стать непохожими на вас. Вы думаете это предположение? Ничего подобного, это научный факт!»
    Д. Карнеги.

    От слов Карнеги переходим к тому, что каждый человек должен быть самим со-бой:
    «Будьте самим собой. Следуйте мудрому совету, который Ирвинг Берлин дал мо-лодому Джорджу Гершвину. Когда Берлин и Гершвин впервые встретились, Берлин был знаменит, а Гершвин был молодым музыкантом, пробивающим свою дорогу в жизни. Он зарабатывал только 35 долларов в неделю сочинением легкой музыки. На Берлина произ-вели глубокое впечатление способности Гершвина, и он предложил ему работу в качестве своего музыкального секретаря, причем его заработок должен был увеличиться втрое. «Но не соглашайтесь на эту работу, - посоветовал Берлин. – Если вы займетесь ею, то, воз¬можно станете второсортным Берлином. Но, если вы будете настойчиво оставаться самим собой, настанет день, когда вы станете первоклассным Гершвином. Гершвин внял этому предупреждению и впоследствии стал одним из самых известных американских компози¬торов своего поколения».
    Д.Карнеги.

    И далее: «Вы являетесь чем-то совершенно новым в этом мире. Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что вам дала природа. В конечном итоге каждое ис-кусство автобиографично. Вы можете петь только своим голосом. Вы можете рисовать только своей рукою. Вы должны быть таким, каким вас сделали ваш опыт, ваша среда и ваша наследственность. Чтобы не случилось, вы должны возводить свой маленький сад. Чтобы не случилось, вы должны играть на своем маленьком инструменте в оркестре жиз-ни».
    Д.Карнеги.

    5. После этого переходим к тому, что каждый человек, помня это, должен обяза-тельно себя полюбить:
    «Пусть каждое утро с вами просыпается вместе установка: «Я – хороший, слав-ный, любимый и замечательный», Зачем? Во-первых, это приятно. И, во-вторых, и глав-ное – такого человека начинают любить другие. Глубинная уверенность, самоощущение «Я – достойный и интересный человек» действует как внушение, как гипноз, убеждая лю¬дей без всяких слов – на подсознательном уровне».
    Н.Козлов.

    Можно привести примеры, подтверждающие это высказывание, желательно из жизни школьников.
    «Заметим, что любовь к себе вовсе не снижает критичность человека к себе. Доказано, что люди, принимающие себя, не боятся сравнить себя с высокими эталонами и ставить себе объективные (часто и низкие) самооценки. Что ему бояться критики? Да, это у него не получилось и вот это вышло плохо. Это нехорошо, но ведь и на Солнце бывают пятна, а в следующий раз он обязательно постарается сделать лучше! Плохая оценка не скребет душу, и, в конце концов, не отменять же из-за нее праздник бытия»
    Н.Козлов.

    Нелюбовь к себе приводит к появлению комплексов, человек начинает посто-янно «капаться» в себе, что неизбежно приводит к одиночеству, а нередко и к тому, что человек становится изгоем. Опять же нужно привести примеры из жизни школьников.

    6. Затем осуществить логический переход к тому, что, осознав свою неповто-римость, человек должен хорошо помнить, что окружающие его люди также являются каждый неповторимым и особенным. Довести до сознания детей мысль: так же как ты любишь себя, люби другого и не пытайся его переделать: «Разреши другому быть Дру-гим!».
    «Поймите, что единственной причиной того, что вы не гремучая змея, напри-мер, является то, что ваши отец и мать не были гремучими змеями. А причиной того, что вы не целуете коров и не считаете змею священным животным, является только то, что вы родились не в индийской семье на берегу Брахмапутры. Поэтому вы со всеми своими осо¬бенностями вряд ли заслуживаете особого почтения, и вряд ли лица, придерживающиеся других взглядов на жизнь, не правы и заслуживают презрения. Каждый человек по-своему прав!»
    Д.Карнеги.

    Исходя из вышесказанного необходимо, обсудить с ребятами, что взаимоот-ношения с окружающими нужно строить на взаимном уважении друг друга. (Привести примеры из жизни школьников.)

    В конце урока подвести ребят к выводу о том, что самым не¬обходимым каче-ством во взаимоотношениях друг с другом является доброта. Один из учеников (или сам учитель) читает стихотворение Эдуарда Асадова «Доброта».

    В заключении учитель проводит с ребятами занятие по психологическому практикуму (из книги Н.Козлова «Как от¬носиться к себе и людям, или практическая пси-хология на каждый день»).
    Категория: Урок химии | Добавил: dzubshik
    Просмотров: 715 | Загрузок: 286 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Лидия  
    Уважаемый экспорт! Информационные источники у меня указаны по ходу описания урока, это книги Н.Козлова «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день», Д.Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить?» и стихотворение Э.Асадова "Доброта". Остальное все "плод моей фантазии". С уважением Дзюбчик Л.С

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2019