Данная презентация используется на первом уроке изучения темы "Непредельные углеводороды" в курсе химии 10 класса или в 9 классе при знакомстве с углеводородами. Рекомендуемый тип урока - урок усвоения новых знаний. Презентация используется на всех этапах данного урока. Организационный момент (5 мин). На данном этапе урока объявляется тема (Слайд 1)и основные задачи урока (Слайд 2). Одновременно с объявлением задач происходит мотивирование учащихся на изучение данного материала. Также происходит деление учащихся на группы, выбор лидера - самого принципиального и справедливого человека, того, кто будет отмечать достижения в оценочном листе. Актуализация знаний (разминка) (8-10 мин). Прежде чем перейти к новой теме необходимо настроить учащихся на восприятие, включить их в работу. Лучше всего это сделать в игровой форме. Одновременно повторяются вопросы, необходимые при изучении новой темы. а) игра «крестики и нолики» (первый ряд играет против второго, ответивший теряет право второго ответа, неверный ответ засчитывается в пользу соперников, на доске рисуется поле для игры в «крестики – нолики», каждая клетка нумеруется) Вопросы для игры: 1. Назовите формулу алкана, у которого 50 атомов С. 2. Какие углеводороды называются предельными? 3. Что такое углеводороды? 4. На что указывает окончание –АН в названии алкана? 5. Формула метана. 6. Седьмой член гомологического ряда алканов? 7. Что такое изомеры? 8. Что такое гомологи? 9. Какие связи называются кратными?
Б) Гомологический ряд алканов ( кто быстрее составит из разрозненных формул гомологический ряд алканов) (проверка по Слайду 3). Объяснение нового материала начинается с видеосюжета, который был подготовлен специально к данному уроку. В нем описывается и демонстрируется опыт Бехера по получению этилена из этилового спирта, дается историческая справка об этилене. Учащиеся получают задание: разгадать формулу этилена и его строение, зная формулу этилового спирта и то, что серная кислота, является водоотнимающим средством (проверка по слайду 4). Данная экспериментальная задача показывает, что кроме углеводородов с простыми связями существуют углеводороды с двойными связями (вероятно, есть и с тройными?). Такие связи называют кратными, углеводороды - непредельными. Далее рассматривается деление непредельных углеводородов на несколько групп: алкены, алкины и алкадиены, которые отличаются общими формулами и наличием кратных связей (Слайд 5). Учащиеся получают задание по схеме на слайде: самостоятельно дать определения и записать их в тетрадь. Правильность написания проверяют по слайдам 6,7,8. Учащиеся видят первоначальные отличия классов веществ и одновременно запоминают структуру определений (общий план). Далее, решая упражнения, отрабатываем ряд необходимых умений. В упражнении №1 (4 мин) отрабатываем умения пользоваться общими формулами Задание. Составьте формулу алкена, у которого 15 атомов углерода. ------------------------ алкана----------------32 атома углерода. ------------------------алкадиена-------------16 атомов углерода -------------------------алкина----------------22 атома углерода -------------------------алкана, у которого 22 атома водорода -------------------------алкена----------------102 атома водорода -------------------------алкина----------------48 атомов водорода Проверка по слайду 9.
Упражнение №2 (4 мин) предполагает закрепление классификационных признаков. Задание. Из предложенных веществ выберите алканы, алкены и алкины (запишите в три столбика). Какие признаки вы положили с основу разделения?
Зная общие формулы, можно легко составить гомологические ряды алкенов и алкинов. Что учащиеся и проделывают (проверка и запись названий веществ по слайдам 11, 12). Учащиеся легко делают вывод о том, что корень в названии алкенов и алкинов означает число атомов углерода, а суффиксы –ен и –ин указывают на тип кратной связи. По слайду 13 повторяем понятие «гомологи». Далее решая упражнение №3, учимся правильно писать структурные формулы веществ. На слайде 14 приведен алгоритм составления формулы. Задание. Напишите развернутые формулы следующих веществ: Пентен-1, гексадиен-1,3, октан, пропин, С4Н10, С7Н14, бутин-2. Проверка по слайду 15. Умение обратное предыдущему (назвать непредельные углеводороды) отрабатывается в упражнении №4. На слайдах 16-18 приведен алгоритм называния веществ. Задание. Дайте названия веществам:
СН3—СН2—СН=СН2, СН≡С—СН3, СН2=С—СН2—СН3 | CН3 СН2=С—С=СН2, СН3 | | | CH3 C2H5 CH3-- C—C≡C—CH3 | CH3 Проверка по слайду 19. Переходим к следующему вопросу - «Изомерия непредельных углеводородов». В ходе фронтальной беседы повторяем: что такое изомеры? и как узнать являются ли вещества изомерами? (слайд 20)
Задание: самостоятельно по информационной карточке выпишите в тетрадь виды, подвиды изомерии и примеры к ним. Как правило, в ходе изучения предыдущих тем учащиеся уже хорошо усвоили структурную изомерию, и для них не составляет особого труда написать изомеры для непредельных углеводородов. По завершении работы, в качестве обратной связи, учащимся предлагается выполнить тест из 5 заданий, отражающих основное содержание урока . Исправления в тесте не допускаются, так как по завершении работы осуществляется его проверка (слайд 21)
Также обязательным моментом является разбор домашнего задания (Слайд 22). И не забудьте поблагодарить учащихся за урок: за честность, трудолюбие, хорошую дисциплину и прочее. Чем больше хороших слов вы скажете в ходе урока в адрес своих учеников, тем увереннее они будут в своих силах, и все даже самые сложные темы будут им по плечу!
Уважаемая коллега! Сообщаю, что Ваша работа проходит техническую экспертизу. По условиям конкурса вторая и последующая работа в одном направлении отклоняются и не могут участвовать в конкурсе. Поэтому определитесь, пожалуйста, с работами. Второй слайд показывает черное поле, нет списка информационных источников. Технический эксперт Гилярова М. Г.
Здравствуйте, как появилось черное поле - не знаю. Списка информационных источников нет, т.к. презентация готовилась полностью самостоятельно, без использования литературы. Нужно ли перезаливать презентацию без черного слайда?
Уважаемый эксперт! В положении к конкурсу сказано, что "Каждый участник может представить не более одной работы в каждомпредметенаправления конкурса. Нельзя размещать одну и ту же работу в разных предметах и направлениях". Мои презентации размещены в разных предметах (химия и экология), поэтому я хочу оставить их обе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]