Шаверская О.Н. учитель химии, г. Москва магистрант ГБОУ ВО МГПУ ИМИЕН
Почемучки в гостях у химика или тайны школьного мела.(сценарий демонстрационного занятия, проводимого в рамках Дня открытых дверей в 9 классе ГБОУ СОШ № 263 г. Москвы)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентация выполнена в MS Power Point по версии Microsoft Office 2007 и выше. Файл сохранен в формате для версий 97-2003. Смена слайдов осуществляется по щелчку, внутри слайда анимация автоматическая, кроме слайдов 10 (правая часть слайда по щелчку) и 13 (реплика у рисунка по щелчку). В заметках к слайдам указаны тезисы этапов демонстрационного занятия, приведены тексты, указанные на слайде, что позволяет работать педагогу, по необходимости, спиной к экрану. Время занятия 35 мин. Лабораторные опыты в ходе занятия проводятся в парах согласно утвержденным инструкциям по охране труда при проведении лабораторных и практических работ в кабинете химии. Далее приведены заметки по слайдам:
Слайд №2 Сто тысяч «Почему» живут на белом свете, сто тысяч «Почему» гуляют по планете. Словами именно этой детской песенки хочется начать нашу с вами встречу. И ответить мы с вами должны на наши «Почему», правда, не на тысячу, а на пять.
Слайд №3 Вот, те пять вопросов, на которые мы должны ответить: • Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку? • Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру? • В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы? • Чем поможет яичная скорлупа огороднику? • Как удалить накипь в чайнике?
Слайд №4 Перед каждым из Вас находятся раздаточные карточки и карта-полотно, которое необходимо заполнить в ходе нашей совместной работы. (Выглядят они пока как на слайде, но к концу занятия будут полностью заполнены). Расположите этот материал перед собой и мы начинаем работать-искать ответы на вопросы Почемучки.
Слайд №5 К нашей встречи вы прислали мне в дистанционную среду свои работы, в которых давал определения таким понятиям как: Известняк, Мрамор, Жемчуг, Перламутр, Скорлупа, накипь и зубная эмаль. Ваши работы нам сейчас очень пригодятся. Наиболее краткие, но четкие ответы сейчас перед вами. Вклейте их, пожалуйста, в опорную схему, которая есть у каждого из вас. Прочитайте и ответьте на вопрос: «что объединяет все эти материалы?» • ИЗВЕСТНЯК, осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция – кальцитом. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа. Известняки бурно вскипают при взаимодействии с разбавленной кислотой. В соответствии со своим осадочным происхождением имеют слоистое строение. При метаморфизме известняк постепенно превращается в мрамор. • ЖЕМЧУГ, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Средний химический состав жемчуга: CaCO3 – 91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%. • КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного – обычно известкового (из карбоната кальция), реже рогового – скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов. • Зубная эмаль — внешняя защитная оболочка верхней части зубов человека. Эмаль является самой твердой тканью. Твёрдость зубной эмали определяется высоким содержанием в ней неорганических веществ (до 97 %), главным образом кристаллов апатитов и карбонатов. • Накипь — твёрдые отложения, образующиеся на стенках теплообменных аппаратов, в которых происходит испарение или нагревание воды, содержащей те или иные соли. По химическому составу преимущественно встречается накипь: карбонатная ( CaCO3, MgCO3), сульфатная (CaSO4) и силикатная. • Яичная скорлупа состоит из твердых минеральных веществ, основными из которых являются карбонаты и фосфаты кальция. • Предполагаемый ответ: Карбонат кальция входит в состав зубной эмали, мрамора, жемчуга, перламутра, известняка, яичной скорлупы
Слайд №6 Слайд показывается после ответов обучающихся А еще это основная составляющая школьного мела. Познакомившись с его свойствами, мы сможем ответить на наши вопросы. Опыт 1. Опустим кусочек мела в воду, что наблюдаем. Как относится мел к воде? (результаты фиксируются в опорной схеме) Опыт 2. Нанесем на поверхность мела каплю кислоты. Что наблюдается? (результаты заносятся в опорную схему).
Слайд №7 Это качественная реакция на определение карбонатов, которое используется даже в геологических экспедициях.
Слайд №8 (дописываются ответы в опорной схеме) ИТАК… • Карбонат кальция в воде … • Как нерастворима в воде соль, она … с растворами других солей • Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она … с кислотами По часовой стрелке передайте свои записи. Проверьте верность суждений своего коллеги.
Слайдом №9 (фронтальная проверка) • Карбонат кальция в воде НЕ РАСТВОРИМ • Как нерастворима в воде соль, она НЕ РЕАГИРУЕТ с растворами других солей • Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она РЕАГИРУЕТ с кислотами Попробуйте теперь ответить на наши «Почемучки» (Вопросы находятся в желтых конвертах у Вас на столах)
Слайд № 10 Обведите правильный ответ на бланке теста, перенесите букву правильного ответа в ячейки последнего столбика опорной схемы и сдайте бланки тестов Вопрос 1. Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку? А) Правила этикета Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка Вопрос 2 Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру? А) совершенно не обязательно Б) нужно, чтобы не растворилась В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей Вопрос 3. В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы? А) в мыльном растворе Б) в растворе уксуса В) в вине Вопрос 4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику? А) вносится как раскислитель почвы Б) как элемент паркового декора В) ничем Вопрос 5. Как удалить накипь в чайнике? А) Отскоблить острым предметом Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты В) залить моющим средством
Слайд №11 Проверяем наши рассуждения и, открывая последний конверт, с карточками вклеиваем правильные ответы в опорную схему. С чем мы сегодня познакомились? Какие основные свойства карбоната кальция узнали?
Слайд №12 Домашнее задание: • Учебник §36, с 204 упражнение 4 (для выполнения воспользоваться материалами ЦОР-www.school-collection.edu.ru) • Ответы оформить в виде слайда или Word-страницы с рисунками и выложить в дистанционную среду. Задание по учебнику Е.Е.Минченков, А.А.Журин Химия 9. Ассоциация XXI век, ОАО «Московский учебник», 2006. Возможны более поздние издания или учебники других УМК по темам: «Углерод. Кремний. Их соединения» или «Карбонаты и силикаты».
Слайд №13
Обычный школьный я мелок, Но с помощью меня – Вы на вопрос нашли ответ. Я рад за вас, друзья! И пусть, пока что у доски Задумавшись стоите, Вы на пути уже больших Свершений и открытий!
Спасибо за внимание!
Слайд №14 Список источников содержит 12 наименований.
Категория: Предметыестественного цикла. Уроки химии.Названиематериала:Открытый конкурс «Моя лучшая презентация».Темаурока/занятия:Почемучки в гостях у химика или тайны школьного мела (сценарий демонстрационного занятия, проводимого в рамках Дня открытых дверей в 9 классе ГБОУ СОШ № 263 г. Москвы).Класс: 9 (при изучениихимии с 8 класса)Авторпрезентации: Шаверская О.Н. учитель химии, г. Москва, магистрантГБОУ ВО МГПУ ИМИЕНКраткое описание: Конкурсныйматериал содержит Презентацию и методические рекомендации по ее использованию при организации занятия по изучению свойств карбоната кальция. Материал может быть полезен при подготовке и проведении как уроков химии в основной школе, так и внеклассных мероприятий по химии, демонстрационных занятий в рамках Дней открытых дверей
Ольга Николаевна! Ваша работа допущена к участию в конкурсе. Однако, обращаю Ваше внимание на необходимость более точного выполнения требований документов конкурса. С уважением, Серебряков С.Н., тех. эксперт.