Разработка урока по теме «Сера» с использованием информационных технологий в школе; Химия 9 класс
Конспект урока Педагог (ФИО) _Загребина Анастасия Павловна Предмет____Химия_Класс 9 УМК_О.С. Габриелян Тема урока__Сера Ученики способны: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную ; определять способы решения проблем под руководством учителя , выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями ; участвовать в коллективном обсуждении проблемы Проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу. Цель урока: Сформировать у учащихся основные представления о сере, как о химическом элементе и простом веществе. Задачи урока: • Образовательные - рассмотреть положение химического элемента серы в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение атома. Изучить аллотропные видоизменения и сравнительную характеристику кристаллической и пластической серы. Рассмотреть окислительно-восстановительную двойственность серы. Познакомить учащихся с практическим применением серы. Формировать умения проводить эксперимент. • Развивающие - развитие умения слушать, формулировать высказывание, анализировать, вырабатывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию. • Воспитательные - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании серы вчера, сегодня, завтра. Показать значимость химических знаний для современного человека. Тип урока: Комбинированный. Урок изучения нового материала. Формы организации учебной деятельности: • самостоятельная работа с текстом учебника; • фронтальная; • сообщения учащихся (индивидуальная); • работа в группах(парах). Методы обучения. Методы организации учебной деятельности: • словесные (эвристическая беседа), • наглядные (коллекция) • практические ( выполнение поставленных задач); • на основе познавательной деятельности • частично-поисковый; Педагогические приемы: • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности); • учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение); • учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности). Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация в программе PowerPoint, ПСХЭ Д.И. Менделеева. Этапы урока, время Формы взаимодействия Методы и приемы Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика Организационный момент 1 мин. Фронтальная Беседа Приветствует учащихся, спрашивает о наличие всех в классе. Настраивает на урок. - Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь дату урока. Актуализация знаний 9-10 мин -Нашу встречу посвящаем неметаллам. Они удивляют своим разнообразием, несмотря на малочисленность в периодической системе. (Слайд1) Предлагает выполнить задание . Вещество о котором говорится, является темой нашего урока. Зачитывает текст историческую справку о сере (дублируется на экране) -Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось ещё в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок косметики ещё во II тысячелетии до н.э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь (Слайд 2 ) О каком веществе говорится в тексте? Предлагает ответить на вопросы, в тетради отметив верные и неверные утверждения (Слайд3) 1.Сера расположена в ПСХЭ Д.И. Менделеева во VI группе главной подгруппе. 2.На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов. 3.Сера белого цвета. 4.Для серы характерна аллотропия. 5.Температура плавления серы 200С. 6.Она хорошо растворима в воде. 7.Сера была известна еще с древних времен. 8.Она горит синеватым пламенем. 9.Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства (Слайд 4) Предлагает поделиться впечатлениями Помогает осознать затруднения в выполнении задачи. Предлагает составить план ответа о свойствах серы. (Слайд 5)
Учащиеся приводят план работы над темой: • Состав • Строение • Физические св-ва • Химические св-ва • Нахождение в природе • Применение и Значение для человека [b][b]Усвоение нового материала[/b][/b] 20 мин. Самостоятельная работа с текстом учебника. Групповая (парная)работа Работа с учебником и ПСХЭ Д.И. Менделеева Упражнение и выполнении заданий С чем работаем и где находим нужную нам информацию? Разделить на (группы или пары) На экране дублируются вопросы для групп (Слайд 6)
При работе в группах помогает в случае затруднений в поиске информации
Предлагает группам озвучить свои ответы у доски. Ответы учащихся сопровождаются слайдами презентации, подготовленные заранее учителем) (Слайд 7-10) Слайд 11 содержит ссылку Ученики отвечают на вопросы учителя По плану отвечают в группе на поставленные вопросы 1вариант: 1.Запишите электронное строение атома серы. Определите количество валентных электронов у атома серы. 2. Какие степени окисления проявляет атом серы в соединениях с металлами и с кислородом? 3. В каких формах и где встречается сера в живой и неживой природе? Рассмотрите минералы, содержащие серу 2 вариант:1.Опишите физические свойства серы (цвет, отношение к воде, температура плавления). 2.Какие аллотропные модификации характерны для серы? Какая модификация наиболее устойчивая? 3. На каком физическом свойстве серы основано покрытие ею гранул удобрения до внесения удобрения в почву? 3 вариант: 1.Напишите формулы соединений серы, определите в них степени окисления атома серы. 2. Напишите два уравнения реакций получения оксида серы (IV). 3. Допишите уравнения реакций и определите степени окисления атома серы в полученных соединениях: S+Cl2= S+O2 = S+Fe= S+Al= работают с таблицей ПСХЭ Д.И. Менделеева и учебником О.С. Габриеляна Представители от группы выступают у доски перед классом. Первичное закрепление знаний 7 мин Групповая (парная) самостоятельная работа Взаимопроверка в паре. Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по ключу. (Слайд 12) Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму Рефлексия 2 мин. Фронтальная работа Беседа Учитель предлагает учащимся выбрать незаконченное предложение на экране и продолжить его. (Слайд 13) Заканчивают предложение, высказывая свое отношение к уроку, теме. Домашнее задание 1 мин Фронтальная Формулирует и комментирует домашнее задание. Демонстрирует слайд с репродукцией картины К. Брюлова «Последний день Помпеи» (Слайд 14) Урок закончен. (Слайд 15) Записывают домашнее задание в дневник.