Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Среда, 23.05.2018, 23:44ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Внеклассные мероприятия

    Устный журнал по теме "Традиции русского бала" в рамках Недели русского языка и литературы
    [ · Скачать удаленно () ] 17.09.2014, 22:12
    Информационная подборка на тему «Балы в России»

    О балах

    Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.
    В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.
    На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
    Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
    По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура.
    Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:

    ...съедутся домашние друзья
    Потанцевать под фортепьяно.
    Мы в трауре, так балу дать нельзя.

    И в другом месте:
    Балы дает нельзя богаче,
    От Рождества и до поста
    И летом праздники на даче.

    Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
    На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

    Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
    Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

    Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
    Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.
    Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п.
    Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

    Бальный этикет

    Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века.
    Бальные платья не использовались более одного — двух раз и должны были выглядеть в соответствии с последними тенденциями моды. При выборе бального туалета для молодых девушек предпочтение отдавалось светлым тонам, по платью рекомендовалось прикалывать искусственные или натуральные цветы, платье должно быть открытым.
    Женские бальные туфли представляли собой плотно обхватывающие ступню тапочки с полукруглым носком и чаще всего были без каблуков. Материалами для бальной обуви служили плательные ткани, бархат, тонкая кожа. Удержаться на ноге туфлям помогали ленты, которые завязывались под коленом крест на крест. Бальные туфли чаще всего были светлых тонов и украшались вышивкой,бисером, стразами, лентами и искусственными цветами.
    Мужской костюм должен был быть простым и элегантным. Он состоял из чёрного фрака, чёрных брюк, тонких сапог или лайковых ботинок, перчаток и шляпы. Жилет и галстук, как правило, были белого цвета. Бальная мужская обувь — лайковые ботинки, реже тонкие сапоги.
    Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма как для дамы, так и для кавалера. Основными материалами из которых изготавливали перчатки были — лайка, замша, кожа, кружево, бархат, парча. Перчатки иногда украшались вышивкой и драгоценными камнями. Мужчины их подбирали под цвет фрака, а дамы предпочитали печатки светлых тонов.
    Согласно бальному этикету, дамы появлялись в длинных белых шёлковых перчатках выше локтя, кавалеры — в замшевых перчатках, если они были одеты в военную форму, и в лайковых, если были в штатском.
    Белая бальная перчатка скрывала морщины, изъяны, уравнивала молодость и старость, красоту и уродливость, стирала национальные различия.
    Перчатки необходимо было одевать дома и не снимать в течение всего вечера.
    Касаться друг друга обнажёнными руками считалось недопустимым.
    Оголять руки позволялось во время ужина и за карточным столом.
    Веер — непременный спутник каждой дамы на балу, который не просто служил модным и красивым аксессуаром, но и охлаждал тело в душной атмосфере танцевального зала, или , наоборот, защищал от ветра. Пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра,черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера — из бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата лайки. Веер иногда украшали росписью, драгоценными корнями. На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые выполняли роль любовных посланий.

    Широко использовался на балах язык веера: цвет и положение веера могли о многом рассказать окружающим.
    Белый цвет означал невинность, чёрный — печаль, красный — счастье или радость, лиловый символизировал смирение и искренность, голубой — постоянство и верность, жёлтый — отказ, зелёный — надежду, коричневый — недолговременное счастье, чёрный с белыми — разрушенный мир, розовый с голубым — любовь и верность, убранный с блёстками — твёрдость и доверие, вышитый золотом говорил о богатстве, серебром — о скромности.

    Язык веера
    * веер развернут, дама отмахивается — "я замужем";
    * веер закрывается — "вы мне безразличны";
    * открывается один лепесток — "будьте довольны моей дружбой";
    * веер полностью раскрыт — "ты мой кумир".
    * Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
    * подать верхним концом — симпатия и любовь;
    * подать ручкой — презрение;
    * подать открытым, перьями вперед — напрашиваться на любовь.

    Язык цветов
    В начале XIX в. в моде были Александровские букеты — по имени русского императора:
    * Anemon — анемон;
    * Lilie — лилия;
    * Eicheln — желуди;
    * Xeranthenun — амарант;
    * Accazie — акация;
    * Nelke — гвоздика;
    * Dreifaltigkeitsblume — веселые (анютины) глазки;
    * Epheu — плющ;
    * Roze — роза; первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.

    Символика цветов:
    Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:
    * мак — сохраним нашу тайну;
    * цветы клевера — жениться или нет;
    * лист клевера — жду ответа.

    Этикет предписывал дамам: цвет веера должен соответствовать цвету туалета дамы и её настроению; во время танца дама не должна выпускать веер из рук: при этом танцующие молодые люди не должны были трогать ни веера, ни платка, ни букета дам — это считалось фамильярностью.

    Бальная книжечка — миниатюрная записная книжечка — agenda (агенда) или carte de bal (бальная карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров,приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и фамилию кавалера, так как дамы начинали принимать приглашения ещё до начала бала. Если у дамы оставались «свободные танцы», то приглашения на них принимались в течение танцевального вечера.

    Агенда нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья.

    Молодым людям не рекомендовалось носить массивные золотые вещи: крупные перстни, широкие цепочки, тяжёлые брелочки.

    Туалет молодой девушки могли дополнять небольшие серьги, скромные браслеты и лёгкие медальоны. Замужним и немолодым дамам позволялось демонстрировать различные драгоценности. Фальшивые украшения считались проявлением дурного тона.

    Бальные танцы
    Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично.

    Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

    Приглашение на танец можно отклонить, если: * танец уже обещан; * дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец; * дама хочет пропустить танец — не танцевать, а отдохнуть; * приглашающий кавалер без перчаток. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение.

    После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы.
    С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном.

    В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

    Балы в России устраивались в основном зимой. Балы - это мероприятие весьма затратное, поскольку бал должен был показать достаток хозяина, поднять оценку его вобществе. Вспомните: "Давал три бала ежегодно и разорился наконец…". К настоящему балу готовились, готовились весьма и весьма заранее. Таким образом балов не было много. Каждый большой дом давал в среднем один бал в год. Балы ложились достаточно кучно по времени и все общество моталось каждый день на бал, но в течение короткого промежутка времени.

    На балах было принято танцевать. Танцевали много. Спрашивается, как люди XIX века могли запомнить танцы и успешно их танцевать если балы раз в год? Очень просто - они танцевали не только на балах. Да раньше учились танцевать, да были учителя танцев. Но они не могли охватить всех. Учителя учили детей, давали им технику, ставили руки, корпус, учили слушать музыку и танцевать наиболее популярные танцы. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. На этом обучение заканчивалось. Считалось, что ты вполне светский человек, если умеешь танцевать французскую кадриль. Новые же танцы, которые несомненно захватывали танцевальные площадки выучивали уже на месте Еще наши дедушки и бабушки танцевать учились именно так.

    Современные мировые балы
    Что такое бал? Бал - это танцевальное мероприятие носящее торжественных характер. Современный бал - это традиционное торжественное танцевальное мероприятие устраиваемое в честь какого-либо события или в определенное время. Для современных балов характерен определенный этикет, традиция заявлять дресс-код согласно одной из эпох XIX века, наличие минимального дресс-кода (не всегда), определенный набор танцев и сложившаяся традиция в порядке танцев. Основным для современных балов считается создание специфичной бальной атмосферы, стиля взаимоотношения между людьми, чего людям не хватает в повседневной жизни.

    «Русский бал»
    Место и время проведения: Баден-Баден (Германия), Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Вена (Австрия), в течение года.
    Специфика бала: «Русские балы» неофициально называют «Балами невест». Участие в этих балах стоит от 1000 евро, а закрытый список приглашенных определяется состоянием банковского счета и социальным происхождением. На этот бал господа приезжают с целью посмотреть, а, возможно, и познакомиться с русскими красавицами.
    Дресс-код: наряды от кутюр, меха, бриллианты.

    «Война и мир»
    Место и время проведения: Лондон (Англия), февраль
    Специфика бала: все очень дорого, гости солидного возраста – потомки знаменитых дворянских родов и русской эмиграции. Главный организатор бала – граф Андрей Толстой-Милославский.
    Дресс-код: копии костюмов XIX века, вечерние платья, фраки.

    «Эксклюзивный бал дебютанток»
    Место и время проведения: Париж (Франция), ноябрь
    Специфика бала: основные критерии отбора дебютанток – принадлежность к высшему обществу и доход родителей. Этот бал известен и под другим названием – «Crillon Ball» - «Бал в отеле «Крийон». В 2000 году в свет вышла племянница президента США, Лорен Буш, в 2001 году – россиянка, внучка Михаила Горбачева, Ксения. А год спустя на балу дебютанток красовалась дочь экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, Барбара. В этом году на прошедшем в марте балу танцевали внучка Роберта Кеннеди, Кэтлин Кеннеди и Лили Коллинз, дочь легендарного рок-музыканта Фила Коллинза. Дресс-код: эксклюзивные наряды от ведущих модельеров, роскошь и гламур.

    «Посольский бал»
    Место и время проведения: Москва (Россия), февраль
    Специфика бала: закрытое, весьма престижное в дипломатическом корпусе столицы мероприятие. Около полутысячи гостей – главы и сотрудники дипломатических представительств, руководители иностранных и российских банков и крупных предприятий, выдающиеся деятели культуры и искусства – обычно собираются в одном из посольств. Но в этом году XII по счету благотворительный бал прошел в недавно отремонтированном, обновленном, сверкающем позолотой зале Большого Дворца «Царицыно».
    Дресс-код: дорого и со вкусом.
    «Бал роз»
    Место и время проведения: Монте-Карло (Монако), март
    Специфика бала: светская жизнь на Лазурном Берегу открывается ежегодным «Балом роз» на 850 персон. Первый такой бал состоялся в 1954 году. Место проведения – «Sporting Club», знаменитый Зал Звезд, украшенный букетами из 25 тысяч роз. Каждый год бал посвящен какой-либо теме. Открывал церемонию принц княжества Монако Альберт II, а хозяйкой бала выступала его сестра – Каролина.
    Дресс-код: одновременно столько «Роллс-ройсов» и «Феррари» можно увидеть только здесь, а блеск драгоценностей, украшающих знаменитых дам, может затмить собой свет Луны.

    . Императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов имели государственное значение. Поражая иностранцев роскошью, они служили прославлению империи.

    Бал открывал наследник с женой или с одной из фрейлин, а если бал устраивал один из вельмож, то хозяин дома с императрицей.

    Бал прежде всего был танцевальным мероприятием на котором полагалось танцевать. Все остальное — разговоры, буфеты, игра в карты — лишь сопутствовало танцам, следовавшим один за другим в строгом порядке. Танцевали по чинам, в каждом танце участвовало ограниченное количество пар.

    На нет балы сошли в России в начале XX века. То было не самое лучшее время для страны. Поражение в войне с Японией, потом Первая мировая война, революция... Так и кончилась старая история балов в России. А новая только начинается.

    Теперь о том, как танцевать. Если вы в первый раз на балу, и никогда не занимались танцами, то смело приглашайте даму и танцуйте каждый танец, даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов. Пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других пар. Пожалуйста, не жмитесь к краям зала, если вы танцуете на месте. На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец, занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся просто по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за другими парами, которые знают танец. Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, как настоящий джентльмен, помните о своём человеческом достоинстве.
    Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Irinka
    Просмотров: 819 | Загрузок: 189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Уважаемый коллега!
    Вы разместили работу не в том направлении, кроме этого, она не скачивается, значит, не может участвовать в конкурсе.
    Тех.эксперт Гилярова М. Г.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2018