Адресат разработки: учащиеся 8 класса Разделы программы: «История и культура Санкт – Петербурга. Часть 2 (ХIX век – начало XX века)» «Русская проза первой половины XIX века», «Русская проза второй половины XIX века» «Русская поэзия первой половины XIX века», «Русская драматургия первой половины XIX века» Примечание: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэма «Медный всадник» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» изучаются в 9 и 10 классах. Учащимся 8 класса предлагаются в качестве опережающего чтения фрагменты произведений, связанные с темой урока. Тема урока: «По следам героев русской литературы XIX века: от парадного Петербурга до его окраин» Жанр разработки: Презентация Power Point - 2003 Цель разработки: обобщение и систематизации знаний учащихся о Санкт Петербурге как о городе литературных героев. Мультимедийная презентация интегрированного типа (литература и история и культуры Санкт – Петербурга) строится по принципу заочной экскурсии, слайды расположены в порядке «прохождения» остановок в городском пространстве, связанных с пребыванием героев русской литературы XIX века. 1. Зимний дворец (Дворцовая наб.,32) 2. Дом Чичерина (Невский пр., 15) , 3. Дом Пиковой дамы (ул. Малая Морская,10) 4. Дом Лепена (ул. Малая Морская, 17) 5. «Дом со львами» (Адмиралтейский пр.,12) 6. Памятник Носу (Вознесенский пр.36/11) 7. Обуховская больница (наб. Фонтанки, 106) 8. Дом Раскольникова (Иохима) (Столярный пер.,5) 9. Площадь Тургенева (Покровская) Презентация полностью готова к использованию на уроке и во внеурочной деятельности. Методические и технические рекомендации по использованию разработки 1.Презентация выполнена в программе Power Point – 2003. Включает в себя фрагменты с использованием анимации, музыкальный фрагменты в формате MP – 3(ария майора Ковалева из оперы Д. Шостаковича «Нос», ария Германа из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»). На слайде № 13 представлена авторская фотография, анимация на слайдах запускается по щелчку. 2. На каждом слайде – «остановке» имеется гиперссылка на интерактивную карту города. Для работы с картой необходим выход в интернет на ресурс Google. Карты Гугл (англ. Google Maps) – это бесплатный картографический сервис, работающий в режиме web (http://maps.google.ru/). C помощью карты Гугл можно не только осуществлять поиск и просмотр различной информации, но и дополнять её содержание, создавая новые карты. Также существует возможность работать над картой совместно, осуществляя проектную деятельность. Зарегистрированным в Гугле пользователям при сохранении карты в разделе «мои карты», предоставляется возможность её редактирования в любой момент. Перед созданием интерактивной карты в данном сервисе, обучающийся подбирает необходимую ему информацию для карты, видео и аудио – файлы, изображения, подбирает нужный текст, что способствует глубокому изучению темы. Ученик самостоятельно выставляет на карту метки, дополняя их сносками, ссылками, текстами, изображениями или видеофрагментами. На карте возможно проложить маршрут. Результат такой работы – интересная, богатая различной информацией карта, которую можно использовать не только во время урока. Работой с картами Гугл достигается глубокое изучение обучающимися заданной темы, развитие ИКТ–компетентности, проявление творчества, повышение мотивации к обучению. Метки данного варианта карты содержат не только дополнительную информацию об объекте, но и один из вариантов задания для учащихся, связанный с данным объектом. Задания в метках на Гугл карте являются примерными, каждый учитель при желании может разработать свои задания, ориентируясь на уровень знаний и умений своих учеников 3.Предлагаем следующие варианты использования презентации: А) На уроке интегрированного типа презентация сопровождает ход урока, учащиеся выполняют задания карты, пользуясь литературными и источниками и материалами Интернета (возможна организация работы в группах) Б) Во внеурочной деятельности возможно использовать материалы презентации для подготовки и проведения очной (заочной) экскурсии, разработки авторской экскурсии. Можно использовать материалы презентации и карты Гугл как основу для составления самостоятельных маршрутов экскурсий по литературным местам Санкт – Петербурга В) В проектной деятельности презентацию можно использовать в этапе подготовки к образовательному путешествию. Маршрут этого путешествия должен быть составлен затем таким образом, чтобы результатом стала собственная Гугл карта, составленная учащимися при прохождении маршрута