Вход на сайт
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Среда, 18.09.2024, 20:36ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

    Роспись по бересте. Пейзаж
    [ · Скачать удаленно (10,9МБ) ] 18.09.2014, 15:52
    Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п. г. т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»

    Методические рекомендации к проведению урока
    по разделу
    « Народные промыслы России»
    Тема урока:
    «Живопись на бересте. Пейзаж»

    Педагог дополнительного образования
    первой квалификационной категории:
    Митрофанова Татьяна Кирилловна

    2014 -2015 учебный год
    I. Введение
    Тема занятия: Народные промыслы России. «Живопись на бересте »
    Возраст обучающихся: 10-15 лет
    Тип урока: комбинированный
    Вид урока: Урок сообщения новых знаний, урок -практикум
    Форма урока: Интегрированный урок с использованием ИКТ (технология + изобразительное искусство +музыка)
    Цели деятельности учителя:
    • знакомство с народными берестяными промыслами, изделиями из бересты;
    • знакомство с приёмами выполнения живописи по бересте;
    • формирование первоначальных умений работы с берестой;
    • знакомство с основными видами декоративной обработки бересты:
    • плетение из бересты;
    • тиснение по бересте;
    • прорезная береста;
    • роспись или живопись по бересте;
    • декоративное настенное панно из бересты.

    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
    Научатся: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности при выполнении пейзажа на бересте.
    Получат возможность научиться:
    • работать с берестой;
    • эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;
    • реализовать связь урока живописи с уроками технологии и музыки;
    • выполнять композиции на основе пейзажей мастера - художника Сурина Сергея, художника, занимающегося темперной живописью на бересте;
    • видеть форму, цвет в живописи и передавать их единство;
    • эстетически подходить к любому виду деятельности;
    • беречь и любить природу.
    Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):
    Познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
    Методы и формы обучения: частично – поисковый; наглядный, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
    Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
    Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор.
    Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
    Учителю: стенд «Виды декоративной обработки бересты»
    • образцы изделий;
    • березовый пласт необработанный и обработанный;
    • плакаты «Приёмы работы с ножницами»;
    • карточки с изображением материалов, инструментов, приспособлений;
    Оригинальные образцы изделий из бересты, выполненные руками мастеров промысла, цветные иллюстрации с изображением расписных изделий из бересты, живописные картины на бересте художника Сурина Сергея.
    Обучающимся: Рисунки, иллюстрации с изображением берестяных изделий, раздаточный материал – картины Сергея Сурина на бересте, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
    УМК (литературный ряд): Проектная работа обучающихся «Народные промыслы России», стихи поэтов о белоствольной красавице берёзке,
    кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.
    УМК (музыкальный ряд): Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
    - песня «Во поле берёзонька стояла», в исполнении государственного русского ансамбля «Русский север»;
    -безтекстовые мелодии, как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.
    • УМК (видеоряд): видеофильмы:
    • «Белоствольная красавица берёза», часть вторая;
    • «Заготовка бересты пластом и лентой»; «Живая береста»;
    • русский северный танец «Во поле берёзка стояла»;
    презентация «Народные берестяные промыслы».
    Межпредметные связи:
    краеведение, история, биология, экология, физика – свойства материала бересты, музыка, изобразительное искусство.
    Опорные слова: темпера, колорит, композиция, текстура, пейзаж, береста, тиснение, резьба по бересте, роспись.

    II. Основная часть «Сценарий урока»
    I. Организационный этап.
    Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
     Создаёт готовность обучающихся к уроку).

    II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    Задача: познакомить с традиционными видами декоративной обработки бересты, технологией и материалом.

     Беседа учитель – ученик.
    Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия. Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия. Выдвигая цели занятия, аргументируют свою точку зрения, выражают собственное мнение. Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Контроль за ответами одноклассников.

    Учитель: Сейчас мы проведём урок изобразительного искусства с уроком технологии и музыки, объединённые одной темой. Тема и цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответы на вопросы учителя. А эта проблема разрешима. Стоит внимательно слушать и восхищаться пением и танцами артистов в исполнении Государственного русского народного ансамбля «Русский север». Необходимо обратить внимание на костюмы, обувь, инструменты артистов и оформление сцены.
    - Вышитые русские народные костюмы, обувь - лапти, русские народные инструменты выполнены из дерева – берёзы, оформление сцены – ветки берёзы.

    (Звучит русская народная песня «Во поле берёзонька стояла», в исполнении Государственного народного ансамбля «Русский север»).
    -Что объединяет эти изделия? (выполнены руками народных умельцев, часто звучит слово «берёза».)
    - Как одним словом можно назвать творения народных умельцев? (народные промыслы).
    -Какие виды народных промыслов вы знаете?

    Цели и задачи:
    • для учителя – познакомить обучающихся с традиционным берестяным промыслом, материалом - берестой.
    / Демонстрация изделий из бересты из школьного музея/
    Учитель: Эти изделия из нашего школьного музея. Обратите внимание, из чего они выполнены?
    (Показываю плетёные лапти и корзину, расписное лукошко, бусы ).
    (Из берёзовой коры).

    - А эти картины?
    - На коре берёзы выполнена живописная картина- летний пейзаж.
    - Расписное берестяное изделие.
    (Показ образца живописи на бересте).
    Определите тему и цель урока?
    Тема урока: Живопись на бересте.
    На уроке мы расскажем
    О берёзке дорогой.
    И рисунки вам покажем,
    Да и песенки споём.
    Ну а главная задача –
    Композицию создать,
    И берёзки так наклеить –
    Чтобы радовали глаз.
    Учитель (уточняет задачи урока) :
     Выполним редкий вид искусства – живопись на бересте;
     поговорим о том, что такое береста и где её можно найти;
     об изготовлении предметов быта и украшений из бересты и об их применении в быту;
     узнаем о разных видах декоративной обработки бересты и особенностях их обработки; а также изучим технику работы с берестой;
     выполним живописную работу на бересте, используя пейзажи художника Сергея Сурина, художника, занимающегося темперной живописью на бересте.
    А что такое береста?
    Мультимедийная презентация №1. «Народные берестяные промыслы»
    Слайд №7-8.
    Берёза - исконно русское дерево, хотя растёт не только у нас. Название её уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало у древних славян слово «бер», которое обозначало «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него образовалось слово «берёза», «береста». Наружная часть коры берёзы называется берестой.
    Красивую берёзу можно встретить в лесу, в поле. Она украшает городские парки. Берёза – символ России. Любимое дерево русского народа. Не об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе.
    Этап III. «Актуализация знаний».

    Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого обучающегося.
    Цели и задачи:
    для учителя – повторить основные виды пейзажного жанра, композицию.
    для учащихся – выполнение упражнений на закрепление знаний о видах пейзажа, выявление ошибок при составлении композиции рисунка.

    - Что такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства - изображение природы).

    - Вспомните уроки рисования и скажите, какие бывают пейзажи?
    -Городской, морской, парковый, горный, сельский, индустриальный, исторический, архитектурный, декоративный, пейзаж настроения, пейзажи по временам года, пейзажи (утро, день, вечер, ночь) и т. д.
    Игра «Собери картину» Приложение №1.
    -У вас на партах лежат конверты. Соберите картину из фрагментов. Кто первым выполнит задание и определит вид пейзажа? Найдите свою картину среди предложенных и разместите на доске.



    -Что объединяет эти картины? (изображение природы окружающего нас мира)
    - Как одним словом можно назвать эти картины? (пейзаж).
    -Какая картина отличается от других? Чем?
    Такой пейзаж называется городской.

    - Художники на картинах изображают интересные, красивые, необычные или представляющие собой, историческую ценность здания.

    -Я предлагаю рассмотреть пейзажи современных художников.
    Презентация №2. «Виды пейзажного жанра» и Ошибки юных художников»
    -Что такое композиция? (Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей рисунка.)
    -Какие бывают ошибки у юных художников при изображении пейзажей?
    «Ошибки юных художников» - комментарии обучающихся к рисункам детей.

    Этап IV. Первичное усвоение новых знаний.

     Задачи: познакомить с народными берестяными промыслами, изделиями из бересты;
     показать основные виды декоративной обработки бересты:
     формировать первоначальные умения работы с берестой:
     развивать творческие способности детей: чувства ритма, цвета, пропорции, формы, детскую фантазию, творческое мышление при росписи;
     прививать экологическую культуру, учить бережному отношению к природе;
     прививать любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду.

    Усвоение новых знаний и способов действий по предмету «Технология»
    Приложение №2.
    Видеоролик «Народные берестяные промыслы» Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма «Берестяные промыслы».( 7 мин)
    Учитель: Предлагаю совершить небольшую экскурсию по местам берестяного народного творчества (демонстрируется фрагмент видеофильма «Берестяные промыслы. Белоствольная красавица берёзка. Часть 2.).
    Вопросы:
    - Какие разновидности декоративной обработки бересты вы запомнили по фильму?
    Виды декоративной обработки бересты:
    • Тиснение бересты
    • Прорезная береста
    • Плетение из бересты
    • Роспись по бересте
    • Декоративное настенное панно
    • Выскабливание
    - В каких местах в России было распространено берестяное ремесло?
    Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народных ремеслах народов Севера. Особенно широко было распространено берестяное ремесло в Вологодской, Архангельской и Новгородской областях, в Великом Устюге.
    Беседа.
    Теперь мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях. Думаю, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными. А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, не промокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.
    Но если вы сегодня же отправитесь за берестой, то должна вас огорчить, у вас, скорее всего, ничего не получится. Лучшее время для заготовки бересты конец весны – начало лета. Тогда береста отделяется ровно и хорошо.
    Приложения №3,4,5.).
    1. Заготовка бересты. Видеофильм «Снятие бересты лентой»,
    2. «Снятие бересты пластом»
    На березе делают разрез вдоль гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста снимается вокруг ствола.
    Но здесь мы должны задуматься…: а не навредит ли это живому дереву?

    2.Видеофильм «Живая береста»

    Я сталкивалась, ребята, с разными мнениями на этот счет, но большинство берестянников уверяют, что умелые, аккуратные действия березе не навредят. Природа одарила березу как бы двойной корой: снимая верхний слой, другой остается невредимым и через некоторое время восстанавливает свои функции.
    Но все-таки, на мой взгляд, лучше бересту собирать с деревьев, предназначенных для вырубки или уже со срубленных, тем более, что самая хорошая береста находится выше комля на некотором расстоянии от земли.
    Дополнительный материал. (Рассказ ученика).
    Береста по своим качествам бывает разная. По наблюдениям специалистов берестянников, качество ее зависит:
    1) от возраста;
    2) от местности, где растет березка;
    3) от здоровья березы.

     На молодых березках (3 -4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. Лучшая береста бывает на средних березах, толщиной 75 – 100 см.
     С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.
     На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с умеренно влажных и тенистых мест.
     Березы, пораженные болезнями, грибами и вредителями дают очень плохую бересту.
     Лучшая береста для заготовок – на крутых боровых склонах, в смешанном лесу. Там она плотная, слоистая, эластичная. Совсем не годится кора, взятая у берез на равнинах и болотистых местах. Потом бересту надо подсушить, спрессовать под гнетом, нарезать на ленты, отделить ненужные слои. С бересты можно снимать до десяти тончайших слоев. Она податлива и пальцы сами чувствуют, какой слой необходимо снять. Толщина ленты зависит от того, какую вещь собирается мастер плести.
     Категорически запрещайте снятие коры с берез в зонах отдыха людей, на берегах рек, озер, вдоль дорог и в других подобных местах, так как нарушается прекраснейшая "картина Русской природы", которая постоянно радует нас при поездках на поезде, в автомобиле или при пешеходных прогулках в лесном природном санатории.
     Учитель: Итак, береста – вот она перед вами. Конечно, нам не под силу создать нечто увиденное, это делали настоящие мастера своего дела. Но освоить первые приемы работы с этим природным материалом может каждый из нас и даже сегодня на уроке.
    Усвоение новых знаний и способов действий по предмету
    « Изобразительное искусство».
    Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
    Тема «Живопись на бересте» Мы с вами попробуем создать пейзаж на бересте по мотивам картин художника Сергея Сурина.
    Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте.
    Темпера - это минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее время в несколько измененном составе. Картина, написанная темпера (или темперой).
    Приложения №6,7.

    На столе у обучающихся раздаточный материал:
    1. «Живописные картины на бересте Сергея Сурина».
    Учитель показывает слайды презентации.
    2. Презентация «Работы художника Сергея Сурина»
    ( Для образца обучающимся предлагается раздаточный материал. Можно понравившуюся картину срисовывать или выполнять по своему замыслу).
    Рисунки могут быть самыми разнообразными — деревья, цветы, пейзажи, архитектурные сооружения, животные, жанровые сценки и т.п.
    Анализ способов решения проблемы.
    У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов заботясь о правде общего впечатления. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроения». Это значит, что художник тонко чувствует цветовые отношения, вызванные в природе освещение, временем суток и состоянием воздуха, научился воссоздавать их на холсте.
    - Какие чувства вызывают в вас картины на бересте у Сергея Сурина?
    -Какая цветовая гамма преобладает у художника в его произведениях искусства?
    Вам предстоит создать пейзаж на бересте – передать времена года, либо утреннее или вечернее состояние природы в разные времена года. В начале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления.
    Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую среду – общее колористическое настроение.
    И только потом надо вписать туда деревья (ближние и дальние), дорогу, облака в небе…Утром светло и прохладно, краски не яркие, нежные и холодные – розовые и голубые, ночные сумерки уходят вместе с молочно-белым, бежевым или серебряным туманом. А вечером наоборот: и земля, и облака освещены теплом, и наступают густые синие и фиолетовые тени. Освещенная зелень приобретает оранжевый и даже малиновый цвет. Солнце освещает кроны и стволы, дорогу. Облака в небе. Свет бывает ярким и мягким, его сила определяется контрастом тона (темное-светлое) и контрастом цвета (теплое-холодное). Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладете краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение пейзажа.

    - Какие выразительные средства живописи вы будете использовать?
    - (Колористическое построение композиции, перспектива, контраст цвета, контраст тона, характер мазков.)
    - Отразить в рисунке своё настроение, используя изученные художественные приемы.

    Приложение №8.
    Презентация «Основные приёмы выполнения работ по живописи на бересте».
    (Освоение нового материала. Обучающиеся внимательно смотрят презентацию и запоминают последовательность выполнения работы. Затем выбирают свой сюжет, выполняют по замыслу. Более талантливые дети работают по картинам художника Сергея Сурина).

    Этап V. «Первичная проверка понимания».
    Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов.

    Цели и задачи: для учителя – организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления образа, для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме

    Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на стенд «Виды декоративной обработки бересты». Ваша задача, определить по рисунку, какому виду декоративной обработки бересты относится берестяное изделие и прикрепить рисунок к подзаголовку:
    • тиснение по бересте;
    • прорезная береста;
    • живопись или роспись по бересте:
    • плетение из бересты.
    (У каждой команды по три рисунка. Победит та команда, которая все рисунки правильно подберёт и прикрепит на стенд).
    - Следующее задание.
    У вас на столах лежат листочки без рисунков. Вам нужно будет
    нарисовать набросок пейзажей по временам года (зимний, весенний, летний, осенний пейзажи) придерживая определенной
    композиционной последовательности:
    1. Скомпановать рисунок, наметить линию горизонта.
    2. Наметить величину изображения предметов.
    Продумать передний план и задний план изображения.
    3. Нарисовать рисунок тонкими линиями.
    4. Уточнить рисунок, убрать лишние линии.
    5.Выполнить рисунок акварелью.
    Чья команда первой закончит и правильно выполнит задание, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

    Этап VI. «Профилактический». Физминутка.

    Этап VII. «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
    Задача: выбор пейзажа и цветовые решения для росписи по бересте.

     Учитель. – Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся пейзажей художника Сурина и расписать бересту. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения «по – сырому». (Показ учителя.)
     Перед вами образцы живописных работ мастера Сергея Сурина, вы можете ими воспользоваться.

    Посмотрите, с какими материалами будем работать?
    - Рассмотрите бересту, потрогайте.
    -Какая она на ощупь?
    (Мягкая, тёплая)
    - Изучайте внимательно поверхность бересты, наросты на поверхности бересты помогут создать интересные причудливые пейзажи. Они похожи на возвышенности, кустарники. Проявляйте фантазию и вы станете настоящим творцом – художником.
    Учитель.
    – Какие цвета краски вы используете для зимнего пейзажа?
    Какой колорит картина зимы? (холодный)
    Какие основные приёмы кистевого мазка используете в работе при выполнении пейзажей?
    Учитель: Приступаем к работе.
    ( Звучит тихая музыка).

    Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

    Этап VIII. «Применение освоенного в практической деятельности
    Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа обучающихся.
    Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
    Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

    И не найти её красивей,
    На радость нам она цветёт.
    В ней образ матери – России
    Неувядаемой живёт.
    Для меня берёзка – часть России.
    Есть она, и будет, и была.
    Берёза – символ России, нашей Родины.
    И быть ей на наших просторах вечно.
    Потому что вечен наш народ, вечна Земля русская!
    Россия! Слово-то какое звонкое и чистое!
    Как родниковая вода!
    Крепкое, как алмаз!
    Нежное, как берёзка!
    Дорогое, как мама!
    (Из класса выбирают двух обучающихся в качестве экспертов).

    Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

    Этап IX. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

    Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
    Домашнее задание: Текстовый и визуально иллюстративный материал по теме «Роспись на бересте с использованием мотивов народных промыслов России».
    Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах росписи: Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Жостовская роспись, Гжельская роспись, Хохломская роспись. Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).

    Этап X. «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

    Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
    Выставка работ обучающихся
    « Живопись на бересте».
    Цели и задачи:
    Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

    Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в парах.
    Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера по росписи на бересте!
    А вы знаете, что мы познакомились только с одним из новейших видов живописной работы на бересте – пейзажем.. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
    А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал.
    Рефлексия.
    Выберите ягодку, которая соответствует результату вашей работы на уроке и положите в берестяную корзину.,
     Красная ягода – своей работой на уроке я доволен.
     Желтая ягода – я поработал неплохо, но не все получилось.
     Фиолетовая ягода – я недоволен своей работой и урок мне не понравился.
    Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
    - Кто считает, что работу не успел завершить?
    -Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
    Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

    III. Заключение
    1.На уроке предлагается для работы хорошо известный и доступный материал для росписи, для живописи – береста. Но технология и способ её обработки является для детей новым, а результат – неожиданным. Это позволит им осознать поистине безграничные возможности мира художественного творчества. Овладение рядом технологий требует внимательности и аккуратности, а живописные работы на бересте – тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд, внимание, и, конечно, развитое воображение.
    Занятие по работе с берестой для обучающихся очень увлекательное и интересное. А сколько интересных сведений получают на этих уроках. Мой опыт работы с берестой по этому плану – конспекту показал, что такой объём работы за два часа полностью не выполнимо. Поэтому вместо двух часов мы занимаемся 3 или 4 часа. Работы получаются качественные и интересные.
    2.На каждом этапе урока шло формирование УУД:
    Познавательные - знакомство с видами и технологией выполнения берестяных изделий; редким видом искусства – живописью на бересте. Коммуникативные - сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
    Личностные - демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;
    Предметные - демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;
    Регулятивные - анализирует и оценивает результат своего труда;
    Урок был направлен на развитие внимания, воображения, памяти обучающихся, на осознание ими содержания урока, формирование рефлексивной, адекватной самооценки, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. А также на формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям. Урок направлен на воспитание экологической культуры обучающихся.

    3. Для повышения заинтересованности детей важна связь их работы с другими школьными предметами – на данном уроке пересекаются изобразительное искусство, музыка, литература, экология, физика, технология.
    4.Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся. Очень нравится обучающимся песня в исполнении «Любэ» -«Берёзы», Отчего так в России берёзы шумят… Песня «Во поле берёза стояла» в исполнении ансамбля «Русский Север» поднимает настроение и снимает усталость во время занятий.
    5.Особое внимание уделено повышению мотивации учащихся. Если удаётся создать особый эмоциональный фон занятий, заинтересовать детей, вызвать у них тягу к творчеству, это значит, что процесс труда будет для ребят не рутинной работой, а вдохновенным созиданием. И предмет изобразительного искусства станет действенным инструментом для воспитания личности. Изделия сельчан из бересты хранятся в школьном музее. Есть смысл на наших уроках показать и рассказать об этих вещах. Это повышает мотивацию обучающихся.
    6.Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом используется индивидуальная деятельность.
    7. Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура комбинированного урока.
    1) Организационный этап.
    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    3) Актуализация знаний.
    4) Первичное усвоение новых знаний.
    5) Первичная проверка понимания .
    6) Первичное закрепление.
    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

    1. Организационный момент. (проверка готовности к уроку)
    2. Вводный этап, постановка проблемного вопрос . На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения.
    3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний. Этап урока знакомит с особенностями техники рисования на бересте. Используется словесный и наглядный метод. Метод обучения на данном этапе - информационно-репродуктивный.
    4. Игровой момент «Собери картину».
    5. Самостоятельная творческая деятельность.(Работа индивидуальная, каждый выбирает свою технику исполнения) .
    Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
    6. На уроке использовались презентации. Презентации помогли наглядно пройтись по самым значимым местам берестяного промысла и её технологии обработки.
    9. Итог урока. Рефлексия.
    В результате работы над заданием поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности работы с берестой; описана технология и техника выполнения живописи на бересте. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, обязательно, пригодятся в дальнейшем. Учащиеся должны понимать, что существует много других не менее интересных видов и способов решения живописи на бересте, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

    Список
    использованных источников, литературы и электронных ресурсов.

    Пояснительная записка

    Презентации предназначены для обучающихся 10-14 лет, изучающих изобразительное искусство в творческих объединениях.
    Представленные презентации можно использовать в 5-7 классах по окончанию изучения темы «Народные промыслы». Они содержат материал, которые помогут ученикам актуализировать и углубить имеющиеся теоретические знания.
    Презентации созданы в формате Microsoft Office Power Point 2010 года.

    I. Список используемых презентаций:

    1..Презентация №1. « Народные берестяные промыслы».

    2. Презентация №2. «Виды пейзажного жанра», «Ошибки юных художников при выполнении композиций».
    4. Презентация №3. «Работы художника Сергея Сурина».
    5. Презентация №4. «Основные приёмы выполнения работ по живописи на бересте».
    II. Используемые видеоматериалы:
    1.Русская народная песня «Во поле берёзонька стояла», в исполнении Государственного народного ансамбля «Русский Север».
    2.«Белоствольная красавица берёза», часть 2;
    3.«Заготовка бересты лентой»; «Живая береста»;
    4.«Заготовка бересты пластом »;
    5.«Живая береста».
    III. Раздаточный материал
    1. Игра «Собери картину».
    2.«Живописные картины на бересте Сергея Сурина».
    3. Ягоды: красная, жёлтая, фиолетовая – для раздела «Рефлексия».

    Список используемой литературы

    1. Особенности и способы заготовки бересты, как заготовить бересту. Первая работа с берестой. … Традиционное ремесло и Народные промыслы. Виды ремесла.
    spleteno.ru›…beresta/20-zagotovka-beresty.html

    2. История берестяного промысла
    Береста привлекала внимание народных умельцев.
    old.rgo.ru

    3. История берестяного промысла
    Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. tatasoz.livejournal.com›1359119.html

    4. Декоративная роспись на бересте. Птицы rukodelkino.com/beresta/izdeliya_be...
    Расписная берёста известна давно, это традиционный вид художественного творчества. ... Подготавливают берёсту, наклеивают её на плотную основу и грунтуют.
    5.Уникальный вид искусства Сергея Сурина – живопись на бересте [Фото]
    Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте. Художников, которые работают темперой по бересте, не так уж много, а вот Сергей Сурин в этом деле мастер.
    100news.net›…sergeja-surina--zhivopis-na-bereste

    6. Картины на бересте Сергея Сурина - Краснодеревщик
    27 февр. 2011 г. - Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы.
    worldcabinetry.ru
    7. Диск «Народные промыслы. Русская береста».

    Мастер берестяной живописи
    Сергей Иванович Сурин

    Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте. Художников, которые работают темперой по бересте, не так уж много, а вот Сергей Сурин в этом деле мастер. Он участвовал в многочисленных персональных выставках, как Всероссийских, так и международного класса, и теперь художник может похвастать большой коллекцией грамот и дипломов. Работы Сергея Ивановича ценятся не только у него на родине, но и за рубежом, некоторые работы находятся в частных коллекциях граждан Канады, Италии, Вьетнама.
    Сергей Сурин никогда не перестает искать красоту вокруг себя. Красивые пейзажи, изображенные на картинах Сергея, существуют на самом деле. Художник сначала фотографирует их, чтобы затем по фотографиям воссоздать и оживить в своих работах все те сказочные церквушки, часовни, скалы, холмы, берега рек и озер, которые ему посчастливилось увидеть на своем пути. А берестовая кора, которая является холстом художника, подходит для этого как нельзя лучше: она придает работам объемности, бархатистости, воздушности, и кажется, что картины, которые выходят из-под руки мастера, дышат.
    Интересно, что в юности Сергей Иванович Сурин даже и не помышлял стать художником, а тем более мастером берестяной живописи. Он учился в Тобольском педагогическом институте и хотел стать историком-этнографом или археологом. Но как раз изучение этнографии и археологии и оказалось решающим в карьере художника. Во время студентческих экспедиций на Полярный Урал и полуостров Ямал, он познакомился с творчеством местных ремесленников, работы которых потрясли Сергея Ивановича своей красотой. Сергей Сурин буквально "заразился" письмом на бересте, которое стало главным делом его жизни. Благодаря своему призванию художник устроил и семейную жизнь: на одной из художественных выставок Сергей Иванович познакомился со своей супругой, также художницей, мастером резьбы по кости, с которой они и поныне вместе проживают и работают в селе Махоново, Россия.
    работы художника можно на сайте
    http://www.beresta10.narod.ru/Kartini_na_bereste.
    Категория: Интегрированные уроки | Добавил: TatianaMit
    Просмотров: 4194 | Загрузок: 669 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Татьяна Кирилловна, прием работ на конкурс закончился 17 сентября. Ваша работа не может принять участие в данном конкурсе.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024