Предмет:Всемирная история
Тема урока:Основные признаки и особенности феодального строя.Феодалы в раннем средневековье.Положение крестьян в средневековом обществе.
Цель: образовательная: Раскрыть содержание « феодальной иерархии» (лестницы),
формирование понятий о быте и жизни феодалов, дать сведение о
феодальных замках
Развивательная: Развивать историческое мышление
Воспитательная: Способствовать воспитанию уважительного отношения к старшим, готовность защищать слабых, быть смелыми и сильными, выполнять установленные правила в обществе.
Тип урока: комбинированный
Приемы:Лови ошибку», «Ассоциации», «Хронолет», «Цепочка», «Мозговая атака», инсценировка, прием «Удивляй», «Рефлексия»
Метод обучения: устное объяснение, частично – поисковый, развивающий.
Оборудоввание и наглядность: аппликации ( ступени феодальной лестницы),плакат с изображением замка, иллюстрации учебника, меловая схема, карточки,« хронолеты», магнитная доска., костюмы для инсценировки
Ход урока:
І .Организационный момент
ІІ.Проверка домашнего задания
2.1Что мы изучали на прошлом уроке?
2.2 Назовите 4 признака феодального строя
2.3 Как вы поняли, что такое « натуральное хозяйство»?
А сейчас поиграем игру « Лови ошибку». За правильный ответ получаете карточку
1 ученик работает над вопросами теста.
Игра «Лови ошибку» Учитель читает предложение, а учащиеся должны назвать допущенную ошибку и дать правильный ответ
1.Основные признаки феодального строя в странах Западной Европы сформировались в 10-11 вв.(9-10 вв.)
2. Основным признаком феодального строя является превращение городов в главный источник дохода и богатства. (Земли)
3. «Феод» это земельный надел, получаемый крестьянином за службу. ( За военную службу «вассал»)
4. Реки, горы, озера крестьяне превратили в свои владения. (Феодалы)
5. Поместье это хозяйство крестьянина. ( Феодала)
6. Крестьяне имели в своей собственности землю, поэтому были независимыми. ( Не имели, были зависимы от феодала)
7. Хозяйственные работы в поместье крестьяне выполняли орудиями труда феодала. (Своими)
8. Феодальный строй был менее прогрессивным по сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим. ( Более)
9.Феодальная раздробленность в Европе существовала в 10-12 .вв. (9- 10 вв.)
10. Междоусобицами называли столкновения, когда отряды одних крестьян часто нападали на владения других крестьян. ( Феодалов)
III. Сообщение новой темы.
Ну, а теперь скажите, хотите ли вы узнать, что такое «поцелуй мира», сколько весила одежда рыцаря и что такое « донжон»?
Если «да», то записываем число и тему урока.
Тему урока и план учитель пишет на доске, а учащиеся записывают в тетради.
План:
1. Феодальная иерархия (лестница)
2. Феодальные быт и традиции
3. Феодальный замок.
Новые термины и понятия заранее написаны на доске.
В ходе объяснения новой темы я допущу ошибку (скажу нелепость), а вы должны сразу же ее исправить. Таким образом, я проверю, на сколько внимательно вы слушаете меня.
3.1 Мы изучили 4 особенности феодального строя. Но есть еще одна, пятая, особенность. Она называется феодальная иерархия (лестница)
Иерархия это такое разделение. когда на верхней ступени своеобразной лестницы стояли крупные феодалы, а ниже - мелкие. Иерархия сложилась в Европе 9-10 вв
Цветная аппликация « Феодальная лестница» на магнитной доске
Король
Герцоги и графы
Бароны и виконты
Рыцари
Крестьяне не входили в иерархию.
Такая система подчинения одних феодалов другим укрепляла феодальные отношения. Каждый феодал был одновременно сеньором и вассалом.. Во Франции среди феодалов существовало правило «Вассал моего вассала - не мой вассал».
«Мозговая атака»
Как вы понимаете это выражение? Объясните, чьими вассалами были графы, а чьими - бароны, для кого они были сеньорами?
Ответы учащихся.
Вассал, вступая в вассальную зависимость, давал клятву своему сеньору. А сеньор в свою очередь имел обязанности перед вассалом. Как надлежит вступать в вассальность нам покажут ребята. Инсценировка « Поцелуй мира» (хрестоматия по истории средних веков) Как вы думаете, что было главным при вступлении в вассальность? Ответы учащихся (Прав. отв. –земля)
3.2 Каждый феодал, получив землю на ней организовывал свое хозяйство. Но у одних феодалов оно развивалось успешно, а у других нет.
«Мозговая атака»
Как вы думаете, от кого зависело развитие хозяйства феодала?
Ответы учащихся.
Феодалы являлись не только хозяевами, но и военачальниками. Феодалы, занимавшиеся только военным делом, с конца 10 в. стали называться рыцарями.
о старых и немощих, защищать слабых и униженных, христианскую религию. Основное дело рыцарей - воевать. Слово рыцарь происходит от немецкого «Ritter» « всадник ».
Рыцарь носил кольчугу (латы). Одежда рыцаря весила 48 кг.
В рыцари готовили с детства. Рыцари учились владеть копьем, мечом, стрелять из огнестрельного оружия (ошибка учителя, которую должны заметить учащиеся). Рыцарь действовал в соответствии с кодексом чести. В кодексе чести были записаны правила поведения и обязанности рыцаря. Рыцарь должен быть верен своему сеньору, богу, заботиться
Упражнение « Ассоциация » со словом рыцарь. Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают вокруг слова (аппликации) свои ассоциации (сильные, смелые, благородные и т.п.). Но не все были такими. Но строго соблюдали среди рыцарей традицию благородного отношения к женщине. У каждого рыцаря была дама своего сердца. Для повышения своего авторитета и прославления своей дамы, он должен был совершать подвиги в бою или участвуя в турнирах. Турнир – это состязание рыцарей в силе, ловкости и боевом искусстве.
Работа с рис.на стр.40 учебника «Рыцарский турнир - Может, кто из ребят знает, как проводились турниры, и расскажет нам? Ответы учеников. У каждого рыцаря был свой герб - как отличительный знак своей династии и краткий девиз. Герб они получали из рук короля за особые заслуги. Они передавались по наследству. Девиз краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
1 ученик зачитывает девизы из хрестоматии на стр. 93.
3.3 п. п. Особенности феодального строя проявились и в быту феодалов. Феодалы первоначально жили в замках, построенные из дерева, а позднее из камня. Самая высокая башня и главная называлась «донжон », там жил феодал со своей семьей.
Далее о замках вы узнаете, и расскажите друг, другу выполнив упражнение «Цепочка ». Я раздаю карточки с вопросами о феодальном замке. Вы ответы найдете в тексте учебника «Феодальный замок » на стр. 42 . После того как будете готовы (2 мин) отвечаете на свой вопрос по порядковому номеру карточки.
- Ответы учащихся.
« Как вы думаете удобно было жить в замке?»
Ответы учащихся.
Нет. Не было отопления, отапливается 1 комната. Сыро и темно. Позже феодалы предпочитали жить в деревне. А замок использовали в случае опасности.
IV. Обобщение материала учителем
V. Рефлексия: 1. Что главное в новой теме?
2. Что вам понравилось в новой теме?
VI. Закрепление с помощью “ хронолетов”
«Хронолет» это бумажный самолетик на которых записаны 2 вопроса по изученной теме. «Хронолеты» запускает один из ребят.
Ответы учащихся .
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
Выучить новые термины и нарисовать свой герб. |