Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Суббота, 20.04.2024, 15:16ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок истории

    Вклад науки в дело победы над фашизмом.
    [ · Скачать удаленно (7,69 МБ) ] 17.09.2014, 22:12
    Вклад науки в дело победы над фашизмом.
    Учащийся: (читает стихотворение) (СЛАЙ 1)
    Борис Костров
    Пусть враг коварен -
    Это не беда.
    Преград не знает русская пехота.
    Блестят штыки,
    Грохочут поезда,
    К победе рвутся вымпелы Балтфлота
    А в небе,
    Сделав круг и высоту
    Набрав, вступают в бой орлы.
    И сразу
    Мы слышим сердца учащенный стук,
    Но действуем - спокойно,
    По приказу.

    Мы знаем все,
    Что нет таких врагов,
    Чтоб волю русских преклонить и скомкать.
    Мы - это мы.
    Да будет наша кровь
    Такой же чистой и в сердцах потомков.
    1 ведущий. 9 мая 2010 года исполнится 65 года со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. ( СЛАЙД 2) На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом. (СЛАЙД 3, + 1 ЩЕЛЧОК))
    Ученик 1 (Валеева Света). Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
    Ученик 2.(Сибгатуллина Гулия) (СЛАЙД 4) Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служат многие науки. Вкладу ученых в достижение Победы посвящается наше мероприятие.
    1 ведущий. (СЛАЙД 5 +) Подписи таких крупных физиков и механиков нашей страны как П.Л. Капицы, А.Н. Крылова, А.Ф. Иоффе, С.А. Чаплыгина стоят под обращением Академии наук к деятелям науки всего мира.
    2 ведущий. Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин - секретного и грозного оружия - и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. В чем она заключалась?
    Ученик 3. (Файрузова Альбина) (СЛАЙД 6) Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитный минами. (СЛАЙД 7) В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз. С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас. Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом, что способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины. Такие мины отличаются от обычных, на который корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля. С началом войны работа по размагничиванию судов активизировалась. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Понятно, что для такой работы потребовались знания физиков, хорошие физические лаборатории, что и определило ее успех.
    Ученик 4. (Егорова Алена) (СЛАЙД 8) В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели. Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах... (СЛАЙД 9)
    2 ведущий. (СЛАЙД 10)Ученых страны ждало серьезное испытание: враг наступал; его армии неумолимо двигались на восток. С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в отдаленные от нее места. Она была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было во что бы то ни стало сохранить и ученых, и научную базу страны. В Казань были вывезены в эвакуацию физические, физико-технические, химические научные институты и вузы, президиум Академии наук.
    1 ведущий. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал ведущим для всей научно-исследовательской работы. Что делали химики для нужд фронта и тыла?
    Ученик 5. (Шингараева Диляра) Содействовали развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности, создавали новые металлы и сплавы для брони, пластмассы, новые составы для зажигательных смесей, топливо для ракетных установок, новые медицинские и технические препараты, участвовали в поиске новых видов сырья. (СЛАЙД 11)Ученые химик и физик академик Николай Николаевич Семенов и физико-химик академик Юлий Борисович Харитон внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и (СЛАЙД 12) технологию получения порохов и взрывчатых веществ. (СЛАЙД 13) Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола. (СЛАЙД 14) Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.
    Ученик 6 (Эльвина). (СЛАЙД 15) Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.
    Ученик 7 (Гордеев Алеша). Новые и модернизированные типы самолетов, пушенные в серийное производство в годы войны. (СЛАЙД 16, 17,18 + 9 ЩЕЛЧКОВ)
    а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина;
    (СЛАЙД 19, 20 + 5 ЩЕЛЧКОВ)б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Як-3- самый легкий истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением;
    (СЛАЙД 21,22 + 7 ЩЕЛЧКОВ)в) двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Илюшина;
    (СЛАЙД 23,24)г)пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.

    1 ведущий.(СЛАЙД 25)«Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели: Этот день мы приближали, как могли.»
    В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
    Для чего использовали сталь, алюминий и цинк в годы войны?

    Ученик 8. (Шивалеева Альбина) Сталь — сплав железа с углеродом (до 2 wacko и другими элементами. Применялась для изготовления брони танков, пушек и др.
    Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.
    (СЛАЙД 26)Цинк — химический элемент. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. (СЛАЙД 27). Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
    Ученик 9. (Исхакова Эллина)(СЛАЙД 28, 29 + 4 ЩЕЛЧКА) В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины.
    Ученик 10.(Тихонов Костя)(СЛАЙД 30) Павел Павлович Кобеко возглавил работу по этой проблеме. Установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
    2 ведущий. Медицина тоже не стояла на месте.
    Ученик 11.(Вагизова Настя) (СЛАЙД 31)Одно из открытий химиков сыграло громадную роль в спасении многих тысяч раненых. Широко известны работы А.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковского по синтезу винил-бутилового эфира — густой вязкой жидкости. Данная жидкость — хорошее средство для заживления ран; она использовалась в госпиталях под названием бальзам Шостаковского.
    Химики и ученые-медики в 1942 г. В лаборатории биохимии микробов под руководством микробиолога З.В.Ермолаевой развернули работу по созданию отечественного пенициллина. Пенициллин это лекарство, антибиотик. Получают естественным или синтетическим путем. Используют для лечения гнойных ран, воспалений.
    2 ведущий. Стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?
    Ученик 12. (Иванов Алеша) (СЛАЙД 32) Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. (СЛАЙД 33,34,35)Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
    2 ведущий. «Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть! Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой. Огненную лаву на врагов ораву Сыплет «Катя» щедрою рукой». Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г. . О каком оружии говорится в этих строках?
    Ученик 13.(Гайнатуллина Алина)(СЛАЙД 36, 37 + 9 ЩЕЛЧКОВ) Оружие — «катюша». «Катюши» — реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение.
    1 ведущий. Вклад ученых в достижение Победы над фашизмом был бы более значителен, если бы начиная с конца 20-х гг. глава страны И.В.Сталин шаг за шагом не «подрубал» возможность независимого мышления и творчества.
    Ученик 14.(Енизеркин Никита) (СЛАЙД 38) В 1937—1938 гг. по стране прокатилась волна массовых репрессий, направленная и против интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров. В результате погибло много светлых умов, в том числе «отцы» знаменитого реактивного миномета «катюша» Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов. Десятки и сотни талантливых ученых-физиков работали в «шарагах» (тюрьмах для талантов), которые назывались вполне пристойно «Особое техническое бюро». Деятелей техники, ставших потом гордостью нашей страны, трудились там. Это Андрей Николаевич Туполев — конструктор самолетов марки Ту и Сергей Павлович Королев — конструктор первых отечественных ракетно-космических систем.
    Ученик 15. (Латыпов Руслан)(СЛАЙД 39 + 4 ЩЕЛЧКА, )11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. (СЛАЙД 40)По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. (СЛАЙД 41)Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.
    (СЛАЙД 42)
    Ученик 16.(Аида) 9 мая 1945 г. в 21.00 из тысячи репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего, поздравившего народы СССР с Победой. Диктор всесоюзного радио Юрий Левитан взволнованно-торжественным голосом зачитал последний приказ (приказ № 369), в котором в ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салют тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. В воздух взвилась красная сигнальная ракета. (СЛАЙД 43)
    3 ведущий: После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.
    чтец:
    Анна Ахматова «Победа»
    1. Славно начато славное дело
    В грозном грохоте, в снежной пыли,
    Где томится пречистое тело
    Оскверненной врагами земли.
    К нам оттуда родные березы
    Тянут ветки и ждут и зовут,
    И могучие деды-морозы
    С нами сомкнутым строем идут.
    2. Вспыхнул над молом первый маяк,
    Других маяков предтеча,—
    Заплакал и шапку снял моряк,
    Что плавал в набитых смертью морях
    Вдоль смерти и смерти навстречу.
    3. Победа у наших стоит дверей...
    Как гостью желанную встретим?
    Пусть женщины выше поднимут детей,
    Спасенных от тысячи тысяч смертей,—
    Так мы долгожданной ответ
    Категория: Урок истории | Добавил: 17-12-19-75
    Просмотров: 2331 | Загрузок: 529 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    Текстовый материал был взят со страницы http://vasilenko.ucoz.ru/vnekl_mer/5.doc на 75 %.
    Сенникова Е.Н.

    Уважаемая Светлана Александровна!
    Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. данный материал не скачивается по причине допущенной Вами технической ошибки.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024