Тема урока: «Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. (2 часа) Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений. Метод обучения: проблемная ситуация, диспут, синквейн. Форма обучения: индивидуальная, групповая. Цели: 1.) Обучающие: • провести синтез и углубление знаний учащихся по двум главным мужским образам романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова. 2.) Развивающие: • развитие умения вести дискуссию; • продолжение формирования навыков работы в группе; • развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций; • формирование собственного аргументированного мнения по отношению к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать свою точку зрения; 3.) Воспитательные: • поддерживать интерес к предмету через содержание учебного материала; • на примере образов главных героев воспитать моральные и духовные качества и понятия, такие как: дружба, любовь, положение в обществе, поведение героев в переломные моменты жизни страны (Война 1805 и 1812 гг.); • формирование навыков общения и «культуры спора».
Данный урок в сопровождении презентации носит завершающий и обобщающий характер, он позволяет синтезировать и углубить знания и умения учащихся по основным мужским образам романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрею Болконскому и Пьеру Безухову. Начинается урок с актуализации знаний учащихся в целом по роману, а затем в форме кроссворда вспоминаем некоторые ключевые моменты романа и тем самым проверяем знание текста. Далее с ребятами следует провести беседу в целом по героям романа и плавно перейти на интересующие нас образы, заданные темой урока. Ребята работали по предварительному домашнему заданию, поэтому наша задача на уроке структурировать и систематизировать знания, полученные в ходе предыдущих уроков и дома. Героев в ходе урока мы «проводим» через важные «блоки»: • Первое появление героев; • Семья; • Дружба; • Идеология войны; • Отношение к Наташе (Любовь); • Финал. На каждом этапе работы учащиеся вспоминают основные ключевые сцены романа, характеризующие героя, отвечают на вопросы учителя, дискутируют, сами формулируют вопросы друг другу и делают важные выводы. На завершающем этапе урока ребята получают домашнее задание в форме сочинения-рассуждения на заданную тему, что позволяет им глубоко и детально сделать выводы по главным мужским образам. В качестве рефлексии возможно использование формы синквейна.