Открытый урок по теме: «Феномен русской усадьбы» Токарева Дарья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Тема: «Музей-усадьба «Архангельское». Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с разнообразным миром усадеб; научить различать разные типы усадеб. 2. Рассмотреть особенности усадебной прозы на примере романа И. А. Гончарова «Обломов». 3. Развивать интерес к русской культуре, чувство патриотизма. Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий. Оборудование: мультимедийная установка, выставка книг. План урока: 1. Организационный момент. 2. Вводно-мотивационный этап. 3. Организация учебной деятельности. 4. Контроль и коррекция. 5. Итоги. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Вводно-мотивационный этап. На доске записан вопрос, над которым учащимся предстоит думать в ходе урока. «Были ли патриотами русские дворяне?». Беседа: а) Кого мы называем патриотами? б) Кто такие дворяне? в) Когда возникло дворянство? г) Что получали дворяне за службу государю? д) Почему вторая половина XVIII – начало XIX веков остались в истории как время расцвета подмосковных усадеб? е) В чем заключаются жанровые особенности усадебной прозы с точки зрения породившего её хронотопа?
Вводное слово учителя: Хотя дворяне изначально получали за свою службу поместья с зависимыми крестьянами, расцвет подмосковных усадеб приходится лишь на вторую половину XVIII века. До этого дворянский быт был неустроен и убог, а в период правления Екатерины II в Подмосковье возводятся настоящие дворцы. Почему? В 1762 году был подписан «Манифест о вольности дворянской». Дворяне получили право не служить, а заниматься обустройством своих владений. Феномен русской усадьбы тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов. Идейно-эмоциональное переживание реальной усадьбы как хранительницы глубоких смыслов и целой системы поэтических символов породило специфическую разновидность романного жанра – «усадебная проза»
3. Организация учебной деятельности. Слово учителя: Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба - это, прежде всего, мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой. Время в усадьбе текло размеренно, но ритм его зависел не столько от естественной смены времён года и аграрного календаря, сколько от логики жизни в условиях досуга – от праздника к празднику. Важной особенностью усадебного «хроноса» была постоянная память о прошлом, живое присутствие традиций, о которой напоминали портреты и могилы предков, старая мебель, парк, семейные предания. Таким образом, реальный исторический хронотоп усадьбы благоприятствовал такого рода бытовому поведению, которое явилось причиной возникновения эмоционально-лирической атмосферы «дворянских гнёзд». Задание: В ходе урока выделить основные черты музея-усадьбы «Архангельское» Усадьба Архангельское. Слово учителя: Обратимся к истории усадьбы Архангельское. В ней, как в капле воды, отразилась судьба многих других подмосковных дворянских усадеб. Первое упоминание об Архангельском относится еще к 1584 году. Переменив много владельцев, усадьба в 1703 году стала вотчиной князя Голицына. Здесь стоял одноэтажный деревянный дом. Внутри главными предметами роскоши были четыре кожаных стула. Лучшим достоянием дома была библиотека. Вопрос: Можем ли мы назвать такую усадьбу богатой? Но вскоре положение изменилось. Здесь началось грандиозное строительство. В 1810 году вдова князя Голицына продала имение вельможе Юсупову. Новый владелец Архангельского, богатейший человек, дипломат - был прекрасным знатоком и ценителем искусства. Компьютерная презентация. (Кадры, с изображением архитектурных памятников усадьбы, сопровождаются текстом, датами, информацией учителя). Вопрос: К какому типу усадеб относится «Архангельское»? Феномен русской усадьбы в 19 веке тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов. Идейно-эмоциональное переживание реальной усадьбы породило специфическую разновидность романного жанра – средних размеров психологическую повесть с несложной законченной фабулой, выдержанную в едином композиционном, образном и стилистическом ключе. Вопрос: В каких художественных произведениях встречается образ «русской усадьбы»? Дети подготовили презентацию: «Русская усадьба в изображении И.А. Гончарова» Компьютерная презентация. Задание: Перечислите, какие жанровые особенности характерны для усадебной прозы. Учащиеся должны нарисовать усадьбу «Обломовка» из романа И. А. Гончарова.
Возвращаемся к проблемному заданию: Были ли патриотами русские дворяне?
4. Этап контроля и коррекции. 1. «Манифест о вольности дворянской» позволил дворянам заняться обустройством своих владений. 2. Тщательно спланированные и любовно обустроенные усадьбы противостояли неустроенности и хаосу окружающего мира. 3. Владельцы усадеб стремились подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. 4. Феномен русской усадьбы в 19 веке тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов.
Уважаемая Дарья Геннадьевна! Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением требований пункта 5. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация». Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа". С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]