Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Понедельник, 06.07.2020, 04:54ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    Феномен русской усадьбы
    [ · Скачать удаленно (5.9Мб) ] 15.09.2014, 22:10
    Открытый урок по теме: «Феномен русской усадьбы»
    Токарева Дарья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
    Тема: «Музей-усадьба «Архангельское».
    Цели и задачи:
    1. Познакомить учащихся с разнообразным миром усадеб; научить различать разные типы усадеб.
    2. Рассмотреть особенности усадебной прозы на примере романа И. А. Гончарова «Обломов».
    3. Развивать интерес к русской культуре, чувство патриотизма.
    Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.
    Оборудование: мультимедийная установка, выставка книг.
    План урока:
    1. Организационный момент.
    2. Вводно-мотивационный этап.
    3. Организация учебной деятельности.
    4. Контроль и коррекция.
    5. Итоги.
    Ход урока:
    1. Орг. момент.
    2. Вводно-мотивационный этап.
    На доске записан вопрос, над которым учащимся предстоит думать в ходе урока.
    «Были ли патриотами русские дворяне?».
    Беседа:
    а) Кого мы называем патриотами?
    б) Кто такие дворяне?
    в) Когда возникло дворянство?
    г) Что получали дворяне за службу государю?
    д) Почему вторая половина XVIII – начало XIX веков остались в истории как время расцвета подмосковных усадеб?
    е) В чем заключаются жанровые особенности усадебной прозы с точки зрения породившего её хронотопа?

    Вводное слово учителя:
    Хотя дворяне изначально получали за свою службу поместья с зависимыми крестьянами, расцвет подмосковных усадеб приходится лишь на вторую половину XVIII века. До этого дворянский быт был неустроен и убог, а в период правления Екатерины II в Подмосковье возводятся настоящие дворцы. Почему?
    В 1762 году был подписан «Манифест о вольности дворянской». Дворяне получили право не служить, а заниматься обустройством своих владений.
    Феномен русской усадьбы тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов.
    Идейно-эмоциональное переживание реальной усадьбы как хранительницы глубоких смыслов и целой системы поэтических символов породило специфическую разновидность романного жанра – «усадебная проза»

    3. Организация учебной деятельности.
    Слово учителя:
    Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба - это, прежде всего, мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.
    Время в усадьбе текло размеренно, но ритм его зависел не столько от естественной смены времён года и аграрного календаря, сколько от логики жизни в условиях досуга – от праздника к празднику. Важной особенностью усадебного «хроноса» была постоянная память о прошлом, живое присутствие традиций, о которой напоминали портреты и могилы предков, старая мебель, парк, семейные предания.
    Таким образом, реальный исторический хронотоп усадьбы благоприятствовал такого рода бытовому поведению, которое явилось причиной возникновения эмоционально-лирической атмосферы «дворянских гнёзд».
    Задание:
    В ходе урока выделить основные черты музея-усадьбы «Архангельское»
    Усадьба Архангельское.
    Слово учителя:
    Обратимся к истории усадьбы Архангельское. В ней, как в капле воды, отразилась судьба многих других подмосковных дворянских усадеб. Первое упоминание об Архангельском относится еще к 1584 году. Переменив много владельцев, усадьба в 1703 году стала вотчиной князя Голицына. Здесь стоял одноэтажный деревянный дом. Внутри главными предметами роскоши были четыре кожаных стула. Лучшим достоянием дома была библиотека.
    Вопрос: Можем ли мы назвать такую усадьбу богатой?
    Но вскоре положение изменилось. Здесь началось грандиозное строительство. В 1810 году вдова князя Голицына продала имение вельможе Юсупову. Новый владелец Архангельского, богатейший человек, дипломат - был прекрасным знатоком и ценителем искусства.
    Компьютерная презентация.
    (Кадры, с изображением архитектурных памятников усадьбы, сопровождаются текстом, датами, информацией учителя).
    Вопрос: К какому типу усадеб относится «Архангельское»?
    Феномен русской усадьбы в 19 веке тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов.
    Идейно-эмоциональное переживание реальной усадьбы породило специфическую разновидность романного жанра – средних размеров психологическую повесть с несложной законченной фабулой, выдержанную в едином композиционном, образном и стилистическом ключе.
    Вопрос: В каких художественных произведениях встречается образ «русской усадьбы»?
    Дети подготовили презентацию:
    «Русская усадьба в изображении И.А. Гончарова»
    Компьютерная презентация.
    Задание:
    Перечислите, какие жанровые особенности характерны для усадебной прозы.
    Учащиеся должны нарисовать усадьбу «Обломовка» из романа И. А. Гончарова.

    Возвращаемся к проблемному заданию: Были ли патриотами русские дворяне?

    4. Этап контроля и коррекции.
    1. «Манифест о вольности дворянской» позволил дворянам заняться обустройством своих владений.
    2. Тщательно спланированные и любовно обустроенные усадьбы противостояли неустроенности и хаосу окружающего мира.
    3. Владельцы усадеб стремились подчеркнуть свою независимость и самостоятельность.
    4. Феномен русской усадьбы в 19 веке тесно связывается с её образом в произведениях русских писателей и поэтов.

    5. Итоги: Оценивание, домашнее задание.
    Категория: Урок литературы | Добавил: dunyasha
    Просмотров: 881 | Загрузок: 368 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Дарья Геннадьевна!
    Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением требований пункта 5. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация».
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2020