Литература – особый предмет, который оказывает влияние на развитие личности студента. Проблемы изучения русской литературы стоят перед современным образованием очень остро. Важно найти путь повышения интереса обучающихся к изучению дисциплины. Анализ современной социокультурной ситуации в нашей стране показывает важность истинной любви между мужчиной и женщиной как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности. Представленное занятие имеет образовательную, развивающую и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, уважения к чувствам других людей. А кроме этого развивает кругозор студентов. Данное занятие характеризуются документально-художественной образностью, опорой на жизненный опыт студентов, оказывает эмоциональное воздействие на духовную сферу обучающихся. Форма проведения – дискуссия. Дискуссия (от лат. рассмотрение, исследование) – это устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило противоположные, точки зрения. Дискуссия осуществляется под руководством преподавателя. Данное занятие проводилось в группе №121 специальности «Право и организация социального обеспечения». Для развития профессиональных навыков студентов была избрана именно эта форма проведения, так как в условиях социального обновления общества необходимо развивать творческую инициативу, умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения, изыскивать убедительные аргументы. Дискуссия выступает не только как средство развития мышления, приобретения новых знаний, формирования умений и навыков, она является также средством воспитания таких ценных качеств личности, как настойчивость в достижении цели, умение правильно ориентироваться в незнакомой обстановке. Результатом проведения занятия стало осознание студентами важности чувства именно истинной любви, внимания чувствам других людей. Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу: • дать индивидуальное опережающее задание (двум студентам); • дать опережающее дифференцированное задание по группам (работа с текстом рассказа); • подготовить карты для составления «синквейна»; • подготовить мультимедийную презентацию; • разработать карты оценивания работы студентов на занятии. Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов духовно-нравственной направленности.
Тема: «Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет»). Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала. Метод обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн. Время: 90 мин. Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии. Цели занятия: 1. Цель обучения: • познакомить обучающихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»; • показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе; • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Желткове, его роли в рассказе и его влиянии на сознание героев. 2. Цель развития: • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию; • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность; • развитие умения вести дискуссию, преодолевать нравственный максимализм; • развитие умений работать в группе; • развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций; • продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления; • формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения; 3. Цель воспитания: • поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала; • на примере образа главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, трепетное отношение к чувству любви; • способствовать воспитанию "культуры спора". Студент должен знать: • содержание рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; • характеристику основных образов-персонажей рассказа «Гранатовый браслет», особенности образа «маленького человека». уметь: • составлять «синквейн»; • характеризовать пейзаж в художественном произведении; • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой; • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения; • вступать в диалог с другими участниками дискуссии. Междисциплинарные связи: «Искусство»