Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Четверг, 22.10.2020, 01:42ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    "Омские поэты о Родине, родном крае и о себе"
    [ · Скачать удаленно (30,9 Мб) ] 16.09.2014, 17:35
    Тема: «Омские поэты о Родине, родном крае и о себе»
    Цели:
    1. Воспитание любви к родному краю посредством приобщения к произведениям омских поэтов.
    2. Знакомство с творчеством омских поэтов: Балачана В.Ф., Новикова В.П., Макарова В.А., Четвериковой Т.Г.
    Задачи:
    1. Совершенствовать навыки анализа лирического текста (компетентностей)
    2. Показать лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.
    3. Совершенствовать навыки работы со справочными изданиями
    4. Развивать способности детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.
    5. Формировать умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

    Оборудование урока
    1. Тексты стихотворений
    2. План анализа лирического произведения
    3. Задания группам.
    4. Справочные издания.
    5. Книжная выставка.
    6. Детские иллюстрации к стихам омских поэтов.
    7. Электронные презентации.

    План урока
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Обзор книжной выставки.
    3. Работа в группах (анализ стихотворения, работа со словарями, выразительное чтение)
    4. Подведение итогов.
    5. Домашнее задание.

    Ход урока
    Вступительное слово учителя
    Привет, Россия - родина моя!
    Как под твоей мне радостно листвою!
    И пенья нет, но ясно слышу я
    Незримых певчих пенье хоровое...
    Как будто ветер гнал меня по ней,
    По всей земле - по селам и столицам!
    Я сильный был, но ветер был сильней,
    И я нигде не мог остановиться.
    Привет, Россия - родина моя!
    Сильнее бурь, сильнее всякой воли
    Любовь к твоим овинам у жнивья,
    Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
    За все хоромы я не отдаю
    Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
    Как миротворно в горницу мою
    По вечерам закатывалось солнце!
    Как весь простор, небесный и земной,
    Дышал в оконце счастьем и покоем,
    И достославной веял стариной,
    И ликовал под ливнями и зноем!..
    Привет, Россия - родина моя!
    Сильнее бурь, сильнее всякой воли
    Любовь к твоим, Россия, журавлям,
    Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
    (Н. Рубцов. «Привет, Россия…»)

    На предыдущих уроках мы уже говорили о мастерстве русских поэтов 20 века в создании образа Родины. Вспомните замечательные стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…», Н. Рубцова «Родная деревня», Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева с одинаковыми названиями «Алёнушка».
    А сегодня наш разговор пойдёт об омских поэтах.
    Омск - город литературный. Он дал писателей и поэтов, прочно вошедших в историю не только литературы великой Сибири, но и общенациональной литературы. Достаточно назвать имена Леонида Мартынова, Сергея Залыгина, Феоктиста Березовского, Роберта Рождественского, Тимофея Белозёрова и многих, многих других, тех, кто родился и жил в нашем городе, тех, без которых сегодня не обходится ни один разговор о современной сибирской прозе и поэзии. Произведения омских авторов и литература о них представлена на книжной выставке «Тихая моя Родина», с которой нас познакомит Татьяна Алексеевна (заведующая школьной библиотекой).

    Обзор книжной выставки (библиотекарь)

    Задания:

    I группа
    Новиков В.П.

    ДУХ СТУДЕНОЙ РЕКИ

    Снег и стужа в округе моей.
    Толстым льдом покрывается речка.
    В зимний вечер мне стала родней
    Наша теплая русская печка.

    Я принес дух студеной реки.
    И в тепле рукавицы размякли.
    Синей влагой покрылись коньки.
    С шапки падают крупные капли.

    И фуфайка вбирает тепло.
    И пимы - на протопленной печке.
    И поземкой уже занесло
    Наши тропки, бегущие к речке...

    II группа
    Четверикова Т.Г.

    Я никому не уступлю
    Ту землю, что зову своею.
    Я здесь живу и здесь люблю —
    Не ветерком над нею вею.
    Такие корни, как мои,
    Надежно держат эти недра.
    Иных пределов соловьи,
    Ослепнув от степного ветра,
    Пускай твердят: мечта, судьба... :
    Красив Иртыш зимой и летом... ;
    Но есть на Северных изба,
    Моим сработанная дедом.
    И церковь та не снесена,
    Где под венцом стояла бабка.
    По мне — иртышская волна
    Припахивает детством сладко.
    Куда отсюда я уйду,
    Коль судьбы предков, словно вехи,
    Здесь переплачу я беду
    И здесь отпраздную успехи.
    И пусть просты мои слова,
    Пусть не парадны и не броски —
    Я стороной своей жива,
    До края,
    до своей берёзки.

    Макаров В.А.

    ВЕСНА В УРМАНЕ

    Июньских громов накаты
    Взрывают таежные сны
    И чуткие ноздри сохатых
    Трепещут под ветром весны
    И чертит вокруг капалухи
    Глухарь косолапый круги.
    Лиса подползает на брюхе
    Попробовать вешней реки.

    Как будто вчера крушило
    Солнце ледовый заслон,
    А нынче уходят машины
    По черным дорогам в район.
    Веселой, тонкой и звонкой,
    До жилочки вся видна,
    Веснушчатою девчонкой
    В окошко стучит сосна.
    Черемуха из огорода
    Наваливается на плетень...
    И столько родного народа —
    В Васисе,
    В весенний день!

    Балачан В.Ф.

    ***
    Я вышел к озеру Чаны
    Тропой нехоженой и росной,
    Где по ступенькам тишины
    Поднялось солнце над березой.
    Потом направило стопы
    Оно по выпуклому небу,
    Как по воде…
    По всей степи
    Дохнуло утро
    Спелым хлебом.
    Село подойником звенит.
    Уходит стадо за ограду.
    В своих владениях зенит
    Наводит солнечный порядок.
    Вода, как небо, голуба.
    Зеркальная. Ни бугорочка.
    А возле озера – хлеба,
    Как золотая оторочка.
    Моя родительница-степь!
    Твои хлеба, луга и воды –
    Увы! – мне краше не воспеть,
    Чем создала сама природа.

    Задание
    А теперь перейдём к практической части нашего урока. На предыдущих занятиях мы учились выразительно читать и анализировать произведения русских поэтов ХХ века. Поэтому предложенные сейчас задания не должны будут вызвать у вас затруднений. Прочитайте с выражением одно из стихотворений и произведите его анализ по плану.

    Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, произведите анализ стихотворения по предложенному плану.

    Анализ стихотворения:
    1. О чём стихотворение? Определите тему стихотворения.
    2. Главная мысль (идея).
    3. Какое время года описывает автор?
    4. Какой пейзаж описывает автор (городской, сельский)?
    5. Мысли и чувства автора. Каким настроением проникнуто стихотворение? (грустное, весёлое, восторженное, печальное, радостное, задушевное, задумчивое, лиричное, интонация раздумья, чувство родства с окружающим миром).
    6. Какие художественные приёмы (средства) помогают автору передать эти эмоции (чувства): сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, риторическое обращение.
    7. Используя словари, объясните значение незнакомых вам слов (устаревших, диалектизмов), встретившихся в тексте.
    8. Речевые особенности стихотворения (повторы, инверсия, просторечия, оценочная лексика, диалектизмы).
    9. Ваше восприятие стихотворения (каким представляется автор строк, совпадает ли ваше восприятие родной природы с восприятием автора, какие чувства в вас вызвало стихотворение)
    10. Захотелось ли вам прочитать другие стихи этого поэта? (Захотелось ли вам поближе познакомиться с творчеством этого поэта)?

    Работа в группах.

    Выступление групп.
    Мы прослушали выступления всех групп. В том-то, ребята, и магия поэзии, что каждое всем привычное слово, поставленное в ряд с другими, освещённое чувством поэта, обнаруживает своё глубинное и добавочное значение и начинает излучать звук, светиться разнообразными красками. Этому помогают метафоры и другие тропы, музыка стиха, охватывающая душу, зачаровывающая читателя.
    Теперь можно подвести итоги сегодняшнего урока. Я попрошу вас, ребята, поделиться своими впечатлениями, осмыслить свой читательский опыт.
    Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов нашей мини- анкеты. Это поможет вам при выполнении домашнего задания, которое будет творческим.

    1. О творчестве каких поэтов мы сегодня говорили? (назовите фамилии, имена, отчества).
    2. Напишите несколько слов о том, чем запомнился каждый из поэтов:
    ____________________________
    ____________________________
    ____________________________
    ____________________________
    3. Дайте в нескольких словах оценку сегодняшнего урока:
    понравилось, потому что__________________________
    не понравилось, потому что _______________________

    Я думаю, что этот урок пробудил у вас интерес к поэзии, развил образное восприятие действительности. И вам будет интересно выполнять домашнее задание.
    Спишите задание с экрана.

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
    Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
    1. Какой вы увидели Родину в одном из рассмотренных на уроке стихотворений?
    2. Какое из рассмотренных на уроке стихотворений произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?
    Категория: Урок литературы | Добавил: Sotnikova
    Просмотров: 7254 | Загрузок: 475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
    Всего комментариев: 1
    Уважаемые коллеги!
    Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением требований пункта 5. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация».
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2020