Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Воскресенье, 20.08.2017, 10:52ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    По страницам биографии М.Ю.Лермонтова
    [ · Скачать удаленно () ] 31.07.2015, 14:59
    Урок литературы в форме виртуальной экскурсии: «По страницам биографии М.Ю.Лермонтова»

    Цели урока: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю.Лермонтова; способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте, заинтересовать рассказом о биографии поэта, развивать интерес к поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова.

    Планируемые результаты обучения:
    Предметные:
    ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к фактам биографии М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
    коммуникативная сфера: создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе услышанного и прочитанного; уметь оценивать выступления одноклассников, строить устный ответ, используя алгоритм.
    Личностные: осознавать личностный смысл обучения; проявлять готовность к саморазвитию.
    Метапредметные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, справочниках, ресурсах Интернета; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

    1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
    Урок начинается с зачитыванием фрагментов из стихотворений М.Ю.Лермонтова: «Бородино», «Парус», «Тучи».
    - Ребята, вы догадались, кто автор этих строк?
    - Что вам известно об этом поэте? (выслушиваются ответы ребят)
    Презентация. Сл.1.
    Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически.
    "... он мыслью с нашим веком слился -
    Былых времён великий пленник,
    И в наш творящий век явился
    Как самый яркий современник..."
    Молчанов И.

    2. Целеполагание.
    -Вспомните, пожалуйста, с чего начинается знакомство с творчеством любого писателя или поэта? (со знакомства с его биографией).
    - Сформулируйте тему нашего урока. (учащиеся предлагают разные варианты).
    - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
    - Я предлагаю вам совершить увлекательную виртуальную экскурсию по страницам биографии великого поэта. В тетради запишите тему урока. Во время экскурсии вы будете вести бортовой журнал, записывая те факты из биографии поэта, которые покажутся вам интересными.
    Поделите страницу тетради пополам. В первую колонку будем записывать название станций виртуальной экскурсии, а во вторую кратко то, что покажется вам интересным и важным.

    3. Первичное усвоение новых знаний.
    Сл.2. Маршрут виртуальной экскурсии включает в себя 6 станций. А начну я свой рассказ традиционно с детства поэта. (Вариант: рассказ по каждой станции маршрута готовят заранее учащиеся).

    Сл.3. (переход с маршрута. Кликаем по иконке "Детство")
    М.Ю.Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
    (к следующему слайду переходим щелчком мыши)

    Сл.4.
    Вскоре после рождения мальчика в 1815 году семья Лермонтовых переехала в имение бабушки в Тарханы.

    Сл.5.
    Брак родителей М.Ю. был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных разногласий. После ранней смерти матери небогатый отец был вынужден передать сына на воспитание бабушке.

    Сл.6.
    Бабушка горячо любила внука.
    У него в Тарханах было несколько комнат.
    В детской - изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик.
    Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками.

    Сл.7.
    Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома.
    С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским.
    Изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно.
    Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска.
    Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского – там были многочисленные воины, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега. Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан.

    Сл.8.
    Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Эти поездки оставили глубокий след в памяти Лермонтова.

    (возвращаемся на маршрут)
    После каждой станции учитель просит 2-3 учеников зачитать записи своего бортового журнала. Ответы ребят дополняются, при необходимости исправляются.

    - Когда Лермонтову было 13 лет, бабушка решила переехать в Москву, чтобы продолжить образование внука. Итак, началась пора юности – пора учебы и становления личности.
    (выбираем станцию «Учеба»)

    Сл.9.
    С 1928 года М.Ю.Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе, куда принимались только дети из богатых семей. В пансионе Лермонтов проучился 2 года. В 1830 году он поступил в Московский университет на нравственно-политическое, а затем словесное отделение.

    Щелчок по слайду.
    В 1832 году Лермонтов оставляет университет и переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую заканчивает корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 году. (щелчок)

    Щелчок по слайду.
    По окончании школы Лермонтов служит в Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом, часто посещает Петербург. (щелчок)

    Щелчок по слайду.
    В Петербурге он делается "душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин. Но очень скоро светская жизнь с ее маскарадами, балами наскучила Лермонтову. Он понял «свет», где под маской приличия скрывались равнодушие, лицемерие, стремление к власти. (возвращаемся по стрелке на маршрут)

    Первая ссылка на Кавказ.
    Беззаботная жизнь его вдруг внезапно прервалась.
    Следующая страница биографии М.Ю.Лермонтова «Первая ссылка на Кавказ». (кликаем на станцию, не попадая на портрет)

    Сл.10.
    Резкий перелом в судьбе Лермонтова наступил в дни гибели А.С.Пушкина. По словам А.И.Герцена «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова».

    Щелчок по слайду.
    Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением смерть Поэта в 1837 году.
    «Погиб поэт! – невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой», - писал М.Ю. Лермонтов. В этом стихотворении Лермонтов открыто обвинил высшее общество в смерти Пушкина, назвал придворных «палачами Свободы, Гения и Славы».

    Щелчок по слайду.
    Заключительные строки стихотворения вызвали гнев Николая 1.
    18 февраля Лермонтов был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

    Щелчок по слайду.
    Во время ссылки раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

    Щелчок по слайду.
    Лермонтов изъездил Кавказ: побывал в Тифлисе, лечился на водах, изучал восточный фольклор. Творчество Лермонтова расцветает.

    Щелчок по слайду.
    Благодаря хлопотам бабушки, первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. В октябре 1837г. Лермонтов возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

    Щелчок по слайду.
    По возвращении из ссылки Лермонтов уверенно завоевывает «большой свет» и мир литературы. К 1840 г. наследие поэта включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм и несколько неоконченных произведений. (переход на маршрут)

    Станция – вторая ссылка на Кавказ.
    Наступает 16 февраля 1840 года. Лермонтова ожидает вторая ссылка на Кавказ. За что же?

    Сл.13.
    16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Последовал вызов на дуэль.

    Сл.14.
    Дуэль состоялась через 2 дня, 18 февраля, рано утром, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом.
    Дуэль окончилась бескровно.
    Противники помирились и разъехались, но о дуэли стало известно начальству.
    Лермонтова арестовали, предали военному суду, сослали на Кавказ.

    Сл.15.
    На Кавказе Лермонтову пришлось принять участие в ряде стычек и сражений. Самое значительное произошло 11 июля на реке Валерик. Поэт проявил здесь храбрость и был представлен к боевой награде.
    На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности.

    (возвращение на маршрут)
    Но судьба не была благосклонна к Лермонтову.
    Следующая станция – «Дуэль». (переходим кликом по иконке)
    Сл.16.
    В январе 1841 года Лермонтов выхлопотал долгожданный отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества.

    Сл.17.
    Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк.
    Щелчок по слайду.
    Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на Минеральных водах. Здесь Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Лермонтов принял вызов, , не намереваясь стрелять в товарища.

    Щелчок по слайду.
    15 июля 1841 года у подножия горы Машук в Пятигорске состоялась роковая дуэль поэта. Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – прямо в грудь 26-летнему поэту. (пауза – молча показ слайда с памятником на месте дуэли)

    Щелчок по слайду.
    Первоначально Лермонтов был похоронен в Пятигорске, позднее, в 1842 году, его прах был перевезен в Тарханы, в семейный склеп.

    Щелчок по слайду. (выразительно читаем стихотворение Огарева со слайда)
    «Еще дуэль! Еще поэт
    С свинцом в груди сошел с ристанья.
    Уста сомкнулись, песен нет,
    Все смолкло… Страшное молчанье!
    Тут тщетен дружеский привет…
    Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
    Любовь, — все, чем душа жила…
    И где душа? Куда ушла?…»
    (Н.П. Огарев, «На смерть Лермонтова»)
    (возвращаемся по стрелке на маршрут)

    Погиб поэт! Но память о нем живет в сердцах благодарных потомков.
    Переход к станции «Памятники поэту»

    Давно уже нету поэта.
    Но в мыслях, в стихах он у всех на виду.
    Известный талант всему свету
    Со временем нашим остался в ладу. (перелистываем слайды с памятниками).
    После последнего памятника возвращаемся на слайд маршрута.
    - Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия по страницам биографии поэта.

    4. Первичная проверка понимания.
    Учитель просит зачитать записи своих бортовых журналов полностью, тех, кого еще не спрашивали на уроке.
    5. Первичное закрепление.
    Составление кластера по теме «Биография М.Ю.Лермонтова» (2 ученика работают у доски). В это время класс работает над тестом, проверяя степень усвоения материала урока. [/i]Материала теста распечатаны.

    Тест.

    1. Полное имя Лермонтова:
    А. Юрий Михайлович
    Б. Михаил Юрьевич
    В. Михаил Михайлович

    2. Назовите дату и место рождения поэта:
    А. 1812г. Тарханы
    Б. 1914г. Санкт-Петербург
    В. 1814г. Москва

    3. Воспитанием Лермонтова занимались:
    А. родители
    Б. бабушка
    В. государство

    4. Какое образование получил поэт?
    А. юридическое
    Б. филологическое
    В. военное

    5. За что Лермонтов был первый раз сослан на Кавказ?
    А. за дуэль
    Б. за гневное стихотворение, написанное на гибель А.С.Пушкина
    В. за скандал, устроенный на одном из светских балов

    6. Как долго длилось первое пребывание Лермонтова на Кавказе?
    А.несколько месяцев
    Б. пару недель
    В. 2 года

    7. В каком году Лермонтова второй раз отправляют в ссылку на Кавказ?
    А. 1838г.
    Б. 1840г.
    В. 1841г.

    8. Чем занимается Лермонтов на Кавказе?
    А. участвует в ряде стычек и сражений, проявляя храбрость;
    Б. лечится в санаториях Кавказа;
    В. ведет праздный образ жизни.

    9. На дуэль Лермонтова в Пятигорске вызвал его однокурсник:
    А. Дантес
    Б. Мартынов
    В. Эрнест де Барант

    10. В каком году на дуэли был убит великий русский поэт?
    А. 1837г.
    Б. 1841г.
    В. 1861г.
    Самопроверка. БВБВБАБАББ
    Обсуждение составленных у доски кластеров, выявление наиболее удачного варианта.
    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (на усмотрение учителя).
    7. Рефлексия.

    - Что нового о жизни великого русского пота вы узнали сегодня?
    - Понравилась ли вам виртуальная экскурсия?
    - Как вы оцениваете свою работу на уроке сегодня? Что удалось? Что вызвало трудности? Как их можно преодолеть?
    - А теперь каждый одним словом выразите свое впечатление об уроке. (интересный, познавательный, яркий, запоминающийся...)

    - Всем огромное спасибо за внимание!
    Категория: Урок литературы | Добавил: tatyana-0479
    Просмотров: 669 | Загрузок: 193 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Уважаемая Татьяна Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом  конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Предметы гуманитарного цикла». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
         
    http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB     
    Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке адрес.     
    Тех. эксперт Н.Л. Мельникова

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2017