Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; провести словарную работу. Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса, развитию творческого потенциала учащихся. Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать сострадание, милосердие.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование: произведение А.А.Лиханова “Мальчик, которому не больно”; портрет писателя, интерактивная доска для просмотра презентации, выставка книг.
Приложения:
Презентация 1 Презентация 2 Приложение № 1
На доске эпиграф:
- А разве есть слезы черные? - Еще сколько! - Ну, плачь, плачь, только, чур, светлыми... А.А.Лиханов
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя: Детство... Сколько книг посвящено этой поре в жизни
человека.
- Вспомните, какие писатели обращались в своих произведениях к этой теме?
Не случайно среди названных авторов - и наш земляк А.А.Лиханов.
Что вы знаете об этом писателе? (высказывания ребят)
Знакомясь с новой книгой писателя, мы с вами расширяем и наши сведения об авторе.
III.Сообщение ученика по биографии А.А.Лиханова (презентация 1)
Слово учителя: О чем рассказывает Лиханов в своих книгах? Какие герои вам запомнились?
IV. Целеполагание
А сегодня мы поговорим еще об одной проблеме детства, которая волнует писателя. Одно из последних произведений писатель назвал “Мальчик, которому не больно”. А может ли быть такое? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей совместной работы. Тема нашего урока “Плачь...только слезами светлыми..” (записываем в тетрадь)
(Презентация 2 - слайд 1)
V. Работа с текстом произведения (беседа):
- Кто главный герой произведения? (презентация 2, слайд 2)
- Что нам известно о нем? Расскажите.
- Каков его круг общения? Кто приходит в дом к мальчику и с какой целью?(Приходят братья Лебедевы, их приводит женщина-врач, Машутка, врачи).(Презентация 2, Слайд 3.)
- Какие чувства испытывает мальчик от общения с ними? Найдите в тексте, зачитайте и прокомментируйте. (Машутка - по суффиксу; Братья Лебедевы- “охватил какой-то озноб, в первый раз обо мне при мне говорили как об отсутствующем”. Хулиганы.(глава “Доктор с хулиганами”).Бесконечное количество врачей- “колют мои ноги иголками, а мне не больно”)
Слово учителя: Какой вывод можем сделать? (То есть мальчик не испытывает к ним никаких чувств, эмоций- ему не больно!)
- Какие синонимы к слову не больно мы можем подобрать? Запишите их в тетрадь. Слова разместите друг под другом. (Ребята записывают слова, потом называют их)
- А испытывает ли мальчик эти чувства? Когда? Найдите в тексте. (Бабушка стряхивает паучка- мучительно, уходит мама- обидно, погибает отец - болезненно, попадает в больницу - чернота, бабушка попадает в больницу..)
Слово учителя: еще один синоним к этому слову - хоть плачь.. (Презентация 2,Слайд 7)
- А было ли такое у мальчика, когда из его глаз катились слезы? В какой момент?
Слайд 8. Найдите. (Работа с текстом, по мере нахождения эпизодов- на доске цитаты из текста) Слайд 9-15.
- Обратите внимания на доску. Об этом диалоге вы сегодня уже говорили. Прочитайте их еще раз. Чьи это слова?
- А что значит слезы черные и слезы светлые? Слайд 16. Подумайте и запишите свой ответ в тетрадь. (Дети пишут)
Обмен мнениями.
Слово учителя: Все вы сошлись в одном, что слезы светлые - это слезы от счастья, от радости, черные - скорби, печали, обиды, горя. Слайд 17.
- Как завершает свое произведение Альберт Анатольевич? Послушайте.
На фоне музыки Вивальди(клип) читается последняя глава. Приложение 1 (http://youtu.be/IbE7_FpVgMw)
Вот мы и подошли к ответу на вопрос: А бывает ли так, чтоб человеку было не больно? (Ребята отвечают)
Слово учителя: НЕТ. Существует боль физическая и душевная. Но преодолевая все это - черные слезы обязательно сменяются светлыми...Так пусть и у вас не будет боли, а будет только радость и слезы только от радости.. Слайд 18
Рефлексия: в тетрадях продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я...(потом тетради сдать)
Домашнее задание: Сочинение - рассуждение (одно на выбор):
- О каких еще проблемах говорит Лиханов в своем произведении? Почему вы так считаете?
- Почему жанр своего произведения Лиханов определяет как “не сказка для не взрослых”?