Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 19.04.2024, 08:17ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    "Раз душа просит..."
    [ · Скачать удаленно () ] 16.09.2014, 09:47
    Урок литературы
    Тема: «Раз душа просит…» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»).
    Цель: Продолжить работу по развитию эмоциональной сферы личности учащихся через знакомство с рассказом И.А.Бунина «Лапти».
    Задачи:
    1.Показать, как самоотверженная любовь к больному ребёнку спасает жизнь.
    2.Воспитывать духовно-нравственные качества: милосердие, доброту, сострадание.
    3.Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
    Тип урока: урок – размышление
    Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
    Методы и приёмы: выборочное чтение, словесное рисование, обращение к личному опыту; опережающее задание, отзыв о прочитанном в форме пирамиды «критиков».
    Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация к уроку.
    Ход урока
    I. Организационный момент 1 слайд
    Тема нашего урока: «Раз душа просит…» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»).
    Откройте тетради, запишите тему урока.
    II. Слово учителя. 2 слайд.
    - С произведениями Ивана Алексеевича Бунина мы уже знакомы. Вспомните произведения, с которыми уже знакомились.
    Стихи «Листопад», «Детство», «Сказка» глубоко поэтичны, как и его прозаические произведения. Сейчас давайте обратимся к словам самого поэта – к эпиграфу урока:
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит, –
    Любовь и радость бытия.
    И. Бунин
    (запись эпиграфа в тетрадь)
    С ранней юности его стали интересовать тайны человеческого бытия. Краткость, хрупкость, незащищенность человеческой жизни потрясают чуткую душу писателя.
    Писатель одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему увидеть в жизни. А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, непокоем, жаждой непременно увидеть все, до той поры невиданное. И.А. Бунин прожил 34 года за границей, но продолжал любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочностью русской души.

    III. Из истории создания. Сообщение учащегося. 3 слайд
    Рассказ «Лапти» И.А. Бунин писал в эмиграции в 1924 году.
    В рассказе нет публицистичности, поднятия социальных вопросов, но он навеян мыслями о тяжелом положении русского народа. Все произведение пронизано какой-то горечью. Бунин - писатель-реалист, он сопереживает трудной судьбе народа и легко и просто раскрывает тему смерти. Простое повествование описывает тоску по запустелым дворянским гнездам, трагизм жизни простого русского мужика.
    Писатель не останавливается на деталях, но как трогает каждое слово в описании хутора: холодный хуторской дом, сумрак, пляшущие на стене тени от свечи. Бунин акцентирует удивительно доброе отношение барыни-хозяйки к своему работнику. Разное материальное положение, но одинаково тяжелая жизнь делает людей ближе.
    Автор раскрывает всю сущность русского характера - преодоление страха перед смертью во имя спасения жизни ребенка, выполнив его просьбу, может, последнюю, безграничную любовь матери к своему чаду.
    Бунин возвышает душу русского человека, раскрывая самоотверженную любовь Нефеда к чужому больному ребенку, противопоставляет чувство смерти и жажду жизни.

    IV. Общее восприятие
    - Что удивило вас в этом рассказе?
    - Чем поразил? Почему?
    - Как соотносятся картина природы и описание жизни людей, изображённых в рассказе? Зачитайте. 4 слайд (вьюга, болезнь мальчика)

    - Кто такой Нефёд?

    V. Словарная работа 5 слайд
    - Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось? (Фёдор).
    - Фёдор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефёд – это не Бог.

    Нефёд – В данном случае не - вовсе не отрицание. Нефёд - народная обработка греческого имени Мефодий, которое носил один из создателей славянской письменности. (из др.-греч. – «ищущий»).
    Опишите Нефёда. Что он увидел, приоткрыв дверь в комнату ребёнка?

    Лапти - В старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

    Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

    VI. Работа с текстом.
    – Давайте зачитаем диалог матери и Нефёда.
    6 слайд Как достигает автор стремительного развития сюжета? (Короткие предложения; диалог с многоточиями (недосказанность); точные глаголы - мотнул, задумался, добывать, желает, добывать, идти, покрасить, подумал, пойду, пойду, доехать не доедешь, ушёл).
    7 слайд Вывод: Бунин, говоря о собственной манере письма, подчёркивал, что для него главное – найти верный «звук». В рассказе «Лапти» передаются самые тонкие и грустные звуки, интонации горя, страха, безысходности, самоотверженной любви главного героя.
    Поэтому сюжет стремителен, т.е. события развиваются очень быстро, как сама болезнь ребёнка.
    8 слайд - Почему Нефёд решает непременно выполнить просьбу больного мальчика? (Просьба больного. Выполнит просьбу – спасёт мальчика. «Раз душа просит…»)
    Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

    - Как характеризуют Нефеда его немногословность и авторские замечания (сказал «твёрдо», «ещё подумал»)? (Нефед – человек дела)
    Действительно, читая рассказ « Лапти », нас поражает особая лаконичность и мыслеемкость каждой фразы и каждого образа.

    - Обратите внимание на взаимоотношения между Нефёдом и барыней. (Она называет его – Нефёдушкой)
    - О чем это говорит?
    ( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)

    - Просила ли барыня о том, чтобы Нефёд отправился за лаптями? (Нет)
    -Осознавал ли Нефёд опасность для себя? (Некогда было задумываться об этом)
    - Считал ли он свой поступок жертвой?
    (Нет, это было его желание, его душевный порыв)

    Вывод: Оправдывает ли герой своё имя?

    Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
    9 слайд - Бунин допускает чудо. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

    10 слайд - Зачитайте финал рассказа.
    Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жильё…
    За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.

    11 слайд - Какое значение имеет в рассказе эпизод со спасшимися мужиками? (Во-первых, внешнесобытийное: благодаря мужикам, герои рассказа узнают о гибели Нефеда.
    Во-вторых, идейно-значимое: Нефед, даже мёртвый, сдержал своё обещание – принёс лапти и пузырёк с фуксином.
    Наконец, неизвестно, поправится ли мальчик, но жертва Нефеда уже не бессмысленна: благодаря ему спаслись в метель заплутавшие мужики)

    -Как финал раскрывает позицию автора?
    12 слайд В финале раскрывается позиция автора – почтительное восхищение способностью человека к самопожертвованию - что является главной мыслью рассказа.

    13 слайд -О чём заставляет задуматься рассказ?
    (Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям).

    VII. Работа с экспертами
    -Какими человеческими качествами своего героя восхищается автор? (Милосердие, сочувствие, преданность, самопожертвование)
    - Обратимся к экспертам, чтобы узнать лексическое значение этих слов.
    14 слайд
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
    Преданность (преданный) – исполненный любви и верности к кому (чему) –нибудь.
    Самопожертвование (самоотверженный) – жертвование (жертвующий) своими личными интересами ради других.

    -В чём проявляются эти качества, в каких поступках, душевных потребностях человека? (Высказывания детей)

    VIII.Актуальность рассказа. 15 слайд
    -Можем ли произведение начала 20 века быть современным? (Да, ведь оно построено на общечеловеческих ценностях. Эти жизненные принципы: доброта, милосердие, сочувствие, взаимопомощь и др. – необходимы во все времена).

    - Рассказ занимает одну страницу, а сколько мыслей, тем, затронутых автором. Главный герой рассказа Бунина Нефед – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия.
    Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

    IX. Рефлексия
    Подводя итог, хотелось бы, чтобы вы написали отзыв о прочитанном произведении в форме пирамиды «критиков».
    16 слайд
    1. О чём произведение? (1 слово)
    2.Характер произведения.(2 слова)
    3.Место и время действия. (3 слова)
    4.Главные события в произведении. (4 слова)
    5.Главные герои. Какие они? (5 слов)
    6.Что вы почувствовали, когда читали начало, середину, конец произведения? (6 слов)
    7.О чём произведение? (дополните 1-ую строку шестью словами)
    8.Ваша реклама (антиреклама), рекомендация для прочтения произведения. (8 слов)

    Зачитывание работ учащихся.

    X. Итог 17 слайд
    Возвращаясь к началу урока, обращаясь к теме «Раз душа просит…» и эпиграфу, мы можем подвести итог – главное в жизни: любовь к ближнему, доброта и готовность к самопожертвованию.
    Домашнее задание 18 слайд
    - Почитать повесть М.Горького «Детство». Найти литературного героя, которому присущи такие же качества, как Нефеду.
    Категория: Урок литературы | Добавил: СысоеваНаталья
    Просмотров: 3842 | Загрузок: 626 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Наталья Владимировна!
    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации
    образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024