Урок литературы Тема: «Раз душа просит…» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»). Цель: Продолжить работу по развитию эмоциональной сферы личности учащихся через знакомство с рассказом И.А.Бунина «Лапти». Задачи: 1.Показать, как самоотверженная любовь к больному ребёнку спасает жизнь. 2.Воспитывать духовно-нравственные качества: милосердие, доброту, сострадание. 3.Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность. Тип урока: урок – размышление Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Методы и приёмы: выборочное чтение, словесное рисование, обращение к личному опыту; опережающее задание, отзыв о прочитанном в форме пирамиды «критиков». Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация к уроку. Ход урока I. Организационный момент 1 слайд Тема нашего урока: «Раз душа просит…» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»). Откройте тетради, запишите тему урока. II. Слово учителя. 2 слайд. - С произведениями Ивана Алексеевича Бунина мы уже знакомы. Вспомните произведения, с которыми уже знакомились. Стихи «Листопад», «Детство», «Сказка» глубоко поэтичны, как и его прозаические произведения. Сейчас давайте обратимся к словам самого поэта – к эпиграфу урока: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, – Любовь и радость бытия. И. Бунин (запись эпиграфа в тетрадь) С ранней юности его стали интересовать тайны человеческого бытия. Краткость, хрупкость, незащищенность человеческой жизни потрясают чуткую душу писателя. Писатель одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему увидеть в жизни. А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, непокоем, жаждой непременно увидеть все, до той поры невиданное. И.А. Бунин прожил 34 года за границей, но продолжал любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочностью русской души.
III. Из истории создания. Сообщение учащегося. 3 слайд Рассказ «Лапти» И.А. Бунин писал в эмиграции в 1924 году. В рассказе нет публицистичности, поднятия социальных вопросов, но он навеян мыслями о тяжелом положении русского народа. Все произведение пронизано какой-то горечью. Бунин - писатель-реалист, он сопереживает трудной судьбе народа и легко и просто раскрывает тему смерти. Простое повествование описывает тоску по запустелым дворянским гнездам, трагизм жизни простого русского мужика. Писатель не останавливается на деталях, но как трогает каждое слово в описании хутора: холодный хуторской дом, сумрак, пляшущие на стене тени от свечи. Бунин акцентирует удивительно доброе отношение барыни-хозяйки к своему работнику. Разное материальное положение, но одинаково тяжелая жизнь делает людей ближе. Автор раскрывает всю сущность русского характера - преодоление страха перед смертью во имя спасения жизни ребенка, выполнив его просьбу, может, последнюю, безграничную любовь матери к своему чаду. Бунин возвышает душу русского человека, раскрывая самоотверженную любовь Нефеда к чужому больному ребенку, противопоставляет чувство смерти и жажду жизни.
IV. Общее восприятие - Что удивило вас в этом рассказе? - Чем поразил? Почему? - Как соотносятся картина природы и описание жизни людей, изображённых в рассказе? Зачитайте. 4 слайд (вьюга, болезнь мальчика)
- Кто такой Нефёд?
V. Словарная работа 5 слайд - Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось? (Фёдор). - Фёдор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефёд – это не Бог.
Нефёд – В данном случае не - вовсе не отрицание. Нефёд - народная обработка греческого имени Мефодий, которое носил один из создателей славянской письменности. (из др.-греч. – «ищущий»). Опишите Нефёда. Что он увидел, приоткрыв дверь в комнату ребёнка?
Лапти - В старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
VI. Работа с текстом. – Давайте зачитаем диалог матери и Нефёда. 6 слайд Как достигает автор стремительного развития сюжета? (Короткие предложения; диалог с многоточиями (недосказанность); точные глаголы - мотнул, задумался, добывать, желает, добывать, идти, покрасить, подумал, пойду, пойду, доехать не доедешь, ушёл). 7 слайд Вывод: Бунин, говоря о собственной манере письма, подчёркивал, что для него главное – найти верный «звук». В рассказе «Лапти» передаются самые тонкие и грустные звуки, интонации горя, страха, безысходности, самоотверженной любви главного героя. Поэтому сюжет стремителен, т.е. события развиваются очень быстро, как сама болезнь ребёнка. 8 слайд - Почему Нефёд решает непременно выполнить просьбу больного мальчика? (Просьба больного. Выполнит просьбу – спасёт мальчика. «Раз душа просит…») Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Как характеризуют Нефеда его немногословность и авторские замечания (сказал «твёрдо», «ещё подумал»)? (Нефед – человек дела) Действительно, читая рассказ « Лапти », нас поражает особая лаконичность и мыслеемкость каждой фразы и каждого образа.
- Обратите внимание на взаимоотношения между Нефёдом и барыней. (Она называет его – Нефёдушкой) - О чем это говорит? ( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)
- Просила ли барыня о том, чтобы Нефёд отправился за лаптями? (Нет) -Осознавал ли Нефёд опасность для себя? (Некогда было задумываться об этом) - Считал ли он свой поступок жертвой? (Нет, это было его желание, его душевный порыв)
Вывод: Оправдывает ли герой своё имя?
Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность? 9 слайд - Бунин допускает чудо. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.
10 слайд - Зачитайте финал рассказа. Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жильё… За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.
11 слайд - Какое значение имеет в рассказе эпизод со спасшимися мужиками? (Во-первых, внешнесобытийное: благодаря мужикам, герои рассказа узнают о гибели Нефеда. Во-вторых, идейно-значимое: Нефед, даже мёртвый, сдержал своё обещание – принёс лапти и пузырёк с фуксином. Наконец, неизвестно, поправится ли мальчик, но жертва Нефеда уже не бессмысленна: благодаря ему спаслись в метель заплутавшие мужики)
-Как финал раскрывает позицию автора? 12 слайд В финале раскрывается позиция автора – почтительное восхищение способностью человека к самопожертвованию - что является главной мыслью рассказа.
13 слайд -О чём заставляет задуматься рассказ? (Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям).
VII. Работа с экспертами -Какими человеческими качествами своего героя восхищается автор? (Милосердие, сочувствие, преданность, самопожертвование) - Обратимся к экспертам, чтобы узнать лексическое значение этих слов. 14 слайд Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Преданность (преданный) – исполненный любви и верности к кому (чему) –нибудь. Самопожертвование (самоотверженный) – жертвование (жертвующий) своими личными интересами ради других.
-В чём проявляются эти качества, в каких поступках, душевных потребностях человека? (Высказывания детей)
VIII.Актуальность рассказа. 15 слайд -Можем ли произведение начала 20 века быть современным? (Да, ведь оно построено на общечеловеческих ценностях. Эти жизненные принципы: доброта, милосердие, сочувствие, взаимопомощь и др. – необходимы во все времена).
- Рассказ занимает одну страницу, а сколько мыслей, тем, затронутых автором. Главный герой рассказа Бунина Нефед – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
IX. Рефлексия Подводя итог, хотелось бы, чтобы вы написали отзыв о прочитанном произведении в форме пирамиды «критиков». 16 слайд 1. О чём произведение? (1 слово) 2.Характер произведения.(2 слова) 3.Место и время действия. (3 слова) 4.Главные события в произведении. (4 слова) 5.Главные герои. Какие они? (5 слов) 6.Что вы почувствовали, когда читали начало, середину, конец произведения? (6 слов) 7.О чём произведение? (дополните 1-ую строку шестью словами) 8.Ваша реклама (антиреклама), рекомендация для прочтения произведения. (8 слов)
Зачитывание работ учащихся.
X. Итог 17 слайд Возвращаясь к началу урока, обращаясь к теме «Раз душа просит…» и эпиграфу, мы можем подвести итог – главное в жизни: любовь к ближнему, доброта и готовность к самопожертвованию. Домашнее задание 18 слайд - Почитать повесть М.Горького «Детство». Найти литературного героя, которому присущи такие же качества, как Нефеду.
Уважаемая Наталья Владимировна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]