Цели: познакомить учащихся с христианской тематикой в ранней и поздней лирике Лермонтова; развивать умение определять темы стихов, роль художественных средств; учить выразительности чтения, устному рисованию, «определять» состояние души поэта. Методические приемы: комментарий учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение, устное рисование. 1.Оргмомент. Эпиграфы к уроку (Слайд 3). «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похож! Изумительно, другого слова нет». (И. Бунин). « Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием». ( Д. Мережковский). - Не раз в стихах Лермонтова звучит тема трагической разъединенности между миром и человеком, вечностью и мимолетностью земного человеческого пути. Человек стремится к единению с природой, богом, вечностью. (Слайд 4). Стихотворение «Ангел» - своеобразное воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. 2.Частичный поэтический анализ стихотворения "Ангел". - (Слайд 5). Стихотворение “Ангел” датировано 1831 годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Оно было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Такое толкование слову ангел дает В.И.Даль: "Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его". - Прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения «Ангел». - (Слайд 6). Обратим внимание на композицию стихотворения. Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет собой одно предложение, связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой — точка. - (Слайд 7). Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поёт ангел. - Какие эпитеты употребляет поэт, характеризуя слово песня? - Как показано контрастное противопоставление мира небесного всему земному в конце второго четверостишия? (пел о блаженстве безгрешных духов, хвала его непритворна была). Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела. Диссонанс создается не только звуковым обликом слова: в нем дважды встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз. - (Слайд 8). В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о небе, но и о земле. Докажите, что земной мир противопоставлен образу неба? (Мир земли - мир печали и слез). - Какой эпитет выбирает Лермонтов, характеризуя песни земли? (Cкучные). - Какой глагол использует поэт, говоря о душе, принесенной ангелом на землю? (Томилась). Объясните значение глагола. (Томиться- мучиться, испытывать тягость от чего-либо). - (Слайд 9). Найдите употребление многосоюзия — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении одного и того же союза, и анафоры (единоначалия ). Что достигается их использованием? (Подчеркивается роль каждого однородного члена предложения (многосоюзие), создается единство перечисления, усиливается тягостность, повторяемость действий (анафора)). - (Слайд 10). Найдите поэтические, высокие слова, зачем их использует Лермонтов? (Внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность.) - Какой основной прием выражают слова небо и земля? (Усиливают противопоставление контрастных образов земли и неба). 3. Частичный поэтический анализ стихотворения «Молитва». - (Слайд 11). Прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения «Молитва». Стихотворение было написано для светской красавицы Марии Щербатовой. - Из скольких частей состоит стихотворение? (Стихотворение состоит из 3 частей.) - О чём говорит поэт в 1 части? В каком случае человек обращается к молитве? (1 часть- это описание души лирического героя, его обращение к молитве «в минуту жизни трудную», когда «теснится в сердце грусть»). - Чему посвящена 2 строфа стихотворения? Как воспринимается молитва лирическим героем? (2 часть - описание силы и прелести молитвы, для героя она « созвучье слов живых»). - Какое настроение передано в финальной части стихотворения? Как происходит очищение? - Почему во 2 и 3 четверостишии исчезает «я» героя? Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами? - (Слайд 12). Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. - Как вы поняли слово «благодатная»? Благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство"? Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Благодать - это обещание спасения души. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. 4. Частичный поэтический анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» - (Слайд 13). За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения. И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение. - Прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». (слайд 14). - Обратим внимание на композицию стихотворения. (Слайд 15). Все стихотворение (16 строк) - это одно предложение. С синтаксической точки зрения – сложноподчиненное предложение придаточным условия. Главная часть предложения - последнее четверостишие. - (Слайд 16). О чем говорится в последнем четверостишии? (Смиряется души тревога, расходятся морщины на челе, счастье я могу постигнуть на земле и в небесах я вижу бога.) - При каком условии возможно такое состояние человека? Можем ли мы ответить кратко на этот вопрос? (Когда в природе- все красота и гармония). Почему в последней строфе поэт говорит о боге? (Восхищается не только творением, но и творцом). - (Слайд 17). Вначале взгляд поэта скользит (сверху вниз), обозревая лес, поле, затем стремится к земле и останавливается на частностях, которые можно увидеть при ближайшем расстоянии: малиновая слива, ландыш серебристый, студеный ключ. Здесь возникает лирическое «я» героя, автор стремится к всеохватности, к философскому осмыслению, от восприятия земли к восприятию Бога. (Слайд 18). Природа одухотворена, многообразна, общается с человеком, воздействует на человека. Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю. - (Слайд 19). Стихотворение необычайно красочно. Почему в стихотворении о единстве, гармонии мира природы и человека Лермонтов рисует столь многоцветную картину? Докажите, что природа видится ему в неустанном движении. Как она воздействует на человека? - Можно ли в реальности увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым? Как объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа? (Это мир благодати, мир иного бытия, где человек счастлив, ощущая себя частицей мироздания). - (Слайд 20). Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения? (Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес». Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет». Инверсии: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».) - (Слайд 21). Определим стихотворный размер. /и/ свЕ/жий/лЕс/ шу/мИт/ при/ звУ/ке/ ве/тер/кА/ (шестистопный ямб). - Каким настроением наполнено стихотворение поэта? (Стихи наполнены внутренней тревогой, раздумьями, поисками покоя). - Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам: АВАВ — перекрёстная рифма; ААВВ — параллельная рифма; АВВА — кольцевая рифма. 5. Выводы. - Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). - Как вы понимаете слова Д.Мережковского: «Пушкин- дневное, Лермонтов- ночное светило нашей поэзии»?( Поэзия Лермонтова, как ночь. Полна таинственности. Мечты и грезы лирического героя сродни сновидению.) 6. Домашнее задание. •Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» наизусть. •Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «В чём особенность лермонтовского пейзажа?».