Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 26.04.2024, 00:45ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    Творчество Ф.И.Тютчева
    [ · Скачать удаленно (2.9МБ) ] 06.09.2014, 20:26
    1 – 2 урок. Мир души и мир жизни Ф.И.Тютчева ( 2 урока).

    Цель урока:1)познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути поэта, с
    особенностями мировосприятия Тютчева, сформировать у учащихся представление о философских основах произведений поэта;

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.
    Чтение стихотворения «Умом Россию не понять». Это стихотворение принадлежит
    Ф.И.Тютчеву, с чьим творчеством мы сегодня и познакомимся.
    Его творчество, как и его жизнь во многом для людей вашего возраста остается непонятным,
    слишком сложным. Давайте попробуем проникнуть в эту тайну и постичь мир жизни и мир
    души Ф.И.Тютчева. Слайд № 1.
    - Началом поэтической известности Ф.И.Тютчева стала статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты». Как вы думаете, почему Некрасов относит Тютчева к второстепенным поэтам?
    ( Творчество не понято, неоценимо, малознакомо широкому
    кругу читателей, во главе русской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Тютчев – в стороне)
    - А через полвека И.Аксаков писал: «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной законченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам особую, внеисторическую точку зрения на него».
    Почему творчество Тютчева, по мнению Аксакова, трудно отнести к какой-нибудь определенной эпохе?
    ( творчество, темы вне времени, вечны)

    - Это понимали и современники, и потомки. И Некрасов, который писал о Тютчеве, ни в коем случае не хотел ущемить права поэта, а наоборот, говорил о нем, как о человеке необыкновенного таланта, и поставил никому не известного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, тем самым подчеркнув вневременную ценность творчества Тютчева. Давайте и мы попытаемся понять мир Ф.Ю.Тютчева.
    Мир Ф.И.Тютчева начинался складывается с раннего детства.

    - Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.
    Слайд № 2 «Родители поэта»
    Отец Иван Николаевич был радушным и добросердечным помещиком-хозяином. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование. Три человека оказали преимущественное влияние на умственное и нравственное развитие будущего поэта: мать, урожденная Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и фантазией, дядька Н.А.Хлопов, отпущенный на волю крепостной (он был для Тютчева тем же, чем была Арина Родионовна для Пушкина и в течение многих лет нежно опекал поэта) и молодой поэт-переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его для поступления в университет. Под его влиянием Тютчев приобщился к литературному творчеству. До самой старости Тютчев испытывал чувство благодарности к своим родителям и посвятил им не одно стихотворение. Чтение стихотворения на слайде № 2 « Как можем пред тобой, родитель наш любезный»

    2. Работа с заглавиями стихотворений Ф.И.Тютчева. Слайд № 3.
    - Вам предложены были названия стихотворений Ф.И. Тютчева. Выделите основные темы.
    - Что бы сказали о творчества поэта, глядя только на названия? Фронтальная беседа по вопросам .
    ( Ребята говорят о том, то творчество двояко, противоречиво: рядом с весной – осень, с ночью – день. Довольно часто употребляется слово «последний», присутствует мотив «конца», потрясения: конец жизни, дня. В этом ощущается какой-то трагизм мировосприятия. Много стихотворений о любви, но опять же последней)
    - Какие вопросы вы бы задали? Работа в группах.
    Слушаются вопросы учащихся, выбираются часто повторяющиеся. Подводятся итоги. Слайд № 4, 5.

    Варианты вопросов:
    1. Что такое весна, осень, день, ночь в творчестве Ф.И.Тютчева?
    2. В чем суть противостояния весны и осени, дня и ночи?
    3. Дайте определение любви, опираясь на произведения Ф.Тютчева
    Почему любовь всегда трагическая?
    4. Почему возникает мотив конца, и с чем это связано?
    5. Что, по мнению Ф.И.Тютчева, может спасти мир от разрушения?

    Примечание. Представленные вопросы сформулированы самими обучающимися в ходе проводимого мною урока по данной теме. Если обучающиеся не могут сформулировать вопросы непосредственно на уроке, можно дать домашнее задание опережающего характера сильному ученику или группе учеников и проконтролировать его выполнение. В таком случае сайд демонстрируется как готовый продукт, ответами на которые и займутся обучающиеся. Если в процессе обсуждения возникли другие вопросы, они дописываются на слайд, и ответы на них также находятся либо в ходе групповой работы, либо позднее - фронтальной. Не нужно

    - Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, обратившись непосредственно к произведениям Ф.И.Тютчева.
    - Учащимся, предварительно разделенным на группы, предложены стихотворения. Задача учащихся –прочитать стихотворения, найти ответы на предложенные вопросы. Ответы записать на слайды
    № 9 ( Готовая презентация)- 1 группа,
    №10, 11( Готовая презентация) -2 группа,
    №16, 17 (Готовая презентация) - 3 группа,
    № 21, 22(Готовая презентация) - 4 группа

    Задание для 1 группы Учащиеся заполняют слайд № 9

    Образы весны и зимы в творчестве поэта
    Работа со стихотворениями: «Весенние воды» «Зима недаром злится» « Еще земли
    печален вид» « Декабрьское утро» и др.


    Вопросы: 1.Дайте определение весны, зимы по Тютчеву. Весна –это… Зима – это…
    Кто побеждает в противостоянии весны и зимы? Почему?

    Учащиеся заполняют слайд № 10

    Задание для 2 группы. Образы дня и ночи в творчестве поэта

    Работа со стихотворениями: «День и ночь» «О, вещая душа моя» «Сны»
    «Святая ночь на небосклон взошла» «Как сладко дремлет сад…» и др

    Вопросы: 1.Что такое ночь? День?
    2. С какими словами ассоциируется понятие «ночь»?
    Опираясь, на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:
    3. В чем философский смысл противостояния дня и ночи, весны?
    4.Чьи труды, чье творчество повлияли на взгляды Тютчева?
    Отвечая на 3, 4 вопросы, учащиеся заполняют слайд № 11 ( Готовая презентация)

    Задание для 3 группы Учащиеся заполняют слайд № 1
    Работа со стихотворениями: Трактовка темы любви
    «Сей день, я помню, для меня..» «Сижу задумчив и один..» «Близнецы»
    «Предопределение» «Последняя любовь» «Я встретил вас..» «Два единства» и др.

    Вопросы: 1. Дайте определение любви по Тютчеву (Любовь – это…)

    Важно, чтобы обучающиеся обратили внимание как на светлые (верхняя часть схемы), так и на темные (нижняя часть схемы) стороны любви..

    Опираясь, на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:
    3. Почему в теме звучат трагические мотивы? Почему любовь чаще всего несчастная ?
    Отвечая на 3 вопрос, учащиеся заполняют слайд № 14 ( Готовая презентация)

    Задания для 4 группы Учащиеся заполняют слайд № 17

    Работа со стихотворениями: «Последний катаклизм» «Рассвет» «Наш век»
    « Над этой темною толпой..» «Умом Россию не понять..» « День православного Востока..» и др.

    Вопросы: 1. В чем причина краха?
    2. Что является спасительным?
    3. С каким понятием тесно связан образ Бог

    Опираясь на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:
    4. В чем истоки подобного видения темы России? Расскажите и политических взглядах Тютчева.
    Отвечая на 4 вопрос, учащиеся заполняют слайд № 18 ( Готовая презентация)

    Работа в группах.
    Выступление групп. Проверка работы
    - Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы.
    Демонстрация слайда № 6 Чтение учителем стихотворения «Не то, что мните вы природа..»
    Природа у Тютчева может быть разной, диаметрально противоположной.
    Слайд № 7, 8. Задания к слайдам.

    Природа, по Тютчеву, – это особый, идеальный мир, живущий своей жизнью, наполненный душой, смыслом. И человек может приблизиться к идеалу, если постарается понять эту душу, познать этот смысл и научится жить по законам природы. Давайте попробуем понять эти законы.
    Приблизительные ответы обучающихся.
    Нужно иметь в виду, что ответы в таблице могут быть и иными. Эти ответы - это видение произведений Тютчева моими учениками, их читательский опыт.

    1 группа

    Образы весны и зимы в творчестве поэта
    Презентация слайда № 9 сопровождается устным ответом одного из учеников

    Отвечая на первый вопрос, ученики отмечают, что с весною у Тютчева связано обновление, радость, мечтания. Весна –прекрасное дитя. Зима же ведьма злая,злится. Ворчит. Зима- это мертвый стебель. Поэтому Весна всегда побеждает. Смысл – в победе добра над злом, жизни над смертью.

    Учитель: Природа вошла в поэзию Тютчева властно и стала основным объектом его воспроизведения, В русской лирике до Тютчева не было художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место. При этом поэт не столько изображает этот пейзаж, сколько выражает свое переживание в связи с ним. Поэт привнес в поэзию свежую тему слитности личности с круговращением в природе, с противоборством в ней тьмы и света и передает трагическое существование человека перед ночной бездной.

    Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Святая ночь на небосклон взошла»

    Выступление 2 группы.
    Презентация слайда № 10. Образы дня и ночи в творчестве поэта

    ( Ночь рождает гул хаоса, срывает все покровы, обнажает душу, внешний мир уходит, и человек, как сирота бездонный, гол. Ночь = тайне, бездне, хаосу, сну,пророчески-неясному)

    4. В чем философский смысл противостояния дня и ночи, весны и зимы?
    5. Чьи труды, чье творчество повлияли на взгляды Тютчева?

    Сообщение по теме: «Философское обоснование темы природы». Обучающиеся должны отметить влияние философии Шеллинга, творчества В. Жуковского, М. Державина, М. Ломоносова.
    Подведение итогов: Слайд № 11

    Учитель: глубоким драматизмом, напряженностью и неизменной философичностью отмечена и любовная лирика Тютчева. В ней доминируют образы дня и ночи, рядом с блаженством оказывается ощущение безнадежности, наряду с тишиной здесь ощущается проявление необузданной стихии, бури, которая чревата катастрофой. Не случайно Ф.Тютчев пишет « Любовь, любовь – гласит преданье -…» Демонстрация слайда № 12

    Выступление 3 группы. 1. Трактовка темы любви Презентация слайда № 13

    ( Любовь – это новый мир, это поединок роковой, страдание, это блаженство,
    безнадежность, это время золотое. Любовь дает жизнь, спасет славянский
    Мир. Но при этом любовь – близнец самоубийства.)

    Почему звучат трагические мотивы?
    Ответ уч-ся. Важно отметить то, что Тютчев чувствовал смерть самой любви и говорил, что в самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление. « Мы убиваем то, что любим, В любовном прикосновении таится гибель. Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи.

    Подведение итогов. Слайд № 14

    3. В чем истоки трагического раскрытия темы? Расскажите о личной жизни Тютчева.
    Слайд № 15. Сообщение подготовленного ученика «Женщины в судьбе поэта».
    Учитель: Мир в поэзии Тютчева предстает не только как власть мертвящего и бесформенного хаоса, Не только как появление трагического рока, но и как некая катастрофа, при которой бьет последний час природы, гибнет вселенная и распадается пространство.
    Слайд № 16 Чтение учителем стихотворения «Когда пробьет последний час природы».
    В этих условиях существование человека оказывается поистине трагичным, ибо он физически ощущает себя накануне Апокалипсиса, на краю бездны и в обстановке наступающего безумия. И Тютчев пытается найти и указать пути к спасению.

    Выступление 4 группы. Слайд № 17

    Причина краха – растление духа, безверие. Спасет вера. Бог – воскресение жизни,
    потому что только он вечен. Бог разбудит Россию, поэт беспредельно верит в Россию.
    2. В чем истоки подобного видения России? Расскажите о политических взглядах Тютчева.

    Сообщение « Политические взгляды Тютчева».
    ( Важно отметить, что Тютчев был монархистом и поэтому не принимал любой насильственный путь (революционный) смены власти, реформы на крови, а также славянофилом. Поэтому он считал, что у России свой особый путь.
    Подведение итогов. Слайд № 18
    Учитель: таких вселенских масштабов, как у Тютчева, ещё не знала отечественная литература, Не случайно Блок назовет Тютчева, своего предшественника, « самой ночной душой русской поэзии», Некрасов отнесет талант Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам, а поэт А.Апухтин в 1873 г Напишет стихотворение « Памяти Тютчева».
    Чтение стихотворения « Памяти Тютчева». Слайд № 19
    Слайд № 20. Умер Ф.И.Тютчев 27 июля 1873 года в Царском селе
    и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьева монастыря.

    Домашнее задание: Мой обожаемый поэт,
    К тебе я с просьбой и поклоном:
    Пришли в письме мне твой портрет,
    Что нарисован Аполлоном..
    Кому из современных Ф.Тютчеву поэтов принадлежит стихотворение «Ф.И.Тютчеву». Назовите автора. Прочитайте стихотворение полностью, проанализируйте его

    Список литературы к уроку.

     Ф.И.Тютчев. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.
     Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.
     Е.С.Роговер. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. – СПб – Москва: САГА- форум, 2004.
     Русская литература XIX века. 10кл.: Учебное пособие. В 2ч. Ч2/ Под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2006.
     Русская литература XIX века. Учебник- практикум для общеобр. учреждений/ под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2003

    Приложение № 1
    Ю. Айхенвальд «Тютчев». Отрывки из статьи
    Отрывок № 1. Предназначен для групп, работающих по темам: « Образ дня и ночи в творчестве» и «Тема любви».

    В основе мироздания, по глубокому убеждению Тютчева, лежит «древний хаос» ( в древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная материя, из которой образовалось впоследствии все существующее). Ночь, являющаяся в глазах Тютчева разоблачением хаоса, одновременно и страшит и манит к себе поэта. Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день: в ночи ярко светятся звезды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью отбрасывается прочь. Со светом и тьмой связан сон. Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни, отъединенной душе слиться с миром. Истинный мир – это мир, как он расстилается в поздние часы, когда людские движения и речи умолкают и в наступающей тишине явственно слышится живой язык природы. Днем его нельзя услыхать, потому что мы заглушаем его своими разговорами. Ночь все обнажено, и воочию предстает нам сама космическая душа. Познавший ночь, Тютчев увидел её безумие, её «божий гнев». Оттого ночная, трагическая стихия открылась ему в том, что днем предстает как самое доброе в мире. Хаос он увидел и в любви. Любовь не только «союз души с душой родной», она – и «роковое их слияние, их поединок роковой». В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление. Есть кровный, не случайный союз между любовью и самоубийством; они обвораживают нас своей неразрешимой тайной и ужасны своим обаяньем. Но с любовью родственно не одно только самоубийство: но есть связь между ней и убийством вообще, и Тютчев глубоко чувствовал эту смерть самой любви. Мы фатально обречены на то, чтобы любить убийственно. Мы убиваем то, что любим. В нашем любовном прикосновении таится гибель, и она поражает как раз то сердце, которое нашему сердцу всего милей. В страстных объятиях человека отцветает любимое, и слышит оно первое приближение конца. Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи, нашего духовного хаоса. Но характерно для Тютчева, что, познав ночное, хаотическое, мрачное, так далеко проникнув в темную обитель корней и подслушав злое, он сам остался все-таки лучезарен и чист. Вся жизнь Тютчева прошла под кротким благостным влиянием Жуковского. Поэтому дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняя её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашающая высокий нравственный идеал. Душевная организация Тютчева не была благоприятна для того, чтобы в ней прочно гнездились трагедия хаоса и тьмы. И потому он хотя и знал зловещую сторону любви, но сам любил рыцарски, нежно, упоенно и славил как любовь первую, так последнюю любовь, не только первый, но и последний поцелуй.

    Отрывок № 2. Предназначен для групп, работающих по темам: « Образ весны и зимы в творчестве» и «Тема России и мотив крушения в творчестве поэта».

    Мир – дар Бога человеку. Путь к познанию Бога лежит через его творение – природу, которая чаще всего выступает через времена года: весну, лето, осень, зиму. Тютчев любил жизнь и знает: жизнь торжествует над увяданием, над старостью, над смертью. Поэтому более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира, стремящегося через преображение Хаоса к гармонии. Поэт использует натурофилософский язык, который исходит из того, что мир состоит из четырех великий стихий: земли, воздуха, огня, воды – то есть основ природно-телесного бытия – макрокосмоса. Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное (пассивное, отвлеченное) истолкование природы, рассматриваемое в её целостности. Они истолковывали природу как связное и живое целое, идея тождества микрокосмоса ( человека) и макрокосмоса ( природы) . Гармонии природы, простору вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца. Причина раздвоенной, больной души человека XIX века заключается в потере религиозного сознания, чему способствовало чрезмерное развитие индивидуализма, скепсиса. Этические принципы, провозглашенные Иисусом Христом, - единственная система морали, в которой любовь, добро, сострадание становилось сутью человеческого бытия, способствовали рождению «нового человека». По учению Христа, Бог воплощается в мире, а мир приобщается к полноте Божественной жизни. «Совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. В этом, по Тютчеву, заключается смысл земной жизни. Лишь обретение христианской веры излечит душу. Трагическая история России способствовали формированию нового склада русской души, таких качеств национального характера, как терпение, смирение, всемирная отзывчивость, - все это позволило поэту считать Россию по своей природе христианской страной. Ключевые слова лирики Тютчева – Бог и Святая Русь. Но если нет святости, нет ценности, нет ничего. Вместе с потерей веры человек теряет все. Поэтому философия Тютчева полна предчувствий потерь и разрушений.
    Тютчев понимал, что судьба России будет зависеть от исхода борьбы темного и светлого в её душе, от устремленности к христианскому идеалу.
    Категория: Урок литературы | Добавил: Антонова
    Просмотров: 3314 | Загрузок: 641 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Ольга Петровна!
    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации
    образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024