Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Четверг, 25.04.2024, 03:24ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок литературы

    «За добро плати добром» (По рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)
    [ · Скачать удаленно (17.3 МБ) ] 12.08.2015, 00:21
    РАЗРАБОТКА УРОКА
    Цель урока:
    Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа и содействовать воспитанию нравственных качеств личности.
    Формирование целостного восприятия художественного произведения.
    Задачи урока:
     Образовательные:
    - формирование умений анализировать рассказ на основе проблематики, композиции, языка произведения;
    - анализируя произведение, помочь учащимся понять тему и раскрыть идейное содержание рассказа;
    - формирование умений находить в тексте художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства, выявление их роли в раскрытии замысла автора и характеров героев.
     Развивающие
    - развивать коммуникативные умения учащихся, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;
    - развивать умение наблюдать за поступками героев произведения, сравнивать, делать выводы;
    - развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение.
     Воспитательные:
    - способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга;
    - способствовать воспитанию чувства ответственности за близких людей;
    - воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.

    План урока.
    Этапы урока Время
    1. Организационный момент. Приветствие. 1мин.
    2. Мотивационная беседа. 2 мин.
    3. Введение в тему и обозначение целей урока. 1 мин.
    4. Организация первичного восприятия текста. 2 мин.
    5. Аналитическая работа по тексту
     Роль пейзажа в рассказе. 4 мин.
     Паустовский - мастер детали. 6 мин.
     Прошлое Катерины Петровны. 3 мин.
     Образ Насти в рассказе. 7 мин.
    6. Этап осмысления 12 мин.
    7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 6 мин.
    8. Заключительное слово (наставление) учителя. Домашнее задание. 1 мин.
    ХОД УРОКА
    Этапы урока Ход урока
    1.Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    2.Мотивационная беседа. Слово учителя
    Медлительной чредой нисходит день осенний,
    Медлительно крутится желтый лист,
    И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -
    Душа не избежит невидимого тленья.
    Так, каждый день стареется она,
    И каждый год, как желтый лист кружится,
    Всё кажется, и помнится, и мнится,
    Что осень прошлых лет была не так грустна.
    Я неслучайно начала этот урок со стихотворения Александра Блока, так как настроение этого стиха перекликается с настроением рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», с которым мы познакомились на прошлом уроке.
    Паустовский в рассказе затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему взаимоотношения детей и родителей.
    - А какие ещё проблемы поднимает автор?
    - Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
    3.Введение в тему и обозначение целей урока. Нет, не всегда дети проявляют заботу о своих родителях, иногда они забывают о них, забывают их навестить, позвонить. Забывают то добро, любовь, которую дарят им родители. Не случайно тема сегодняшнего урока «За добро плати добром». (Слайд 1)
    Эпиграф – «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» Цицерон (Слайд 2)
    Цель нашего урока – поразмышлять над содержанием рассказа и поведением героев, понять основную мысль произведения, сделать для себя определенные выводы. (Слайд 3)
    4.Организация первичного восприятия текста. У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально.
    (Проблемный вопрос)
    - Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»? Какими были ваши первые впечатления, мысли, чувства, возникшие при чтении? Что особенно вас тронуло?

    Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
    5.Аналитическая работа по тексту. Давайте обратимся непосредственно к тексту. Как же построен рассказ, выделим основные части и озаглавим их. (Слайд 4)
    1) Роль пейзажа в рассказе.
    - С чего автор начинает рассказ?
    (Слайд 5,6) Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского и пейзажную зарисовку из рассказа “Телеграмма”.
    (На фоне музыки Чайковского П.И. “Времена года” - “Октябрь” учитель читает начало рассказа).
    -Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
    -Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
    - Какие изобразительные средства при этом использует автор?
    - А какие детали выделяет, подчёркивает автор? (Слайд 7)
    - Подумайте, как с помощью картины природы автор передаёт состояние Катерины Петровны?
    - Как называется литературный приём, когда душевное состояние человека передается через состояние природы?
    - Описывая природу, автор применяет ещё одно средство художественной выразительности - градацию - это постепенное усиление смыслового значения, построение предложений по нарастанию смысла или наоборот. (Слайд 8)
    - А где еще звучат скорбные аккорды пейзажа?

    Вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

    2) Паустовского считают мастером детали.
    - Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

    Работа в группах.
    Ученики делятся на три группы, каждая получает своё задание:
    Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных вы¬ражениях?

    1 группа «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

    2 группа «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

    3 группа «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота».
    Вывод: Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

    3) Прошлое Катерины Петровны.
    - Восстановите прошлое героини.(Слайд 9)
    - Какие чувства вызывает облик старушки? (Слайд 10,11)
    - Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

    - Но разве рядом со старушкой совсем никого нет?

    -Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Слайд 12) (Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте).

    -Зачем и здесь нужно упоминание о саде?
    4) Образ Насти в рассказе.
    - Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живёт и работает Настя. (Слайд13)
    - Что мы узнаём о Насте из 1 части? Как мы к ней относимся?
    - Так почему дочери нет рядом? Что она делает в Ленинграде? Дает ли нам автор портрет Насти?
    Давайте вспомним страницы, посвящённые дочери. (Слайд14)
    - На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание?
    -“Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу.)
    Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское оп¬ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.
    Л.Н.Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти? Очевидно, у человека с такими холодными глазами такое же холодное сердце.
    -Что узнаем о жизни и занятиях Насти?

    - Что должна была сделать Настя, получив письмо матери? Как она отнеслась к нему? Почему?
    Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
    - Как относилась Настя к скульптору Трофимову и его выставке? Какие глаголы характеризуют её действия? Можно ли говорить о полной бездушности Насти? (слайд 15)

    -Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? (Слайд 16)
    - Как распределяются эпизоды выставки? Что происходит на выставке? (Слайд 17)
    - Настя получает телеграмму. (Слайд 18) Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.
    Обратите внимание на резкий контраст. (Слайд19)
    Вывод о несоответствии поступков и похвалы героини.
    - Почему Настя не открыла старому художнику правду?
    (Слайд 20) Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».
    Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние.
    Вывод: Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.
    Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский.

    (Слайд 21) Снова перенесёмся в Заборье. Каково состояние Катерины Петровны?
    (Слайд 22) Тихон принес телеграмму и прочитал:
    «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)
    - Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.
    - Что хотел этим сказать автор?
    - Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».
    Выясняем понимание слова пустельга. (Слайд 23)
    -Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    -Успела ли Настя приехать к живой матери? (Слайд 24)
    - Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи¬вые штрихи. Доброта односельчан словно примирила мир природы с миром людей.
    -Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

    (Слайд 25)В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. (Чтение эпизода)
    -Почему Настя уехала из Заборья крадучись?
    -Сможет ли Настия простить себя когда-нибудь?
    6. Этап осмысления. Вывод.
    Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение детей и родителей.
    -Какова идея, основная мысль рассказа?
    Название рассказа символично. К кому обращена телеграмма? О чём она?
    (Слайд 26) Творческое задание (на выбор)
    (Небольшая самостоятельная письменная работа учащихся).
    - Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
    - Напишите текст телеграммы человеку, который оказался в положении Насти.
    (Слайд 27,28) Составление синквейнов (работа в парах)
    Напишите пятистишие (синквейн) на темы: «Телеграмма», «Настя», «Тихон», «Катерина Петровна» (на выбор).
    (Слайд 29) Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
    (Слайд 30) Очень просто сказал об этом поэт В. Берестов:
    Любили тебя без особых причин
    За то, что ты — внук,
    За то, что ты — сын,
    За то, что малыш,
    За то, что растешь,
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей.
    7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, возможно, уедете далеко от родителей и не сможете их часто навещать. Будут у вас свои интересы, неотложные дела, но, несмотря на всё, помните о своих родителях.
    Я предлагаю вам послушать песню о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке.
    Прослушивание песни «Мама-мамочка» в исполнении Т.Повалий.
    (Слайд31)Рефлексия.
    Продолжите предложения:
    1. На уроке мне было сложно…
    2. Урок помог задуматься…
    3. Я понял…
    8. Заключительное слово учителя.Домашнее задание.

    Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам добрые слова. Не забывайте о тех, кто так нужда¬ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский. - За добро плати добром!»
    Домашнее задание.(Слайд32)
    1. Обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”
    2. Написать сочинение на одну из тем:
    • “Что значит для меня отчий дом?”
    • “Какой я сын (дочь)?”
    • “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.
    Категория: Урок литературы | Добавил: Stavrovskaya
    Просмотров: 3649 | Загрузок: 617 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 natdvzori  
    Уважаемая Татьяна Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом  конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Предметы гуманитарного цикла». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
          
    http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB      
    Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.      
    Тех. эксперт Н.Л. Мельникова

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024