РАЗРАБОТКА УРОКА Цель урока: Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа и содействовать воспитанию нравственных качеств личности. Формирование целостного восприятия художественного произведения. Задачи урока: Образовательные: - формирование умений анализировать рассказ на основе проблематики, композиции, языка произведения; - анализируя произведение, помочь учащимся понять тему и раскрыть идейное содержание рассказа; - формирование умений находить в тексте художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства, выявление их роли в раскрытии замысла автора и характеров героев. Развивающие - развивать коммуникативные умения учащихся, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; - развивать умение наблюдать за поступками героев произведения, сравнивать, делать выводы; - развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение. Воспитательные: - способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга; - способствовать воспитанию чувства ответственности за близких людей; - воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.
План урока. Этапы урока Время 1. Организационный момент. Приветствие. 1мин. 2. Мотивационная беседа. 2 мин. 3. Введение в тему и обозначение целей урока. 1 мин. 4. Организация первичного восприятия текста. 2 мин. 5. Аналитическая работа по тексту Роль пейзажа в рассказе. 4 мин. Паустовский - мастер детали. 6 мин. Прошлое Катерины Петровны. 3 мин. Образ Насти в рассказе. 7 мин. 6. Этап осмысления 12 мин. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 6 мин. 8. Заключительное слово (наставление) учителя. Домашнее задание. 1 мин. ХОД УРОКА Этапы урока Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь. 2.Мотивационная беседа. Слово учителя Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист, И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист - Душа не избежит невидимого тленья. Так, каждый день стареется она, И каждый год, как желтый лист кружится, Всё кажется, и помнится, и мнится, Что осень прошлых лет была не так грустна. Я неслучайно начала этот урок со стихотворения Александра Блока, так как настроение этого стиха перекликается с настроением рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», с которым мы познакомились на прошлом уроке. Паустовский в рассказе затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему взаимоотношения детей и родителей. - А какие ещё проблемы поднимает автор? - Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? 3.Введение в тему и обозначение целей урока. Нет, не всегда дети проявляют заботу о своих родителях, иногда они забывают о них, забывают их навестить, позвонить. Забывают то добро, любовь, которую дарят им родители. Не случайно тема сегодняшнего урока «За добро плати добром». (Слайд 1) Эпиграф – «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» Цицерон (Слайд 2) Цель нашего урока – поразмышлять над содержанием рассказа и поведением героев, понять основную мысль произведения, сделать для себя определенные выводы. (Слайд 3) 4.Организация первичного восприятия текста. У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. (Проблемный вопрос) - Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»? Какими были ваши первые впечатления, мысли, чувства, возникшие при чтении? Что особенно вас тронуло?
Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека. 5.Аналитическая работа по тексту. Давайте обратимся непосредственно к тексту. Как же построен рассказ, выделим основные части и озаглавим их. (Слайд 4) 1) Роль пейзажа в рассказе. - С чего автор начинает рассказ? (Слайд 5,6) Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского и пейзажную зарисовку из рассказа “Телеграмма”. (На фоне музыки Чайковского П.И. “Времена года” - “Октябрь” учитель читает начало рассказа). -Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? -Какие мысли автор передает через этот пейзаж? - Какие изобразительные средства при этом использует автор? - А какие детали выделяет, подчёркивает автор? (Слайд 7) - Подумайте, как с помощью картины природы автор передаёт состояние Катерины Петровны? - Как называется литературный приём, когда душевное состояние человека передается через состояние природы? - Описывая природу, автор применяет ещё одно средство художественной выразительности - градацию - это постепенное усиление смыслового значения, построение предложений по нарастанию смысла или наоборот. (Слайд 8) - А где еще звучат скорбные аккорды пейзажа?
Вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.
2) Паустовского считают мастером детали. - Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
Работа в группах. Ученики делятся на три группы, каждая получает своё задание: Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных вы¬ражениях?
1 группа «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
2 группа «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
3 группа «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота». Вывод: Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.
3) Прошлое Катерины Петровны. - Восстановите прошлое героини.(Слайд 9) - Какие чувства вызывает облик старушки? (Слайд 10,11) - Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
- Но разве рядом со старушкой совсем никого нет?
-Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Слайд 12) (Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте).
-Зачем и здесь нужно упоминание о саде? 4) Образ Насти в рассказе. - Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живёт и работает Настя. (Слайд13) - Что мы узнаём о Насте из 1 части? Как мы к ней относимся? - Так почему дочери нет рядом? Что она делает в Ленинграде? Дает ли нам автор портрет Насти? Давайте вспомним страницы, посвящённые дочери. (Слайд14) - На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание? -“Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу.) Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское оп¬ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Л.Н.Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти? Очевидно, у человека с такими холодными глазами такое же холодное сердце. -Что узнаем о жизни и занятиях Насти?
- Что должна была сделать Настя, получив письмо матери? Как она отнеслась к нему? Почему? Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна. - Как относилась Настя к скульптору Трофимову и его выставке? Какие глаголы характеризуют её действия? Можно ли говорить о полной бездушности Насти? (слайд 15)
-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? (Слайд 16) - Как распределяются эпизоды выставки? Что происходит на выставке? (Слайд 17) - Настя получает телеграмму. (Слайд 18) Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте. Обратите внимание на резкий контраст. (Слайд19) Вывод о несоответствии поступков и похвалы героини. - Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Слайд 20) Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом». Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние. Вывод: Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский.
(Слайд 21) Снова перенесёмся в Заборье. Каково состояние Катерины Петровны? (Слайд 22) Тихон принес телеграмму и прочитал: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя») - Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал. - Что хотел этим сказать автор? - Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой». Выясняем понимание слова пустельга. (Слайд 23) -Какой смысл вкладывает в эти слова автор? -Успела ли Настя приехать к живой матери? (Слайд 24) - Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи¬вые штрихи. Доброта односельчан словно примирила мир природы с миром людей. -Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?
(Слайд 25)В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. (Чтение эпизода) -Почему Настя уехала из Заборья крадучись? -Сможет ли Настия простить себя когда-нибудь? 6. Этап осмысления. Вывод. Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение детей и родителей. -Какова идея, основная мысль рассказа? Название рассказа символично. К кому обращена телеграмма? О чём она? (Слайд 26) Творческое задание (на выбор) (Небольшая самостоятельная письменная работа учащихся). - Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. - Напишите текст телеграммы человеку, который оказался в положении Насти. (Слайд 27,28) Составление синквейнов (работа в парах) Напишите пятистишие (синквейн) на темы: «Телеграмма», «Настя», «Тихон», «Катерина Петровна» (на выбор). (Слайд 29) Какую библейскую заповедь нарушает Настя? «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).) (Слайд 30) Очень просто сказал об этом поэт В. Берестов: Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, возможно, уедете далеко от родителей и не сможете их часто навещать. Будут у вас свои интересы, неотложные дела, но, несмотря на всё, помните о своих родителях. Я предлагаю вам послушать песню о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Прослушивание песни «Мама-мамочка» в исполнении Т.Повалий. (Слайд31)Рефлексия. Продолжите предложения: 1. На уроке мне было сложно… 2. Урок помог задуматься… 3. Я понял… 8. Заключительное слово учителя.Домашнее задание.
Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам добрые слова. Не забывайте о тех, кто так нужда¬ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский. - За добро плати добром!» Домашнее задание.(Слайд32) 1. Обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?” 2. Написать сочинение на одну из тем: • “Что значит для меня отчий дом?” • “Какой я сын (дочь)?” • “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.
Уважаемая Татьяна Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Предметы гуманитарного цикла». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех. эксперт Н.Л. Мельникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]