Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Среда, 24.04.2024, 18:34ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок обществознания

    Презентация "Безработица, ее причины и последствия"
    [ · Скачать удаленно () ] 08.08.2014, 08:13
    Задачи урока:
    • Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
    • Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
    • Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся, привитие навыков работы в микрогруппах с целью развития коммуникативных навыков.

    Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

    Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование: ПК, проектор, экран.

    Этапы урока

    1.Организационный момент.
    – Здравствуйте, ребята!
    Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

    2. Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся
    – Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новое. Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1 слайд)
    – Что изображено на слайде?
    – Что их объединяет?
    – Как будет звучать тема урока? (2 слайд) (Учащиеся сами определяют тему урока, после того как просмотрят слайд № 1).
    – Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека.
    По данным Росстата, в конце 2013г. численность экономически активного населения составляла в среднем за месяц 75,5 млн человек, среди которых безработными были 4,2 млн человек. В 2014 году рост показателя уровня безработицы продолжился. Армию безработных могут пополнить и выпускники школ и других учебных заведений. Рынок труда переполнен дипломированными безработными, которые не нашли применение своим знаниям и умениям. Тем более трудно найти рабочее место вчерашнему школьнику. Угроза безработицы всегда стояла и стоит за плечами любого наемного работника.

    Сообщение цели, задач и плана урока.(3, 4 слайды).
    Делают вывод: «Тема урока: Безработица, ее причины и последствия», записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы.

    3. Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса (5 слайд)
    – Безработица – это добро или зло?
    На этот вопрос вы ответите в конце урока.
    I. Безработица – спутник рыночной экономики.
    Предлагает индивидуальную работу со 37 статьей Конституции РФ.
    Учащиеся анализируют статью 37 Конституции РФ.
    Рассуждения ребят: труд – это право, а не обязанность; свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями
    к труду. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (вывод исходя из положения статьи 37).

    Труд – это действительно право граждан, мы все имеем право трудиться и выбирать сферу деятельности, в которой будем прикладывать наш труд. Никто не вправе принуждать нас к тем или иным работам. Все граждане нашей страны трудятся, как хотят и сколько хотят. Иными словами, большинство населения государства стремится к труду, потому что труд – это единственный гарантированный источник дохода.
    (6 слайд)
    В СССР в основе взглядов на вопрос труда лежал принцип «кто не работает – тот не ест». Это может вызвать улыбку, если бы не Уголовный кодекс, который предписывал уголовное преследование гражданина Советского Союза, намеренно уклонявшегося от исполнения трудовых обязанностей. 209 статья Уголовного кодекса СССР гласила, что гражданина, который более 4 месяцев намеренно уклоняется от исполнения трудовых обязанностей, следует привлечь к уголовной ответственности и применить к нему соответствующие санкции (лишение свободы, отбывание в специальном трудовом лагере и т. д.).
    Трудоустройство граждан было возможно только в том случае, если гражданин был прописан, а прописку можно было получить только в том случае, если вы приносили справку, что для вас готово некое трудовое место и т. д. Работой признавалось только официальное трудоустройство, эквивалентом которого могла быть учеба в ВУЗе. По сути, человек, который не трудился, выпадал из общественной системы, переставал быть гражданином, а, значит, на него не распространялись гражданские права. Это было серьёзным ограничением свободы.
    Те свободы, которые мы имеем в обществе сейчас, а именно возможности самостоятельно распоряжаться своими способностями, – это великое приобретение. Но всё-таки государство должно бороться с высоким процентом безработицы, потому что это уже обратный процесс, который может привести к революции и вернуть нас к тем положениям, которые были закреплены в Конституции 1936 года.

    Вопрос учителя:
    – Ребята, почему при командной экономике все работали, безработных не было; а при рыночной экономике появляется макроэкономическая проблема, как безработица?
    (7-9 слайды)
    Рассуждения ребят:
    При командной экономике труд был обязанностью, а незанятость граждан была основанием привлечения их к юридической ответственности. При рыночной экономике труд – свободное волеизъявление (исходя из ранее изученных тем).

    Государство каждый год проводит мониторинг того, какова ситуация на рынке труда. Всех трудоспособных граждан в возрасте старше 16 лет относят к двум категориям: занятые и безработные.
    – Кого можно назвать занятым? (10-11слайд)
    - Кого можно признать безработным? (12 слайд)
    – Что такое безработица? (13 слайд)
    Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к слайду и к учебнику. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
    В России трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54, за исключением инвалидов I и II группы, а также лиц трудоспособного возраста, которые получают пенсии.
    Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).
    К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

    Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения.

    Интересным вопросом является то, каков уровень безработицы в развитых государствах. Обычно он составляет 5-6 %, иногда ниже, но абсолютного 0, то есть отсутствия безработицы, быть не может, так как на самом деле не все граждане в обществе желают трудиться. У нас в стране к началу 2014 года он составляет 5,6%.

    Совместный анализ содержания слайда с учителем (слайд 16,17)
    Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны).

    Учитель объясняет определение уровня безработицы и обращает внимание на расчетную формулу. Как же определяется уровень безработицы? Для того чтобы определить уровень безработицы, необходимо число безработных разделить на количество трудоспособного населения и умножить на 100 %. Так мы выявляем количество безработных в процентах. Например, если количество трудоспособного населения страны составляет 100 000 человек, а из них безработных – 20 000, то уровень безработицы составляет: 20 000 / 100 000 *100 % = 20 %.
    (13-16 слайды)
    Решаем задачу на определение уровня безработицы (17-18 слайды)

    II. Причины безработицы. Виды безработицы.

    Причины безработицы:
    1.Внедрение новых технологий
    2.Экономический спад (снижается потребность во всех ресурсах)
    3.Сезонные изменения в уровне производства
    4.Рост численности трудоспособного населения (20 слайд)

    Виды безработицы:
    1. Фрикционная
    2. Циклическая
    3. Сезонная
    4. Структурная. (21слайд)
    Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по разным причинам, например, переезд в связи с изменением семейного положения, окончанием вуза. (22-23 слайды)
    Структурная безработица характеризуется несовпадением спроса на труд и предложением в различных фирмах, отраслях, по различным профессиям, происходит «исчезновение» профессии в результате НТП.
    Вопрос учащимся: Что такое НТП?
    (24-25 слайды)
    Циклическая безработица связана с наступлением фазы общего экономического спада
    в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. (26-27 слайды)
    Сезонная безработица связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года.
    Вопрос к учащимся: среди ваших знакомых есть те, кто занимается сезонными работами?
    (28 слайд)

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — развитие техники и технологии производства, повышение технического уровня работников.

    Слушаем рассуждения ребят.
    4. Работа в группах.

    III. Последствия безработицы.
    IV. Роль государства в обеспечении занятости.

    Следующий пункт плана изучается школьниками самостоятельно в минигруппах.
    Предлагает распределиться на группы по 4 человека. Проводится инструктаж.
    Правила работы в группе (Приложение 1):
    • активного сотрудничества;
    • терпимости к чужому мнению;
    • во время предложения идей отказаться от комментариев;
    • дать высказаться всем и всех выслушать;
    • не манипулировать мнениями;
    • по-джентельменски вести себя по отношению к коллегам;
    • все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;
    • не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;
    • развивать идеи других участников;
    • представлять свою идею как письменно, так и устно.
    Подготовить выступления на следующие темы:
    1. Экономические последствия безработицы.
    2. Социальные последствия безработицы.
    3. Роль государства в обеспечении занятости.

    Вы нам рассказали об экономических и социальных последствиях безработицы.

    Теперь давайте рассмотрим положительные и негативные стороны безработицы. (29-30 слайды) Ребята разделяются по группам.

    Распределение обязанностей в минигруппе, ребята договариваются,
    в какой форме будут представлять конечный результат.
    Работают самостоятельно. Обращаются к различным источникам информации.
    (Приложение 2,3)
    Презентация проделанной работы.
    Вместе с учащимися читаем положительные и негативные стороны безработицы на слайде.

    5. Закрепление полученных знаний. Учащимся раздается раздаточный материал с тестом для проверки полученных знаний Самостоятельно решают тест.

    6. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель организует подведение итогов урока, проведение рефлексии. (31 слайд)
    – Какая цель была поставлена на уроке?
    – Насколько она была реализована?
    – Что получилось?
    – Что не получилось?
    – Как работали в группе?

    Учитель задает учащимся наводящие вопросы, чтобы ученики сами подвели итоги урока.
    Вывод урока: Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы есть и позитивные, и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать. (32 слайд) Рассказывают, как они достигли цели, какие возникли проблемы. Что сделать, чтобы их решить.
    7. Домашнее задание
    Выполнить задание на выбор: §21.
    • Придумать по 2 примера, к каждому виду безработицы.
    • Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»
    (33 слайд)
    Категория: Урок обществознания | Добавил: Alty
    Просмотров: 3487 | Загрузок: 920 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 natdvzori  
    Уважаемаяколлега!

    Сообщаю Вам, что данная работа прошлатехническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Технический эксперт Мельникова Н.Л.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024