Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 29.03.2024, 13:32ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок обществознания

    Социальная динамика
    [ · Скачать удаленно (4,4 Мб) ] 18.09.2014, 00:58
    Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    1. Понятие общественного прогресса.
    2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития.

    Социальная динамика – это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

    1. Понятие общественного прогресса

    Общественный прогресс (лат. progressus – движение вперед) – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

    Общие критерии:
    • развитие человеческого разума,
    • совершенствование нравственности людей,
    • развитие производительных сил, включая самого человека,
    • прогресс науки и техники,
    • возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

    Гуманистические критерии:
    • средняя продолжительность жизни человека,
    • детская и материнская смертность,
    • состояние здоровья,
    • уровень образования,
    • развитие различных сфер культуры,
    • чувство удовлетворенности жизнью,
    • степень соблюдения прав человека,
    • отношение к природе.

    Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса

    Мыслители Сформулированные ими критерии прогресса
    Французский просветитель
    де Кондорсе́ (полное имя – Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́) Развитие человеческого разума.
    Социалист-утопист Клод Анри Сен-Симон Критерии прогресса – счастье большего количества людей, реализация своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации.
    Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг Постепенное приближение к правовой организации общественной жизни как к условию реализации свободы.
    Немецкий философ Георг Гегель Критерий прогресса – в осознании свободы.
    По мере роста осознания свободы человека происходит поступательное развитие общества.
    В современных условиях критерии общественного прогресса все больше сдвигаются в сторону гуманитарных параметров.

    Противоположное прогрессу понятие – регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

    Сторонники концепции прогрессивного развития человеческого общества выделяют две основные формы общественных преобразований: эволюция (основной способ эволюции – реформа) и революция.
    Формы общественного развития
    • эволюция (лат. evulutio – развертывание) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
    Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс).
    В узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные количественные изменения, противопоставляя его развитию как качественному сдвигу, т.е. революции.
    Социальная эволюция – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным.
    • революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии общества, природы, познания. Например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике.
    Социальная революция – кардинальное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции.
    • реформа (лат. reformo – преобразовываю) – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

    Развитие общества

    Эволюция Революция
    Реформа
    Виды Виды
    Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные
    60–70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III Февральская революция 1917 г. в России Неолитическая революция – 3 тыс. лет.
    Промышленная революция XVIII–XIX вв.

    Точки зрения мыслителей о развитии общества
    • Немецкий философ К. Маркс считал революции «локомотивами истории».
    • Российский философ Н.А. Бердяев писал: «Все революции кончались реакциями. Это – неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».
    • Современный российский историк П.В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство; во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей; в-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций; в конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    Существуют также циклические концепции развития общества. Согласно им, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

    Сторонники теории циклов

    Николай Данилевский
    (1822–1885)
    русский публицист и социолог Работа «Россия и Европа» (1869)
    В истории общества выделял отдельные «культурно-исторические типы», или цивилизации.
    Каждая цивилизация проходит следующий цикл развития: возникновение – процветание – распад.
    Освальд Шпенглер
    (1880–1936)
    немецкий философ, культуролог Работа «Закат Европы» (1918)
    В истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур».
    Каждая индивидуальная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает.
    Фаза упадка именуется «цивилизацией».
    Арнольд Тойнби
    (1889–1975)
    английский историк и философ истории 12-томный труд «Постижение истории» (1934–1961)
    Всемирная история представляет собой систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые циклы от рождения до гибели.
    Развитие цивилизаций циклично; однако в целом развитие общества прогрессивно – в истории человеческого общества наблюдается прогресс духовности и религии.
    Питирим Сорокин
    (1889–1968)
    российско-американский социолог и культуролог Работа «Социальная и культурная динамика» (1937–1941)
    Выделяет 2 типа циклов:
    1) полные – конечная фаза превращается в первую, и цикл начинается заново;
    2) относительные – направление повторяющегося процесса не совпадает полностью с направлением серии подобных предшествующих процессов.
    Исторические циклы означают не полное повторение, а скорее новое воплощение лежащих в их основе принципов. «История повторяется, но ее темы выступают во все новых вариациях, когда изменяются не только содержание, но ритм и темп».

    Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
    Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

    Стагна́ция (лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – застой, отсутствие развития; явление в экономике страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте.

    В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации (фр. moderne – новый, современный).
    Термин «модернизация» употребляется в следующих основных значениях:
    1) изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами;
    2) процесс перехода от традиционного общества к обществу модерна, от аграрного – к индустриальному;
    3) целостное обновление общества.

    2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития

    Все многообразие обществ, существующих сейчас или уже исчезнувших, разделяют на определенные типы. Существуют различные подходы к анализу общественного развития и множество способов классификации обществ.
    Наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются формационный, цивилизационный и стадиальный.

    ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

    Формационный подход сложился в марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
    Ключевым понятием марксистской концепции общества является понятие «общественно-экономическая формация».
    Общественно-экономическая формация – «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития», взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
    Для характеристики общественно-экономических формаций в марксизме вводятся понятия базис и надстройка.
    Под базисом понимается экономическая система общества, то есть производительные силы и производственные отношения;
    надстройка — это все государственные, политические и социальные институты, культура, религия, философия, наука, форма которых непосредственно зависит от базиса. Кроме того, надстройка включает в себя семью в ее конкретной исторической форме.

    Общественно-экономическая формация


    Основной характеристикой базиса, т. е. экономической системы общества является способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.


    Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
    Средства производства – средства труда и предметы труда, которые в единстве используются при производстве материальных благ.
    Средства труда – это те предметы, при помощи которых человек оказывает воздействие на предметы труда, то есть инструменты, машины, приспособления, станки, а также вспомогательные средства, без которых невозможно производство (линии электропередачи, сети связи т. д.).
    Предметы труда – это все то, на что направлен труд человека, то есть сырье, а также предметы, которые уже подверглись воздействию человека и вновь были включены в процесс производства (например, детали, заготовки).
    Что касается людей, то они должны обязательно обладать определенным профессиональным опытом, трудовыми навыками и определенным количеством знаний, необходимых в процессе производства.
    Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и по его поводу, а также относительно распределения, потребления произведенных благ и обмена ими.
    Основными производственными отношениями являются отношения собственности на средства производства. Именно они определяют экономическое положение господствующего класса, а также другие производственные отношения. В частности, класс, обладающий собственностью на средства производства, получает и прибавочную стоимость продукта – часть цены, которая не входит в затраты на сырье и выплату заработной платы, а следовательно, имеет возможность приобретать больше материальных благ. В этом проявляется неравенство при распределении произведенных продуктов.
    Пока производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют дальнейшему повышению этого уровня. На определенном этапе развития любая экономическая формация является прогрессивной, так как отражает реальные потребности общества и его экономическое состояние.
    Однако если производительные силы постоянно и стремительно меняются и развиваются, производственные отношения остаются неизменными. В конце концов, стабильные производственные отношения начинают препятствовать развитию производительных сил. Со временем, когда несоответствие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями достигает критического уровня, происходит смена экономической формации. Она может происходить как в результате революций, так и мирным путем. В первом случае производственные отношения подвергаются резкой, коренной ломке, во втором случае этот процесс протекает постепенно. Однако в любом случае производственные отношения должны быть приведены в соответствие уровню развития производительных сил.
    Изменения базиса, включающего производственные отношения и производительные силы, приводит и к трансформации надстройки. Дело в том, что, с точки зрения марксизма, основная задача надстройки состоит в обеспечении сохранности существующего положения вещей. Собственники средств производства в условиях данной общественно-экономической формации обладают властью, как экономической, так и политической, а потому, естественно, не хотят отказываться от обладания добавочной стоимостью на производимые продукты. По этой причине они используют культуру, мораль, религию, философию, а также социальные институты для того, чтобы сохранить и поддержать свою власть.

    К. Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности):
    1) первичная формация (архаические доклассовые общества);
    2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая
    • азиатский,
    • античный,
    • феодальный,
    • капиталистический способы производства;
    3) коммунистическая формация.
    Основное внимание Маркс уделил «экономической» формации, а в ее рамках – буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим («базису»), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе – коммунизму.

    Владимир Ильич Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил концепцию общественно-экономических формаций, отождествил их со способом производства и свел к системе производственных отношений.
    В советском марксизме (историческом материализме) утвердилась концепция пяти общественно-экономических формаций:
    • первобытнообщинной,
    • рабовладельческой,
    • феодальной,
    • капиталистической,
    • коммунистической.



    В своем устоявшемся виде концепция общественно-экономических формаций вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов.

    ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

    Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

    Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) употребляется в научной литературе в разных значениях.

    Основные подходы к определению «цивилизации»

    Суть подхода Авторы Примеры
    Цивилизация – это ступень, этап исторического развития Льюис Генри Морган,
    Фридрих Энгельс,
    Элвин Тоффлер Американский этнограф и антрополог Льюис Генри Морган (1818–1881) предложил выделять три этапа развития общества: дикость, варварство, цивилизация
    Цивилизация – это определенная стадия в развитии локальных культур Освальд Шпенглер Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) считал, что каждая локальная культура проходит в своем развитии этапы возникновения, роста и упадка. Фаза упадка культуры именуется цивилизацией
    Цивилизация как синоним культуры Николай Данилевский
    Российский исследователь Николай Данилевский (1822–1885) считал, что основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» или «цивилизации», проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
    Цивилизация как уровень развития отдельного региона или этноса Арнольд Тойнби Английский историк и философ Арнольд Тойнби (1889–1975) развивает теорию локальных цивилизаций – т.е. цивилизаций, присущих тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (вавилонская, китайская, исламская, христианская). Их множество, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, определяются географическими, этническими, религиозными и другими особенностями.
    Цивилизация как мировое сообщество в целом Современные концепции глобализации Цивилизация – это общество во всей его целостности и взаимосвязи его сторон (всемирная цивилизация).

    Для всех цивилизационных концепций характерны такие особенности, как:
    • отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества;
    • вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность;
    • утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

    Любая цивилизационная концепция основывается на выделении определенного числа локальных, более или менее замкнутых культурных образований. Каждое из таких образований проходит определенные этапы развития и гибнет. В целом мировой исторический процесс с точки зрения цивилизационного подхода оказывается нелинейным, поскольку этапы рождения, развития и гибели цивилизации затрагивают отдельный культурный организм, не связанный с другими.

    Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

    Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
    Соотношение материальный и духовных сфер общественной жизни Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества Духовные или идеальные факторы (ценностные установки, мировоззрение и т.п.) играют не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
    Направленность исторического развития. Представление о прогрессе Общество движется от более низкой ступени развития к более высокой.
    Главные критерии прогресса – совершенствование производительных сил и производственных отношений Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия.
    Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общественной жизни.
    Применительно к духовной культуре это понятие может использоваться очень ограниченно
    Достоинства • позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
    • человеческая история предстает как единый процесс;
    • позволяет выявить определенные закономерности общественного развития;
    • предлагает четкую периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран • позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
    • позволяет всесторонне изучить историю культуры рассматриваемого общества, проанализировать присущую ему систему ценностей, выявить национальные особенности;
    • ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
    Недостатки • многие народы не проходили в своем развитии через все или через большинство формаций;
    • большинство процессов политического, духовного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
    • недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов • невозможно проанализировать всемирную историю как единый процесс развития человечества в целом;
    • сведена к минимуму возможность исследования закономерностей исторического развития человеческого общества


    СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Во второй половине ХХ века приобретает популярность стадиальный подход к развитию человеческого общества, сторонники которого стремятся выделить определенные стадии прогрессивного развития человечества. В качестве основного критерия для выделения таких стадий, как правило, выступает технико-технологический.
    Примером стадиального подхода к развитию общества является концепция «Стадий экономического роста» американского социолога, экономиста и историка Уолта Уитмена Ростоу, изложенная им в работе «Стадии экономического роста» (1960).
    Исходя из идеи о решающей роли технико-экономических показателей в развитии общества, У. Ростоу делит историю человечества на пять указанных ниже стадий экономического роста.
    1. «Традиционное общество». Это аграрное общество с примитивным уровнем развития сельского хозяйства и «доньютоновским» уровнем науки и техники, которое ограничивает возможности производства продукции на душу населения. Общество с такими характеристиками охватывает в истории человечества, если воспользоваться классификацией Маркса, три общественно-экономических формации (первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную), а также распространяется на колониальные и полуколониальные, слаборазвитые страны мира по их состоянию в первой половине ХХ века.
    2. «Переходное общество». У. Ростоу рассматривает его как период создания предварительных условий для следующего промышленного сдвига. В этот период возникают предпосылки для перехода общества на более высокую ступень развития: рождаются научные открытия и изобретения, способные повлиять на рост производства, а также появляются предприимчивые люди, готовые использовать эти новшества для получения большей прибыли. Решительное и инициативное меньшинство выступает, по мнению У. Ростоу, подлинной движущей силой, «переводящей традиционное общество» на рельсы промышленного развития. Таким образом, «экономические изменения» Ростоу рассматривает как «последствие неэкономических человеческих порывов и устремлений».
    3. «Стадия сдвига», или «промышленная революция». Эта стадия знаменуется повышением доли накопления капитала и быстрым развитием ведущих отраслей промышленности. По мнению У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII века, Франция и США – в середине XIX века, Германия – во второй половине XIX века, Россия – в 1890–1914гг., Индия и Китай – с середины ХХ века.
    4. «Стадия зрелости». На этой стадии значительно возрастает уровень капиталовложений, повышается национальный доход, бурно развивается промышленность, возникают новые, неизвестные ранее отрасли производства. Доля городских жителей в структуре населения достигает 60–90 %. Увеличивается доля квалифицированного труда, качественно изменяется структура занятости. По мнению У. Ростоу, Англия достигла данной стадии в середине XIX века, США – в 1900 г., Германия и Франция – к 1910 г., Япония – в начале 40-х годов, а СССР лишь к началу 50-х годов ХХ в.
    5. «Эра высокого массового потребления». На этой стадии в центре внимания общества ставятся проблемы потребления и благосостояния населения в самом широком смысле этих слов. На базе достигнутой технической зрелости возникает общество, характеризующееся массовым потреблением товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.). Производство этих товаров, а также развитие сферы услуг становится главным в экономике общества. Первыми указанной эры, считает У. Ростоу, достигли США, а за ними – страны Западной Европы и Япония. Советский Союз, по мнению У. Ростоу, стоит на пороге новой эры. Когда же он переступит этот порог, произойдет вырождение существующего там социально-экономического строя. Ибо коммунизм, пишет У. Ростоу, «по своей сущности склонен к тому, чтобы завянуть в эпоху высокого массового потребления» .

    В настоящее время наиболее распространена типология, выделяющая три типа общества:
    • традиционное (аграрное);
    • индустриальное;
    • постиндустриальное.

    Традиционное (аграрное) общество – это общество, в котором основной сферой экономики было сельское хозяйство. В таком обществе в аграрной сфере занята основная масса населения, господствует натуральное хозяйство , товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного социального слоя элиты. В таком обществе преобладает ручной труд, основанный на примитивной технологической базе. Главное богатство в таком обществе – земля, а основной элемент социальной структуры – земледельческая община. Община, с одной стороны, ограничивает свободу человека, с другой – обеспечивает ему защиту и гарантирует минимум благ.
    В традиционном обществе наблюдается приоритет коллективистских ценностей, интересы целого – социальной общности, группы – преобладают над интересами отдельного человека, он «растворяется» в обществе, не выделяет себя из социального окружения. Изгнание из группы в таких обществах равносильно социальной смерти.
    Традиционное общество ориентировано на воспроизводство (повторение) самого себя: существующих социальных порядков, традиций, приемов труда. Поведение человека строго регламентируется законом, моралью, религией. Главная ценность в таком обществе – стабильность, следование заветам предков.
    В истории человечества существовало множество обществ – Древний Египет, Шумер, Древняя Индия, Древний Китай, арабо-мусульманский Восток, средневековая Западная Европа – культура которых была традиционной. Иногда понятие «традиционное общество» отождествляют с понятием «восточное общество», «Восток», т. к. общества такого типа ранее всего сформировались именно на Востоке.
    Все традиционные общества развиваются очень медленно, процесс их перехода к индустриальному обществу называют модернизацией.

    Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции, которая раньше всего начинается в странах Западной Европы (прежде всего, в Великобритании). Его основа – капиталистический способ производства, частная собственность, индивидуальное предпринимательство, конкуренция. Основной отраслью экономики в таком обществе является крупное промышленное производство, именно в этой сфере занята основная масса населения. Городское население в обществах такого типа преобладает над сельским . Развитие промышленного производства приводит к активному вмешательству общества в природные процессы. Формируется потребительское отношение к природе, что порождает экологические проблемы.
    Индустриальное общество часто именуют «западным», имея в виду регион его возникновения.
    Переход от традиционного общества к индустриальному связан с возникновением новой системы ценностей. К ним относятся инновация, новизна, эффективность. Возникает идея автономии личности, растет ценность индивидуализма, человек «освобождается» от сословных, корпоративных связей, что, с одной стороны, позволяет ему быть свободным, с другой стороны порождает одиночество и неуверенность в завтрашнем дне, ведь в случае трудностей он может рассчитывать только на самого себя.
    Концепция индустриального общества была сформулирована известным французским философом и социологом Раймоном Ароном (1905–1983). Его работа «Лекции по индустриальному обществу», первоначально изданная на французском языке (1964), а затем переведенная и изданная на английском (1968), получила широкую известность.
    Р. Арон показывает, что социальный прогресс характеризуется переходом от прежнего отсталого «традиционного общества» (т. е. аграрного общества, в котором господствовали натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому, промышленному развитому «индустриальному» обществу. По мнению Р. Арона, определяющими характеристиками индустриального общества следует считать:
    1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры;
    2) коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания;
    3) господство машинного производства и реорганизацию производства на фабрике;
    4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве;
    5) урбанизацию общества;
    6) рост массовой грамотности;
    7) предоставление избирательных прав населению и институционализацию политики вокруг массовых партий;
    8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательную рационализацию социальной жизни.
    В 1980-х гг. американский футуролог Элвин Тоффлер (р. 1928) в книге «Третья волна» (1980) изложил свое понимание индустриального общества. Согласно общеисторической схеме, предложенной в этой работе, «сельскохозяйственная цивилизация», именуемая «первой волной», на заре Нового времени «отхлынула», уступив место «второй волне» – «индустриальной» цивилизации. На смену ей в условиях чрезвычайных изменений в обществе конца XX века приходит «третья волна» – грядущая цивилизация, которой, однако, Э. Тоффлер не сумел подыскать адекватного названия.
    Э. Тоффлер отмечает, что ядром индустриальной цивилизации выступает машинное производство, массовое и сильно специализированное по своей сути. Для того чтобы дорогие по своей стоимости машины быстрее окупились, их лучше сосредоточить в одном месте (чтобы быстрее получить целостный законченный продукт, чтобы сэкономить на складских помещениях, транспортировке отдельных узлов и деталей по линии обработки и сборки и т.п.). Так что специализированное машинное производство должно быть крупным по самой своей природе. Специализация машинного производства воспроизводит себя во всех других сферах и структурах общественной жизни: в здравоохранении, образовании, охране порядка.
    Специализация производства предъявляет высокие требования к его стандартизации, а также к синхронизации жизни людей. И эта характеристика опять же проецируется на все стороны общественной жизни.

    Начиная с 1960-х гг. мировая цивилизация входит в новый этап развития, который исследователи называют информационным, или постиндустриальным обществом.

    Основные концепции, характеризующие современный этап общественного развития

    а) теория постиндустриального общества Дэниэла Белла (1919–2011);
    б) информационное общество Мануэля Кастельса (р. 1942);
    в) «третья волна» Элвина Тоффлера (р. 1928);
    г) «общество риска» Ульриха Бека (р. 1944).

    Понятие «постиндустриальное общество» ввел в употребление американский социолог Дэниэл Белл (1919–2011). В начале 1970-х годов он указал на определяющие черты складывающегося нового общественного устройства. Д. Белл предложил пять параметров, на основании которых можно говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному:
    • в экономическом секторе на смену товаропроизводящей приходит обслуживающая экономика;
    • в профессиональной системе все большее значение приобретают люди, занятые умственным трудом: ученые, инженеры, высококвалифицированные специалисты;
    • центральное положение в обществе занимает теоретическое знание, которое является источником нововведений и определяет политику;
    • большое внимание уделяется контролю над технологией и технологической оценке нововведений;
    • появляется новая интеллектуальная технология.

    ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

    Признаки
    (линии сравнения) Традиционное (аграрное) общество
    Индустриальное Постиндустриальное
    Способ хозяйствования Натуральное хозяйство
    Товарное хозяйство
    Преобладающая сфера экономики
    Сельское хозяйство Промышленное производство Сфера услуг
    Уровень механизации производства
    Ручной труд, примитивные механизмы Механизация и автоматизация производства Компьютеризация
    Занятость населения В сельском хозяйстве занято более 75 % населения В сельском хозяйстве занято около 10 % населения, в промышленности – около 85%
    В сельском хозяйстве – до 3 %, в промышленности – около 33 %, в сфере услуг – около 66 %
    Главные социальные институты
    (по Д. Беллу)
    Церковь и армия Фирма и корпорация Университет
    Ведущая социальная группа
    (по Д. Беллу)
    Священнослужители и феодалы Бизнесмены Ученые и специалисты
    Главный фактор управления
    Физическая сила Деньги Знание
    Категория: Урок обществознания | Добавил: ivltag
    Просмотров: 11169 | Загрузок: 674 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Ирина Витальевна!
    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе«Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации
    образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024